К ВОПРОСУ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОО

Волкова К.С. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. Качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в России. Управление качеством образования в современных условиях требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родительской общественности и других социальных партнеров дошкольных образовательных организаций.

На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого. М.М. Поташник трактует термин «методическая работа» - как целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала в целом, а, в конечном счете, – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития [2]. Данное определение в полной мере отражает особенности методической работы и в системе дошкольного образования.

Современная дошкольная образовательная организация развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентах деятельности специалистов. В связи с этим ее основная задача создание условий, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень, мотивированными для обучения в школе. Методическая работа должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств его личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОО – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития. Субъектом методической работы в дошкольной образовательной организации, в первую очередь, является педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива. Методическая служба – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала. Достигнуть высокого качества работы дошкольной образовательной организации возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Следовательно, задачами методической службы ДОО являются:

1. Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.

2.Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ воспитательно-образовательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.

3.Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.

4.Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

В своих исследованиях Л.И. Петрова отмечает что, «методическое сопровождение» это – целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованное в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности [1].

Данное определение в полной мере отражает особенности методической работы и в системе дошкольного образования. Современная дошкольная образовательная организация развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентах деятельности специалистов. В связи с этим ее основная задача соответствовать требованиям развивающей предметно-пространственной среды и программам нового поколения, помогать педагогам ДОО в организации воспитательно-образовательного процесса на соответствующем уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам ориентироваться в научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе.

Методическое сопровождение процесса воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие направления:

1.Методическое сопровождение, взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения проблем, и организацию деятельности с педагогами по вопросам формирования коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста;

2. Методическое обеспечение, совместный поиск, создание, экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик методического сопровождения и организации педагогической деятельности с родителями детей дошкольной образовательной организации и методического сопровождения и организации педагогической деятельности с детьми в дошкольной образовательной организации (схема 1).

Методическая служба ДОО

Методическое сопровождение и организация деятельности с педагогами ДОО

Методическое сопровождение и организация педагогической деятельности с родителями ДОО

Методическое сопровождение и организация педагогической деятельности с детьми в ДОО

Схема 1

Методическая работа по формированию коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в современной ДОО, направлена как повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитания толерантности, через комплекс методического сопровождения и организацию деятельности с детьми и родителями в дошкольной образовательной организации

Методическое сопровождение и организация педагогической деятельности с родителями в дошкольной образовательной организации

Методическое сопровождение и организация педагогической деятельности с родителями в дошкольной образовательной организации, направлено на разрешение актуальных для педагогов и родителей проблем, связанных с формированием коллективных взаимоотношений детей дошкольного возраста, и поиск возможного пути их решения. Результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Союз с родителями возможен, если педагог исключает дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях. Для работы с родителями, педагоги в современной ДОО, используют разнообразные формы работы. К основным формам работы с родителями по воспитанию толерантности у детей относятся; информационно-аналитические (консультирование), наглядно-информационные (родительский уголок, памятки, фотовыставки, газеты для родителей), познавательные (родительские собрания, родительские клубы) и досуговые (творческая мастерская, совместные мероприятия с детьми).

Таким образом, на современном этапе развития системы дошкольного образования подчеркивается необходимость обновления и повышения методического обеспечения дошкольного образования нового поколения. «Методическое сопровождение» это – целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованное в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности. Данное определение в полной мере отражает особенности методической работы и в системе дошкольного образования. Субъектом методической работы в дошкольной образовательной организации, в первую очередь, является педагог, который, учитывая своеобразие детского коллектива, совместно с родителями, создает определенные условия для развития детской деятельности, с помощью разнообразных методов проводит работу по успешному воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

Петрова, В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. [Текст] / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник . М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.

Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст]: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с.

Просмотров работы: 4