СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

Киргинцева А.О. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как и любая профессиональная деятельность, работа педагога за последние годы многократно подвергалась модернизации и стандартизации. Новые стратегии формирования компетентности педагогов - актуальная проблема системы повышения квалификации, значимая для всех типов образовательных организаций. Актуальность обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков педагогов в современном мире. Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу ДОО понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.

В РФ разработаны определенные документы, которые формулируют требования предъявляемые к работникам образовательных организаций. Один из таких документов – «Профессиональный стандарт педагога», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 года. В профессиональном стандарте указан перечень требований, определяющих квалификационный уровень педагога, необходимый для качественного выполнения им своих обязанностей, требования, предъявляемые к знаниям, умениям, опыту работы и личностным качествам педагога. В Профессиональном стандарте педагога  в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), которыми должен владеть педагог ДОО (схема 1).

Профессиональные компетенции педагога ДОО

должен уметь

должен реализовывать

должен знать

Должен владеть организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно - манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей, организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников; владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей; планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования; планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми; знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе; методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач; ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми

педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями. Должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

Схема 1. Профессиональные компетенции педагога ДОО

В образовательной среде термины «компетентность» и «компетенция» приобретают все более широкое распространение, хотя анализ психолого-педагогической литературы (А. Г. Бермус, В. А. Болотов, В. Н. Введенский, Г. Б. Голуб, А. Н. Дахин, Д. С. Ермаков, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, Н. В. Кузьмина, А. М. Новиков, Г. К. Селевко, В. Хутмахер, А. В. Хуторской, О. В. Чуракова и др.) показал, что в настоящий момент нет однозначной трактовки данных понятий, у авторов расходятся мнения относительно категорий, их классификаций и видов. Так же в научной и педагогической литературе понятия «компетентность» и «компетенция» зачастую употребляют как синонимы. Чарльз Вудруф (Charles Woodruffe, 1991) уверен, что слово «компетентность» следует использовать для того, чтобы сказать и о способности компетентно выполнять какую-то работу или ее часть, и о совокупности поступков, которые человек для этого совершает. Поэтому он считает, что для того, чтобы избежать недоразумений и путаницы, необходимо различать два термина:

Компетентность - это относящееся к человеку понятие, которое говорит об аспектах поведения, стоящего за компетентным выполнением работы.

Компетенция - это относящееся к работе понятие, которое говорит о сфере профессиональной деятельности, в которой человек компетентен.

По мнению А.Г. Бермуса компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные, инструментальные особенности и компоненты. А.М. Чошанов считает, что компетентность – это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях.

А.М. Ароновым компетентность определяется, как готовность специалиста включиться в определенную деятельность, П.Г. Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.

По мнению В.С. Лазарева компетенция – это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действий. В содержании компетенции он выделяет четыре компонента: когнитивный, ориентировочный, операциональный и опыт. Представим данные компоненты в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1

Компоненты компетенции, выделяемые В.С. Лазаревым

Компоненты

Структура компонента

Когнитивный

комплекс знаний, владение которыми необходимо для решения соответствующего типа задач.

Ориентировочный

способы постановки, планирования и решения этого типа задач и оценки результатов решения

Операциональный

владение методами выполнения действий, требующихся для решения задач данного типа.

Опыт

компонент компетенции, благодаря которому другие ее компоненты оказываются интегрированными в способ решения задач соответствующего типа.

Автор Н.В. Баграмова компетентность определяет как – способность, основанная на знаниях учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях позволяющих эффективно решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни. Компетентность по Дж. Равенну это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимания ответственности за свои действия. Так же, в своих исследованиях Дж. Равенн отметил, что быть компетентным, значит, иметь набор специфических компетентностей разного уровня. К ним относятся: самомотивация, ценностные ориентации и деловые качества, необходимые для определенных видов компетентности; восприятия и установки в отношении того, как работает общество и какова роль человека в этой структуре; понимания людьми того, что подразумевается под правилами в отношениях внутри организации.

А.В. Сластенин понимает компетентность как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений и опыта, но и специально – нравственную позицию личности.

А.Н. Щукин в своих трудах различает компетентность и компетенции как: компетентность – это свойство личности, определяющее ее способности к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции, а компетенции – это комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных человеком, и составляющий содержательный компонент его деятельности.

Л.В. Черепанова определяет компетентность как результат обучения, заключающийся в появлении у обучающегося особого свойства (качества), позволяющего его осуществлять разные виды деятельности на основе полученных, знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности (опыта деятельности). А компетенции как совокупность специальных и общепредметных знаний, умений, навыков, способов деятельности ценностных ориентаций, сформированной у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области.

