Особенности подросткового коллектива. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности подросткового коллектива.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коллектив (от лат. «собирательный») представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов. Даже в течение дня человек может становится участником совершенно разных коллективов: после уроков в учебном заведении подросток может пойти в спортивную секцию или в школу искусств и т.д.

Наиболее ярким и динамичным из детских коллективов является коллектив подростков. Дети подросткового возраста находятся на границе между детской и взрослой жизнью. Зачастую, будучи незрелыми личностями, они вынуждены сталкиваться с вполне «взрослыми» проблемами. Но возможна и другая крайность: взрослеющий подросток отказывается вступать во самостоятельную жизнь, уходит от проблем.

Среда подростков – это жесткое, высоко конкурентное общество с высокой долей контактов в среде интернет. Социальные тенденции к чрезмерной индивидуализации, росту социальной напряженности и агрессии в повседневной жизни находят свое отражение во взаимодействии школьников подросткового возраста. В частности, в среде подростков возникает буллинг - «форма деструктивного конфликтного взаимодействия в малой группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, в присутствии свидетелей, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия».

За последние 15-20 лет в общении подростков резко сузилось пространство социального взаимодействия, которое в настоящее время главным образом происходит в виртуальном пространстве в социальных сетях, при этом непосредственное взаимодействие подростков сведено к минимуму. Школа является обязательным для посещения всеми подростками учреждением. Одним из немногих пространств, где на регулярной основе в течение длительного времени осуществляются общение и взаимодействие подростков, является классный коллектив. Таким образом, нарушения общения, которые были распространены в различных социальных группах между подростками (секции, кружки, клубы по интересам и т. д.), сейчас сконцентрированы в школьном классе.

Кроме снижения доли социальной офф-лайн активности современных подростков, чрезмерное увлечение интернет–ресурсами несет и дополнительные угрозы:

- подростки чутко воспринимают модели поведения в сети и пытаются транслировать их в жизни;

- подростки становятся ведомыми, теряют свою самоидентификацию;

- разрушается модель семейного уклада: ценность мнения старших, послушание и взаимное уважение.

Отношение обучающихся к совместной деятельности в коллективе характеризуется наличием коллективной самоидентификации, которая предполагает избирательное отношение ко всем взаимодействиям в группе. Член коллектива самостоятельно и свободно, основываясь на собственных ценностях и идеалах, принимает решение, воздействуя при этом на группу. Таким образом, коллективное самоопределение и самоидентификация исключают возникновение насилия и конформизма или нонконформизма по отношению к нему. Современные подростки характеризуются чрезмерным стремлением к самовыражению, зачастую даже переступая нормы закона (обнажение в публичных местах, провокационных выходки и пр.).

Слова Аристотеля: “Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами” - остаются актуальными и до сих пор.

В подростковом коллективе на основе совместной социально одобряемой деятельности возникают отношения, опосредствованные совместной деятельностью, - формальная структура класса, в которую входят члены актива, староста, активные члены коллектива, здоровый пассив. Важной чертой формальной структуры коллектива являются постоянные ротации членов коллектива.

Эмоциональные отношения в коллективе разнообразны, сближение формальной и неформальной структур коллектива позволяет формировать дружеские, доброжелательные отношения между учащимися. Коллектив является средой для неформального общения, обмена интересами.

Современные подростки относятся к так называемому поколению Z, работа с которым имеет ряд особенностей. Это молодые люди, родившиеся в период кардинальной перестройки технологий, глобализации и постмодернизма. То, что их педагоги и родители считали фантастикой, для них – стандартные условия жизни. И наоборот, современные подростки зачастую не способны понять старших, т.к. не способны представить то, каким был мир 20-25 лет назад. Наличие прогрессивных технологий является не только преимуществом, таящем в себе реальные угрозы. Также есть статистически подтвержденные данные о заниженной самооценке современной молодежи, повышенном страхе одиночеств и тревоге. Примерно половина подростков-старшеклассников имеют заниженную самооценку.

Чувство одиночества, недовольство собой удивительным образом сочетаются с самоуверенностью и отсутствием авторитетов среди педагогов и родителей. Современные подростки глубоко убеждены в том, что Интернет-ресурсы являются более надежным источником информации, чем старшее поколение и чем печатные издания.

Потенциал коллектива в подростковом возрасте состоит в таких его характеристиках, как наличие социально одобряемой коллективной деятельности, опосредствующей просоциальные личностные качества и черты коллективистского взаимодействия подростков, наличие коллективистских мотивов и целей подростков, ценностно-ориентационное единство коллектива, эмоционально-ценностное отношение подростков к участникам коллектива и коллективной деятельности.

Список использованных источников:

Слотина Т. В. Психология личности. СПб.: Питер, 2012. - 304 с.

Стефановская Т. А. Классный руководитель. М.: Академия, 2006.- 113 с.

Дурманенко Евгения Аристарховна Предупреждение межличностных конфликтов в коллективе школьников-подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-mezhlichnostnyh-konfliktov-v-kollektive-shkolnikov-podrostkov (дата обращения: 13.12.2018).

Просмотров работы: 100