КОУЧИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ, ПЕРЕЖИВШИМ ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОУЧИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ, ПЕРЕЖИВШИМ ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

Шарабарина К.А. 1
1Российский государственный областной университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных социально-экономических условиях увеличение количества женщин, пережившим трудную жизненную ситуацию вышли в разряд проблем, требующих первоочередного решения. Употребление алкоголя и наркотических веществ женщинами для ухода от жизненных проблем имеет серьезные медицинские, социальные, психологические и экономические последствия. Оно обусловливает антисоциальное поведение, деградацию личности, ухудшение здоровья и генофонда нации [10, с. 21]. В настоящее время отсутствует обоснованная модель возвращения женщин, переживших трудную жизненную ситуацию, к социализации после стресса, депрессии и возможной деградации, возникшей в связи с употреблением алкоголя или наркотиков [3].

Относительно длительное депрессивное состояние и низкая эффективность, выбранных женщиной средств, методов, приемов, направленных на выход из сложившейся ситуации приводит к деградации личности. В этой связи применение технологий социально-психологической помощи женщинам, пережившим трудную жизненную ситуацию, со стороны профессиональных специалистов, обладающих знаниями и опытом в решении подобных проблем, способствует устранению негативного влияния внешних факторов и является средством ремиссии психологического кризиса.

Среди факторов, определяющих понятие «трудная жизненная ситуация», специалисты отмечают психотравмирующие события. Например, болезнь, несчастный случай, смерть родственников или близких людей и пр. Другим фактором является жизненные перемены. Например, развод, женитьба, карьерный рост, рождение ребенка, переезд в другой город или

страну, потеря близкого человека. Эти события имеют как негативный, так и позитивный характер.

Автор работ М.Е. Сандомирский рассматривает сложные жизненные ситуации сквозь призму ожидаемых изменений в жизни человека, связанных с приятными жизненными событиями – окончание учебы в вузе, регистрация брака, рождение детей и т.п. Эти приятные события в жизни индивидов можно отнести к категории жизненных ситуаций, которые требуют изменение привычной жизни. Попадая в подобные жизненные ситуации человек может долгое время быть дезориентированным, поэтому только обученные люди физически и психологически способны быстро и успешно адаптироваться к новому ритму жизни [8, с. 32].

Как замечает О.В. Нестерова наиболее продолжительной по времени, интенсивной и разрушительной по характеру является реакция индивида на стресс. Крайние жизненные ситуации могут нести разрушительные очаги в психике личности. Они способны изменить человеческое поведение, «уничтожают» основные структуры личной организации - образ мира [7, с.67].

Одним из эффективных методов технологии социально-психологической помощи женщинам, пережившим трудную жизненную ситуацию, является коучинг. Использование данного метода помогает вывести женщину из депрессивного состояния, повышает устойчивость психики к стрессовым состояниям, активизирует жизненные силы женщин в решении личностных проблем. Социально-психологическая помощь должна оказываться на следующем за медикаментозным и психотерапевтическим этапом, при которой индивиды восстанавливать свой социальный статус.

Вместе с тем, следует отметить, что в социальной психологии на сегодняшний день проблема оказания социально-психологической помощи женщинам, пережившим трудную жизненную ситуацию, недостаточно изучена. Имеются лишь отдельные научные труды, посвященные проблеме безработицы с «женским лицом» [1]; потерей близких людей [2]. В том или ином случае под социально-психологической помощью понимается процесс, в результате которого происходят: выход из депрессивного состояния, возвращение женщины семью, производственный коллектив, к нормальной жизни, восстановление социального статуса, приобщение к здоровому образу жизни.

Выходом из создавшейся трудной жизненной ситуации, с которой человек пытается справиться и не может найти адекватного и действенного средства, является коучинг как технология социально-психологической помощи.

Под коучингом понимается тренинг или метод обучения, или система воздействий, упражнений, направленных на коррекцию индивидуально психологических характеристик личности. В коучинге принимают участие две стороны: тренер и пострадавший или группа пострадавших (обучающихся) [5]. Особенностью тренингов является «новообразование» личности, адекватное содержанию, требованиям, например, профессиональной деятельности. Коучинг предоставляет возможность организации режима самокоррекции поведения личности [9].

Коучинг, как замечает А.Н. Леонтьева, представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии, которые организует тренер в форме групповой психотерапии. В тренинге обучающимся предполагаются различных подходы: психодраматический, гештальттерапия, трансактный анализ, социальный психоанализ, биографический метод и др., помогающие обрести уверенность в собственных силах и возможностях [6, с. 43-50].

