ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Рябцева М.Д. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из главных и важных проблем на сегодняшний день является проблема экстремизма и терроризма. Сегодня она затрагивает все сферы нашей жизни, в том числе и образовательную.

Но что же такое экстремизм? Понятию «экстремизм» дают разные определения, поскольку это сложное явление само по себе, поэтому дадим свое определение экстремизма. Экстремизм – это сложное явление, характеризующееся приверженностью крайним взглядам и использованием крайних мер для достижения своих целей, которые зачастую являются антисоциальными (терроризм, бунт и т.д.). Также система экстремизма имеет свои устойчивые направления, виды: политические, религиозные, этнонациональные и другие.

Результатами политических, социальных и экономических причин являются психологические факторы экстремизма, которые усиливают действия этих самых причин и являются благоприятной почвой для восприятия и распространения массового сознания экстремистской идеологии. Получается, что все вышеперечисленные причины соединяются в одно, и. проходя психологический фактор, рождается экстремизм.

Экстремистское поведение зарождается и подпитывается не только в социуме, в котором человек находится и развивается, но и в самом человеке оно зарождается и подпитывается, что определяет его психофизиологические особенности. Как известно, террористы и экстремисты утверждают, что они придерживаются определенной идеологии, но, на самом деле, это не всегда так. Существуют группы террористов, которые просто действуют без какого-либо идеологического обоснования, и для таких групп лиц действия стоят на первом месте. Такие группы террористов могут забыть с чего начиналось, какие цели изначально они преследовали, либо вовсе поменять цели или модифицировать их. Но есть, чьи действия основаны на определенной идеологии [5, 7]. Итак, можно сделать вывод о том, что в экстремистском поведении есть не просто идеология и действие, а фанатическая идея, цель и действие, что становиться и психологической проблемой.

К психологической проблеме формирования экстремистского мировоззрения и поведения относят нравственность, эмоции, чувства и т.д. Соответственно, исходя из этого, делаем вывод, что в начале есть человек с экстремистским типом личности, затем формируется экстремистское мышление, которому могут способствовать и социум, в котором происходит становление личности, положения в стране, мире и т.д. В итоге мы получаем человека с экстремистским типом личности и экстремистским мышлением, на основе которых формируется экстремистское поведение. Очень важно понимать еще и то, что экстремистская наклонность у человека дана в задатках, которая может никак не проявляться.

При изучении, рассмотрении, объяснения такого феномена, как экстремизм, с точки зрения психологии, важно учитывать процессы индивидуализации, которые происходят под влиянием внешних факторов, социокультурных, а также под воздействием психофизических особенностей.

Экстремистское мышление является достаточно своеобразным. Для экстремистов все в мире либо черное, либо белое; либо ложь, либо истина. И то, что для нас является истиной, для них будет являться ложью. Такое демонстративное, противоположное нормальности мышление, очень схоже с подростковым поведением, когда подростки хотят выделиться и противоречат родителям, начинают вести себя не так, как хотят родители и т.д. Это совсем элементарное видение мира: черное и белое. Ведь все мы знаем, сколько оттенков серого, белого и черного еще существует. Так и истина не всегда и не для всех будет истиной, и ложь не всегда и не для всех будет ложью. Мир не так прост, он сложен и многообразен.

Экстремистской направленностью является принятие личностью экстремистской идеологии, перестройка своего поведения и деятельности под экстремистскую идеологию. Все это является неотъемлемой частью психики верующего экстремиста. Экстремистскую направленность человека необходимо рассматривать со стороны эмоциональных переживаний, которые сопровождают его и являются важным элементом психики экстремиста.

Экстремизм, рассматриваемых на уровне личности как субъекта социальных отношений, является девиантным типом поведения, а значит, важно выявить и социально-психологические детерминанты развития и проявления экстремизма у личности. Экстремизм является видом конфликтного взаимодействия между группами и между личностями, где проявляется борьба за свои права, свободу и т.д.

