ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Щербатых Е.С. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В психологии всегда была актуальной проблема воли и развития волевых качеств, что определяется потребностью различных социальных институтов. Социум, школа, семья повышают свои требования к подрастающему поколению. На фоне чего важным условием гармоничного развития личности выступает развитие волевых качеств в подростковом возрасте.

Представители разных психологических направлений в своих работах освещали проблему воли и развития волевых качеств. Среди отечественных исследователей, изучающих проблему воли, можно отметить таких как Л.С. Выготский, А.И. Высоцкий, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.К. Калинин, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов и другие. Изучением проблемы развития волевых качеств подростков занимались такие исследователи как Е.П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, К.К. Платонов, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейн.

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей – это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели. При этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности [2, 6].

Старший школьный возраст выступает сензитивным возрастом для развития многих личностных качеств, в том числе, таких как нравственность, социальные установки, самоотношение, отношение к окружающим и обществу. Данный возрастной период характеризуется стабилизацией черт характера и основных форм межличностного поведения. Происходит трансформация структуры волевых качеств личности. У старших школьников интенсивно развивается способность к волевой регуляции, формируется большее единство выбора целей и способов волевой регуляции для их достижения. В различных видах деятельности начинают реализовываться способы самоуправления и мобилизации своих возможностей. Старшие школьники начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием [3, 5].

Развитие воли у подростков в рамках деятельности общеобразовательного учреждения выступает одной из приоритетных задач. Поскольку ее решение приходится на особый, подростковый возраст человека, в течение которого активно формируются и развиваются все, в том числе и волевые личностные качества. Во-вторых, она не имеет однозначного решения, так как каждое новое поколение подростков вступает во взрослую жизнь в новых социальных условиях, испытывает на себе воздействие как новых, так и «старых», но значительно переформатированных факторов. Поэтому на каждом новом этапе общественного развития требует научного осмысления, проработки приемов, форм, методов решения [5].

Волевое развитие личности выступает активной силой, под влиянием которой изменяются и окружающая действительность, и сама личность. Важным фактором в данном процессе является физическая культура и спорт, поскольку в процессе активной физкультурно-спортивной деятельности проявляется и формируется общественная сущность человека, выявляются механизмы действия коллективных отношений [1].

Волевые качества – это не какие-то отсроченные личностные качества, которые сыграют свою роль в будущем. Они актуальны «здесь и сейчас», как в учебной, так и в постоянно расширяющейся и усложняющейся внеучебной деятельности. В силу этих обстоятельств выбор проблемы не случаен. Он обусловлен как важностью практической задачи развития волевых качеств, а также особым характером и возможностями влияния на этот процесс социально-психологических техник [4, 6].

Рассмотрев теоретические аспекты по теме исследования, мы пришли к пониманию важности изучения волевых качеств у подростков, что и легло в основу проведенного исследования целью, которой выступило изучение способов развития волевых качеств подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитию волевых качеств подростков в образовательной среде будет способствовать целенаправленная развивающая программа, направленная на развитие волевых качеств подростков.

В исследовании использовались следующие методы сбора эмпирических данных:

1) Методика диагностики волевых особенностей личности (М.В. Чумаков); 2) Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана; 3) Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); 4) Анкета «волевые привычки» (В.С. Юркевич).

Проанализированные теоретические аспекты по проблеме исследования позволили выявить ряд концептуальных предложений, которые легли в основу эмпирического исследования, это выразилось в формулировании задач исследования:

1) Подобрать адекватные цели исследования методики;

2) Выявить особенности развития волевых качеств, с помощью подобранной батареи методик в контрольном и экспериментальном классах;

3) Провести развивающие занятия с экспериментальным классом;

4) Сопоставить полученные результаты контрольного и экспериментального классов до и после проведения развивающих занятий;

5) Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

В исследовании приняли участие подростки старших классов, в количестве 60 человек, из них 30 школьников в возрасте 13-14 лет и 30 школьников в возрасте 15-16 лет. Из которых 31 подросток – мальчики и 29 подростков – девочки. Для исследования особенностей саморегуляции у подростков было сформировано две группы детей: в первую группу подростков вошли учащиеся 7-8 классов общеобразовательной школы в возрасте 13-15 лет; во вторую группу вошли подростки 13-15 лет – учащиеся 7-8 классов. Средний возраст испытуемых составил 14,6 лет.

Исследование было проведено в период с 2017 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:

Первый этап: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования.

Второй этап: уточнение категориального аппарата, выдвижение гипотезы, разработка программы эмпирического исследования.

Третий этап: разработка и осуществление эмпирического исследования, обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов, целостное оформление работы.

Суть эмпирической части заключается в проведении серии развивающих занятий на одном из двух классов. Далее следует сравнение показателей класса, в котором проводились занятия по развитию волевых качеств с классом, в котором занятия не проводились, с целью продемонстрировать динамику волевого развития первой группы.