Авторы Уиддет Стив и Холлифорд Сар в своих исследованиях пришли к выводу, что компетентность – это способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, в свою очередь компетенция – это способность, отражающая необходимые стандарты поведения.

Слово «компетенция», судя из выше сказанного, - означает согласованность частей, соразмерность, симметрию. Согласно этимологии, основные формообразующие признаки компетенции – соответствие, совпадение. Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «компетентный» как «1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией».

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что существует множество трактовок понятий «компетенция», «компетентность». Мы в своем исследовании придерживаемся точки зрения Андрея Викторовича Хуторского и считаем, что под компетенцией следует понимать: совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. А под понятием компетентность следует понимать – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В своих исследованиях О.А. Акулова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына определяют существенные признаки компетентности, такие как:

1 признак компетентности – деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;

2 признак – компетентность проявляется в умение осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Так же эти авторы предлагают трехуровневую иерархию компетентностей:

1 ключевые компетентности – проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации.

2 базовые компетентности – необходимы для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе, которая обеспечивает развитие общества.

3 специальные компетентности – отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности.

Авторы предполагают взаимосвязь предложенных видов компетентности, что обеспечивает становление профессиональной компетентности.

Проанализировав все выше изложенные определения, мы можем выделить основные признаки компетентной личности: динамичность; устойчивая способность к профессиональной деятельности; понимание ответственности; деятельностный характер; совершенствование знаний и умений их применить в той или иной ситуации.

Теоретико – методологические аспекты профессионализма и профессиональной компетентности отражены в работах: Э.Ф. Зеера,

И.А. Зимней, А.К. Марковой, Е.И. Огарева, М.В. Рыжова, С.Е. Шишова и др. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам выявить различные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности. В целом же, профессиональная компетентность в научных трудах характеризуется как совокупность интегрированных знаний, личностных качеств, умений и опыта, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим социумом.

Авторы Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др. в своих исследованиях понятие профессиональная компетентность рассматривают в качестве новой единицы измерения образованности человека, так как знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют и не позволяют измерить уровень качества образования и профессиональной готовности специалиста к выполнению деятельности. Компетентность в профессиональной сфере предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности.

В своих исследованиях А.К. Маркова выделяет следующие виды профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную (таблица 2).

Таблица 2

Виды профессиональной компетентности, выделяемые

А.К. Марковой

Виды

Сущность

специальная

владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие

социальная

владение коллективной профессиональной деятельностью и принятыми приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

личностная

владение приемами личностного самовыражения и саморазвития

индивидуальная

владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках своей профессии; готовность к постоянному профессиональному росту; способность к самосохранению, неподверженность профессиональному старению; умение рационально организовывать свой труд

По мнению Марковой совокупность этих видов профессиональной компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, в общении, становлении личности и индивидуальности профессионала.

В своих исследованиях А.Н. Дорофеев и К.В. Шапошников указывают, что в основу показателей профессиональной компетентности могут быть положены характеристики деятельности педагога. Так же они выделяют компоненты профессиональной деятельности (таблица 3).

Таблица 3

Компоненты профессиональной деятельности (А.Н. Дорофеев, К.В. Шапошников)

Компоненты

Сущность

1. Гносеологический

включает в себя теоретические и методологические знания основ педагогических и психологических наук, владения современными информационными технологиями, знания требования предъявляемых к современному педагогу, знание нормативно – правовых документов, касающихся профессиональной деятельности педагога, наличие дополнительных знаний.

2. Деятельностный

включает в себя множество умений, таких как: гностические, аналитические, информационные, проектировочные, творческие, коммуникативные, организаторские, развивающие.

3. Личностный

включает в себя готовность работать в коллективе, к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии.

Проанализировав работы Л.Ю. Кругловой, мы увидели, что она в структуре профессиональной компетентности выделяет следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, деятельностный (таблица 4).

Таблица 4

Компоненты профессиональной компетентности, выделяемые

Л.Ю. Кругловой

Компоненты

Сущность

Когнитивный

Знание соответствующих законов РФ, содержания профессиональной деятельности, содержания решаемых профессиональных задач

Мотивационный

Комплекс отношений к профессиональной деятельности профессиональных задач; мотивы профессиональной деятельности; ценности и ценностные ориентации

Деятельностный

Социальная роль и качество выполнения профессиональных действий

Следует отметить, что термин профессиональная компетентность объёмен и включает в себя все профессиональные направления. Мы же в своей работе рассмотрим одно из направлений профессиональной компетенции - педагогическую компетентность педагога ДОО.