Психология, как наука, должна сделать вклад в понятие такого феномена как экстремизм и разрушить противоречия между потребностью изучения экстремизма и тем недостатком в исследованиях, которые имеются на сегодняшний день. К пониманию экстремизма в современной научной литературе, как социально-психологической сущности феномена относятся: деструктивная форма мировоззрения и поведения; агрессивное поведение по отношению к другим, чужим, противоположной стороне; антисоциальное поведение и деятельность, провоцирующие и вызывающие конфликт; ксенофобия и др.

Экстремизм сегодня проникает в молодежную среду, что является сверхопасным социально-политическим и социально-психологическим явлением. Это не только опасно для человека, общества, политики, но и для будущего нашей страны. Поэтому очень важно воспитывать патриотизм и гражданскую ответственность и среди молодежи, и среди педагогов. В группу молодежи также входят и педагоги, возраст которых не достигает 30 лет.

К сожалению, в настоящее время, экстремизм стремительно распространяется среди молодежи. Это вроде бы, с одной стороны, уже взрослая группа, имеющая свои взгляды, интересы и видение на мир, но с другой стороны, это еще не сформированные до конца личности, без устойчивой идеологии, легко подвергающиеся и поддающиеся чужому мнению. На этой основе и под влиянием различных факторов у молодежи могут сформироваться радикальные взгляды и убеждения. Экстремистские и террористические организации пользуются разобщенностью молодежи в своих целях.

Их легко заманить «красивой жизнью», «свободой», которую, например, пропагандирует запрещенная в России группировка ИГИЛ (Исламское Государство Ирака и Леванта). Это опасная для всех стран всего мира группировка, нарушающая мировой порядок, безопасность и развитие всей цивилизации. ИГИЛ (деятельность организации запрещена на территории РФ) является частью самой крупной ультрарадикальной международной террористической организации ваххабитского направления ислама Аль-Каида [2].

К этой группировке все больше присоединяется молодежи.

Это можно объяснить тем, что, например, родители в чем-то не дают «свободу» своему ребенку (гулять, сколько вздумается, общаться с друзьями, выбрать понравившуюся профессию, одежду, еду и т.д.), а личность с неустойчивой психикой остро может воспринимать этот запрет свободы. И тут появляются люди, которые тебя прекрасно понимают и поддерживают в твоих проблемах. Затем, они рассказывают, как они хорошо живут в этой, так называемой свободе, роскоши и приглашают присоединиться к ним. И, конечно же, многие молодые люди поддаются на это, не отдавая себе отчет и не понимая, что это за люди и организация.

Преподаватели, несмотря на свое образование, возраст, ум и мудрость тоже могут поддаться явлению экстремизма. Это объясняется в первую очередь тем, что они тоже люди с психикой, и порой не всегда устойчивой. Загруженность на работе, дом, семья, написание всевозможных научных статей и монографий ради того, чтобы пройти конкурс и не потерять работу, тяжелая экономическая ситуация, связанная с различными экономическими реформами в стране и т.д. Все это очень давит на них и их психику.

В высших и средних образовательных учреждениях, в обществе, по телевидению, в СМИ нас учат и призывают к толерантности. Особенно это касается толерантного отношения к людям другой национальности и культуры.

Сегодня из-за своего толерантного отношения мы можем не заметить, что ученик, студент, педагог прильнул к сверхопасной группировке, занимающейся терроризмом. А когда мы замечаем странное поведение, уже становится слишком поздно и порой необратимо. Человека сложно вернуть обратно к реальной жизни, где нет места экстремизму и терроризму.

Попадание человека в экстремистские организации очень похожи на такую организацию, как секта. Например, секта чисто религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления и противостоящая ему. Секта имеет своего основателя и свое особое учение. Группировка ИГИЛ (Исламское государство) (деятельность организации запрещена на территории РФ) тоже имеет своего основателя – иорданца Ахмед Фадыль Халейла (Абу Мусаб аз-Заркави), а одна из основных причин появления и быстрого роста этой группировки является распространение идей религиозного экстремизма среди молодежи.