Сначала проводится диагностика начального уровня развития волевых качеств в данных двух классах. Далее на одном из классов проводится серия развивающих занятий. Со вторым классом (контрольным) занятия не проводятся. По окончании серии занятий проводится повторная диагностика на двух классах.

По результатам эмпирического исследования были сформулированы следующие выводы.

До проведения развивающего занятия в контрольной группе были установлены такие волевые особенности как решительность, энергичность и внимательность. Для большинства подростков характерен средний уровень развития волевых особенностей и наименее всего присущ высокий уровень.

У подростков экспериментальной группы наиболее выражены такие волевые особенности как энергичность, внимательность, целеустремленность и решительность. Наиболее всего подростком характерен средний уровень развития волевых особенностей личности. Наименее всего проявляется у подростков высокий уровень развития волевых особенностей личности.

Проведенный анализ волевых особенностей подростков после проведения развивающего занятия показал, что у подростков экспериментальной группы было установлено повышение показателей по всем волевым качествам. В отношении контрольной группы можно отметить, что их показатели не изменились и остались на прежнем уровне.

В контрольной группе наиболее всего выражен средний уровень развития волевых особенностей личности, что не изменилось со времени первого замера. В экспериментальной группе после проведения развивающих занятий увеличилось число подростков с высоким уровнем развития волевых особенностей и уменьшилось с низким и средним уровнем.

Изучение волевых особенностей личности подростков показало наличие достоверных различий в проявлении инициативности(tэмп. = 1,92; tэмп. < tкр.), решительности (tэмп. = 1,68; tэмп. < tкр.), самостоятельности (tэмп. = 1,96; tэмп. < tкр.) и выдержки (tэмп. = 1,78; tэмп. < tкр.) между контрольной и экспериментальной группами. Данные показатели указывают на достоверную выраженность исследованных волевых особенностей у подростков экспериментальной группы после проведения развивающих занятий.

Статистическая обработка результатов исследования волевой регуляции также показала отсутствие достоверных различий в проявлении таких аспектов саморегуляции как: общая шкала саморегуляции (tэмп. = 0,50; tэмп. < tкр.), настойчивость (tэмп. = 1,21; tэмп. < tкр.) и самообладание (tэмп. = 1,41; tэмп. < tкр.). То есть волевая саморегуляция в равной степени проявляется у испытуемых контрольной и экспериментальной групп.

Математико-статистический анализ показателей самооценки силы воли показал наличие достоверных различий между подростками контрольной и экспериментальной группами (tэмп. = 2,19; tэмп. < tкр.). Данные показатели указывают на достоверную выраженность высоких показателей самооценки силы воли у подростков экспериментальной группы после проведения развивающих занятий.

Итак, в отношении выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что развитию волевых качеств подростков на уроках физической будет способствовать целенаправленная развивающая программа, включающая в себя систематические занятия физкультурой и спортом, а также занятия по формированию волевых качеств подростков, можно сказать, что она подтвердилась частично, поскольку достоверные различия установлены только в отношении таких волевых особенностей личности как инициативность, решительность, самостоятельность и выдержка. В отношении других волевых особенностей личности различия до и после проведения развивающих занятий не установлены. Также не установлены достоверные различия в проявлении волевой саморегуляции.

Исходя их чего можно заключить, что разработанная нами программа по оптимизации волевых особенностей у подростков нуждается в доработке, в частности необходимы дополнительные занятия с подростками на уроках физической культуры, а также необходимо сотрудничество всех участников образовательного процесса (учителей, психологов и родителей), направленное на всестороннее развитие личности подростка в целом и на формирование волевой сферы, в частности.

Литература

Батыршина А. Р. Проблема формирования и воспитания волевых качеств личности в отечественной психологии / А. Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 10. – С. 26-30.

Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.

Кондратьева Н.П. Развитие волевых качеств подростков в процессе тренинговых занятий / Н.П. Кондратьева, Л.Д. Сафонова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. Под научной редакцией Ю.В. Варданян. – 2016. – С. 190-195.

Крутецкий В.А. Воспитание воли и характера / В.А. Крутецкий. – М.: Знание, 1960. – 40 с.

Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков / Л.Д. Сафонова, Н.П. Кондратьева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам XXXVIII студенческой международной науч.-практ. конф. – Новосибирск: АНС «СибАК», 2016. – №1(38). – С. 226-230.

Склярова Т.В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребенке / Т.В. Склярова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Серия 4: Педагогика. Психология. – 2005. – № 1. – С. 114-133.

Стрелков В.И., Сафошин А.В. Воля как фактор становления индивида // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 8-й международной научно-практической конференции. 2015. С. 123-125.

Просмотров работы: 466