Среди методов коучинга можно выделить следующие [4]:

1.Техника расслабления. Цель - изменить реакцию индивида на последствия от переживаний в трудной жизненной ситуации: с отрицательной реакции на нейтральное отношение к ситуации. В основе механизма реализации техники расслабления перехода в психике лежит активизация способности индивида к расслаблению от мышечного напряжения [1]. В условиях эмоционального стресса у женщины сковываются и физические, и функциональные, и психические процессы. Мышцы находятся в состоянии напряжения: женщина зацикливается на проблеме. Техника расслабления позволяет решать ряд задач: влиять на формирование оптимального рабочего состояния; ускоряет процессы восстановления психики; снимает излишнее напряжение.

2. Метод анализа негативных состояний: логический анализ ситуации, выбор тактики управления эмоциями или, наоборот, психической защиты, формирование плана выхода из данного положения. При этом могут использоваться самоприказы типа: «Не думай о плохом, думай о хорошем!», «У меня все хорошо, плохое в прошлом!», «Мне нравится думать о хорошем, чем о плохом!». Значение таких приказов со стороны, например, коллеги, психолога будет тем больше, чем более контрастно и своевременно они прозвучат.

3. Переключение внимания. С помощью данного метода устраняется избыточная реакция на неудачи и появляется состояние уверенности в себе. Например, женщина может посмотреть видеофильм, пообщаться с друзьями, пройтись по улице, начать вязать, шить, готовить пищу и т.д. При этом внимание женщина концентрирует на действии или фазах действия, которое происходит «здесь и сейчас». Женщина, включаясь в различные виды деятельности переключает внимание, с травмирующего психику события на другие виды деятельности.

4. Метод прорисовывания ситуации. Женщина несколько раз переходит от состояния покоя и расслабления к идеомоторному соучастию в конкретных ситуациях, которые для нее могут быть достаточно эмоциональными. «Прорисовывая ситуации» значимые для женщины, важным является снижение их психотравмирующих функций.

5.Метод неотправленных писем. Письмо является привычным и естественным для человека средством общения. Поэтому метод неотправленных писем при выходе из стрессовой ситуации ассоциируется с языком и речью: посредством языка и речи, как устной, так и письменной осуществляются взаимодействия на психику индивида В пользу метода неотправленных писем говорит тот факт, что человеческая речь (внутренняя и внешняя) лучше всего индивидами осознается и контролируется. С помощью речи индивид может скрывать свои мысли или выразить свои мысли.

6. Арт-терапия. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и профилактики стресса посредством творчества, что дает возможность коснуться глубинных процессов личности, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с символами развиваются ассоциативно-образное мышление, воображение. Арт-терапия расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах, формирует творческое отношение к жизни. Арт-методы эффективны с женщинами при следующих показаниях: негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, нарушения общения, стрессовые состояния, депрессия и др.

Таким образом, коучинг как технология социально-психологической помощи женщинам, пережившим трудную жизненную ситуацию, позволяет продуктивно подойти к устранению проблемы, сложившейся в этом направлении исследований. Известны также случаи применения групповой психотерапии, так как она направлена на достижение личностных изменений в позитивном ключе. Это улучшает субъективное самочувствие женщины и устраняет симптоматики, восстанавливает полноценное функционирование личности отдельно и группы в целом.

Список литературы

1. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 2010. 191 с.

2. Грязнов А.Н. Социально–психологические аспекты формирования ремиссии аддиктивной личности // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Ярославль, 10 ноября 2006 г.). – Ярославль, 2006. – С. 21 – 23

3. Калитеевская Е.Р. Диагностика в гештальттерапии // Гештальт-98: Сб. материалов Московского гештальтинститута. М., 2008.

4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Ленанд, 2011. 320 с.

5. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2011. 242 с..

6. Леонтьева А.Н. Значение когнитивного компонента в системе социально-психологической дезадаптации личности / А.Н. Леонтьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. - Челябинск, 2011. - Выпуск №8, С. 43-50.

7. Нестерова О.В. Управление стрессами: учеб. Пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. 320 с.

8. Рамедник Д.М. Тренинг личностного роста: учеб. пособие / Д. М. Рамендик. - М.: Форум : Инфра-М, 2007. - 176 с.

9. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Питер, 2010. 234 с.

10. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом БАХРАХ. – М, 2017. – 112 с.

11. Цветкова Н.А. Социально-психологическое обслуживание женщин. Учебное пособие. Саратов, 2014.

Просмотров работы: 30