За последние годы зафиксирована активизация неформальных молодежных группировок, таких как скинхеды, футбольные фанаты, и случаи избиения, нанесения тяжкого вреда вплоть до летального исхода иностранным гражданам со стороны этих группировок. Такой ситуацией пользуются представители разных партий и движений. Они привлекают группировки на свою сторону с целью проведения политических беспорядков, террористических акций и т.д. Молодые люди, входящие в эти самые группировки, хорошо развиты физически, у них есть не только опыт рукопашных боев, но и опыт применения холодного, а порой и огнестрельного оружия.

Помимо молодежных группировок, носящих фашистский характер, существует такое международное движение, которое наоборот, борется с фашизмом. Название, которое носит это движение, - «Антифа» (антифашизм). Оно объединяет в себе левые и леворадикальные и общественные организации, партии, которые борются с расизмом и неонацизмом.

В России члены «Антифа» имеют разные политические взгляды: социал-демократы, ультралевые марксисты, анархисты и т.д. [3]. Они представлены общественными движениями и организациями, которые разделяют антифашистские идеи.

Несмотря на то, что взгляды двух этих группировок кардинально различаются, тем не менее, их используют для трансформации политической системы России. Так, например, на Украине используют молодежные группы футбольных фанатов с целью уличных беспорядков с политическим подтекстом и антироссийской пропагандой.

Экстремизм носит социально-политический характер в молодежной среде со своей сложной структурой и аспектами, такими как идеологическими, организационными и деятельностными.

Идеологический аспект выражается экстремистской направленностью в различных теориях и концепциях для объединения экстремистки настроенных лиц и приобретения единомышленников.

Организационный аспект несет в себе разработку стратегий, на их основе тактических действий, финансовое и материально-техническое обеспечение, с целью экстремистской деятельности.

Экстремистское воздействие против лиц, организаций, групп, борющихся с экстремизмом, проведение экстремистских акций, все это относится к деятельностному аспекту.

Несмотря на то, что системе образования характерны установки, нормативы, которые учат проявлению самоуважения и уважению прав другого человека, повышению культурного уровня личности, и не пропагандируется идеология насилия. Тем не менее, как было сказано выше, молодые люди имеют неустановившиеся взгляды и им присуще неопределенность положения. Плюс идет подкрепление со стороны семьи. Часто, в неполноценных семьях, ребенку мало уделяется внимания и времени на воспитание. Это приводит к высокому риску попадания молодежи в экстремистские и террористические организации. Поэтому, несмотря на это, в полноценной или в полной семье растет ребенок, воспитанием должно заняться и государство в лице учебных заведений, а также проводить профилактику экстремизма в средних и высших учебных заведениях среди молодежи и педагогического состава.

Опасным является то обстоятельство, что в средних и высших учебных заведениях обучается большое количество молодых мусульман, которые, несомненно, могут пропагандировать идеи религиозного экстремизма ученикам, студентам, педагогам, а также призывать к разжиганию национальной вражды и политической борьбы против власти путем митингов, распространения материалов, содержащих экстремистский и террористический характер. Еще страшнее то, что они могут не просто пропагандировать, а осуществлять террористические и экстремистские действия в стенах школ, училищ, колледжей, институтов, университетов подвергая тем самым опасности жизни учащихся, учителей и педагогов.

Одними из профилактических действий против распространения экстремизма среди молодежи является информационное противодействие и взаимодействие семьи, средних, высших учебных заведений, СМИ, телевидения, науки, кинематографа и т.д. [4].

Важно развивать у молодежи позитивные ценностные ориентиры, правовые знания, информировать о последствиях террористических действий и уголовной ответственности за эти действия, проводить лекции, занятия антитеррористического характера в учебных учреждениях и развивать чувство долга перед страной, патриотизм [1].