В. Г. Суходольский под профессиональной компетентностью педагога понимает способность к успешному выполнению профессиональной деятельности, которая определяется требованиями определенной должности, опирающейся на фундаментальное образование, эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности. Так же данное понятие включает степень овладения профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками. Анализ работВ. Ю. Кричевского, Ю. Н. Кулюткина, Т. И. Шамовой, К. Н. Ахлестина позволил определить профессиональную компетентность педагогов дошкольной образовательной организации как целостную систему, состоящую из множества элементов, одним из которых является его управленческая культура.

Определение профессиональной компетентности педагога ДОО давали и другие ученые – А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильева, Е.А. Гребенщикова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.А. Панько, В.А. Петровский, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушина, В.И. Ядешко и др. Они определяют профессиональную компетентность педагога ДОО как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Исследователь Т.М. Сорокина даёт определение педагогической компетентности педагога ДОО как единство его теоретической и практической готовности к реализации педагогической деятельности.

С точки зрения А.С. Белкина, В.В. Нестерова, педагогическая компетентность педагогов ДОО – это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций.

Анализ литературы по данному вопросу дает нам возможность выделить качества, которые должны присутствовать у современного педагога ДОО: потребность в личностном развитии, креативность; мотивация и готовность к инновациям; принятие современных приоритетов дошкольного образования; способность и потребность в рефлексии.

Проанализировав все выше изложенное, мы приходим к выводу, что педагогическая компетентность педагогов ДОО - это системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога. Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, которые дают ему возможность справляться с определенной программой и различными ситуациями, которые могут появиться в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Решая эти ситуации, педагог совершенствует свои общие и специальные способности, содействует практической реализации задач собственного развития. Таким образом, профессиональная компетентность комплекс профессионально значимых как для отдельной личности, так и для общества качеств, необходимых человеку для реализации себя в разных видах трудовой деятельности.

Концепция дошкольного воспитания (А.М. Виноградова, И.А. Карпенко, В.А. Петровский и др.), заложила новые целевые ориентации в работе педагога на личностное взаимодействие и партнерское общение с ребенком в условиях сотрудничества.

В настоящий момент нововведения в системе дошкольного образования обусловлены потребностью в изменениях, равных развитию общества и образовательной системы в целом. Во главе механизма таких перемен будут, находится поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности педагогов, способствующей качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных организаций.

В исследованиях Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Т. И. Шамова и многих других ученых раскрыты аспекты педагогической компетентности педагога ДОО (схема 2).

 

Аспекты педагогической компетентности

 

способности педагога к анализу, планированию, организации, контролю, регулированию педагогического процесса, выстраиванию взаимоотношений с воспитанниками, их родителями и педагогическим коллективом

умения оказывать влияние собственной личностью на детей, учитывать индивидуальные способности и возрастные особенности воспитанников

владение формами и методами осуществления воспитания и обучения дошкольников

Схема 2. Аспекты педагогической компетентности в исследованиях

Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского , Т. И. Шамова и др.

Таким образом, проведя анализ психолого – педагогической, методической литературы мы увидели, что проблема формирования компетентности педагогов ДОО довольно остро встала перед исследователями в начале 2000х годов. Многие авторы исследовали эту проблему в своих научных трудах, их исследования показывают, что потребность в формировании компетентности педагогов ДОО сохраняется и так же актуальна, как и прежде, к тому же ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений.

Подводя итог, можно отметить, анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО в настоящее время является одной из актуальных. Попробуем основные требования к профессиональной компетентности педагога ДОО сформулировать следующим образом:

1. наличие глубоких знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей;

2. проявление осведомления во взаимоотношениях с воспитанником и существование развитых механизмов понимания другого человека;

3. владение педагогическим мастерством и педагогической техникой;

4. обладание профессионально значимыми личностными свойствами и ценностными ориентациями.

Список литературы:

Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия [Текст] /М.И. Лукьянова// Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007 №1. С. 72-81

Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] //А.А. Майер // Основы педагогического менеджмента. – 2007. №1.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РоссийскойФедерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н.

Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов [Текст]/ Т. Сваталова // Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95.

Смородинова, М.В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (Г.Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. _ С.16-18.

Топоровский, В. П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип.[Текст] / В.П. Топоровский - М.: Планета.- 2011.-167 с.

Топоровский, В. П. Особенности развития компетентности педагога в свете требований профессионального стандарта [Текст] /В.П. Топорвский //Вестник образования и развития науки Российской Академии естественных наук. - Издательство ГИЭФПТ. -2016. - №2. - С. 111-115. 

Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов [Текст] / О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя. – 2010. - №3.- С.4.

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования. [Текст]/А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003.- №2.- с. 58-64.

Шадриков, В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности [Текст]/ В.Д. Шадриков // Сибирский учитель. – 2007.- №6.- С. 5-15.

Шадриков, В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст]/ В.Д. Шадриков //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология- №1. – 2006. – С. 15-21.

Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. - № 2.

Просмотров работы: 218