Необходимо проводить в учебных группах не только лекции, студенческие конференции, круглые столы, но и дискуссии, по этому поводу, что позволит понять отношение учеников к данной проблеме и выявить, кто из них, возможно, подвержен экстремистскому влиянию и кто может нести опасность окружающим. Это также касается и педагогического состава. Следует среди деканов, заведующих кафедрами, педагогов, совместно с учениками, студентами, проводить конференции, дискуссии, круглые столы с целью профилактики экстремизма и терроризма.

Проводить информативную помощь студентам со стороны кураторов, психологов, комендантов общежитий на основе утвержденных разработанных программ, рекомендаций по профилактике экстремизма. Регулярно проводить учебные тревоги с учениками, студентами, педагогами, административным персоналом не только при возникновении пожара, но и в случаях террористической угрозы.

Приглашать сотрудников правоохранительных органов для проведения теоретических и практических занятий по правилам поведения при террористической угрозе, а также с целью профилактики экстремизма и терроризма.

Привлекать различные спортивные, культмассовые организации для улучшения, поддержания физической подготовки, развития и повышения культурного уровня, а также для сплочения учеников, студентов, педагогов.

Проводить в стенах учебного учреждения анкетирование для учащихся и педагогов с целью выявления лиц, склонных к проявлению экстремизма и терроризма.

Проводить родительские собрания на темы экстремизма, терроризма, ксенофобии, толерантности и различных субкультурах.

В данной статье мы дали определение такому явлению как экстремизм, рассмотрели проблему проявления и распространения экстремизма, терроризма и ксенофобии в средних и высших учебных заведениях. Рассмотрели краткую характеристику экстремизма, провели небольшую параллель между понятием секты и запрещенной во всем мире группировкой ИГИЛ (Исламское Государство Ирака и Леванта) (деятельность организации запрещена на территории РФ) и перечислили некоторые методы профилактики экстремизма в средних и высших учебных заведениях.

Пожалуй, такие методы профилактики должны помочь молодым людям и педагогам увидеть различие между толерантностью и реальной угрозой для жизни - проявлением экстремизма и терроризма. Так, например, заметив в толпе молящегося мусульманина, со своей толерантностью мы можем не заметить опасного террориста. Это не утверждение и не призыв к отвержению толерантности и высокой степени подозрительности ко всем иностранцам. Это призыв к вниманию, к тому, кто и что нас окружает, к тому, чтобы не быть равнодушным к себе и окружающим, быть более образованным в плане вопросов ксенофобии, экстремизма, терроризма и различных проявлениях субкультур. Поскольку все это может спасти жизнь не только вам, но и вашим близким, знакомым, окружающим людям и государству в целом.

Список литературы:

Агапов П.В., Винокуров А.Ю., Залужный А.Г., Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография [Текст] / П.В. Агапов, А.Ю. Винокуров, А.Г. Залужный; Академия генеральной прокуратуры РФ. М.: Проспект. 2016. 432 с.

Атран С. Разговаривая с врагом. Религиозный экстремизм, священные ценности и что значит быть человеком / Скотт Атран [Перевод с англ. Бюро переводов «пароль» и Н. Подунова] М.: Карьера Пресс. 2016. 608 с.

Беликов С.В. Антифа. Молодёжный экстремизм в России / Сергей Беликов. М.: Алгоритм. 2012. 256 с.

Иванов И.Е. Психология терроризма: Предупреждение и пресечение террористических актов [Текст] / И. Е. Иванов. СПб.: Камея. 2005. 125 с.

Креншо М. Терроризм и международное сотрудничество: Реферат ИНИОН АН СССР. М. 1990. С. 6.

Чупров В.И., Зубок, Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Академия, 2009. – 320 с.

Киселев Ю.В., Кисляков П.А. Информационные угрозы экстремизма в отношении детей и молодежи // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 107-108.

Просмотров работы: 12