Задача исследования – выявить социально-психологические условия готовности инвалидов к профессиональной самореализации
Респонденты – инвалиды 60 человек
В исследовании были использованы следующие методы: анкетирование, факторный анализ, сравнительный анализ.
Методика – анкета
Показатели (качественные, количественные)
Анкета «Изучение социально-психологических условий готовности инвалида к профессиональной самореализации» включает широкий круг вопросов, направленных на сбор необходимой информации с целью формирования представления об условиях их готовности к профессиональной самореализации.
Описание результатов анкетирования.
Социально-демографический блок.
В опросе приняли участие 60 инвалидов. Процентное соотношение ответов респондентов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Данные результатов анкетирования в социально-демографическом блоке
Вопрос: |
Результаты: |
Возраст: |
18-20 лет – 16,7% 20-25 года – 50% 25-30 лет – 33, 3% |
Пол: |
женщины – 50%, мужчины – 50% |
Образование: |
неоконченное среднее: 5% общее среднее: 28,3% среднее специальное: 16,7 % неоконченное высшее: 16,7 % высшее (в том числе бакалавр): 25 % несколько высших: 5% ученая степень: 3,33% |
Какое образование Вы считаете для себя достаточным |
неоконченное среднее – 1,7% общее среднее – 5% среднее специальное – 10 % высшее (бакалавр) – 65% Магистратура – 11,7% Аспирантура – 5 % Докторантура – 1,7 % |
Как Вы учитесь или учились? |
в основном на «3»: 38,3% на «3» и «4»: 16,7 % в основном на «4»: 28,3 % на «4» и «5»: 8,3 % в основном на «5»: 8,3 % |
Группа инвалидности: |
первая: 16,7% вторая: 40% третья: 43,3% |
Основания для инвалидности: |
отсутствие слуха: 3,6% отсутствие зрения: 5% деформация конечностей (1 гр.): 3,6% нарушение сердечнососудистой системы: 10% нарушение слуха (слабослышащие) и зрения (слабослышащие): 11,7% психические заболевания (эпилепсия): 6,7% прогрессирующие параличи: 3,6% онкологические заболевания: 8,3% гипертонические болезни, нарушения работы сердца: 20% снижение остроты зрения/слуха: 13,3% нарушения функций ОДС: 10% |
Семейное положение: |
холост: 58,3% женат: 42,7%, вдовец (вдова): 0% |
Наличие детей: |
есть: 16,7% |
Родительская семья: |
неполная: 66,7% полная: 16,7% полная с братьями и/или сестрами: 16,7% |
С кем проживают: |
родители:11,7% с супругом\супругой: 41,7% с братом \сестрой: 6,7% один: 13,3% с ребенком: 10% с родственниками (тетя, дядя):13,3% с бабушкой: 3,3% |
Работает ли в настоящий момент: |
да: 46,6% нет: 53,4% |
Вам нравиться ваша работа? |
Да: 35,7% Нет: 64,3% |
Какую должность Вы считаете для себя достаточной, учитывая, Вашу будущую профессию, |
рядовой работник: 50 % руководитель небольшого коллектива (бригадир, зав. группой): 41,7 % руководитель крупного подразделения на предприятии, в учреждении: 8,3 % руководитель предприятия, учреждения: 0% руководитель более высоких звеньев управления, администрации: 0% |
Желаемая з/п: |
До 30 тысяч рублей: 20 % 30-50 тысяч рублей: 63,3%; более 50 тысяч рублей: 16,7% |
Работа по профессии? |
Да: 60,7% Нет: 39,3 % |
Удовлетворение своей профессией |
Да: 25 % Нет: 75 % |
Осведомленность практической стороной своей профессии |
Да: 42,5% Нет: 57,5 % |
Самостоятельность выбора профессии |
Да: 42,5% Нет: 57,5 % |
Желаемая сфера работы: |
свое дело: 11,7% государственные органы: 46,7% предприятие для инвалидов: 15% не имеет значение: 18,3% там, где я уже работаю: 25 % |
Состоите ли вы в общественных, спортивных, культурных организациях |
да: 15% нет: 85% |
Вы занимаетесь профессиональными видами спорта |
да: 10% нет: 90% |
Желание заниматься спортом |
Да: 33,3 % Нет: 66,7 % |
Опыт поиска работы: |
да, уже нашел: 46,7% да, но безуспешно: 11,7% нет: 41,6% |
Вы хотите работать? Да/Нет. |
да: 46,6 % нет: 53,3 % |
Когда готовы приступить к работе: |
Ответили только те, кто не работает (32 человека): сразу: 21,8 % в течение месяца: 0 % в течение полугода: 0 % позднее, не готов: 78,2 % |
Важность удаленность работы от дома? |
Да: 63,3% Нет: 36,7 % |
Вас устраивает удаленность в настоящее время? |
Да: 42, 8 % Нет: 57, 2% |
Вы удовлетворены своей работай на данный этап времени? |
Да: 35,7% Нет: 64,3% |
Вы хотите поменять свою работу? |
Да: 35,7 % Нет: 64,3 % |
Вы хотите поменять профессию? |
Да: 45% Нет: 55% |
С социально-демографической стороны, испытуемые в большинстве своем, в возрасте от 20 лет до 30. Этот возраст приходится актуальным для профессиональной самореализации. Большинство из инвалидов имеют образование, а именно общее среднее – 28,3%, либо среднее специальное, либо высшее, пусть и неоконченное – 16,7%. Это очень низкий показатель образованности, что сразу говорит о низкой готовности к профессиональной самореализации сразу 30 челок, а это половина опрошенных. Образование высшее имеют 25% респондентов, 2 человека из них имеют 1 группу инвалидности. При том, что желание иметь высшее образование возникает у 65 %. Ученую степень считают достойным иметь 18,3% (11 человек). Данная категория имеет высокую самооценку и стремление к достижению профессиональному. Показатель образования (получение профессии) равен 66,7%, то есть 40 человек имеют профессию и получают ее в настоящее время.
Уровень образования и полученных знаний можно оценить чуть ниже среднего. Респонденты имеющие неоконченное среднее и среднее образование ответили, что в основном учились на «3», а инвалиды с неоконченным высшим, высшим и более образованием указали на оценку «4» и «5» 36,6 % и лишь 8,3% указали, что это в основном «5». Высокие оценки говорят о высокой готовности в когнитивно-образовательном компоненте готовности инвалидов к профессиональной самореализации.
Чаще всего, испытуемые имеют 2 или 3 группу инвалидности, при большом разнообразии заболеваний. Примерно поровну испытуемых холосты и женаты/замужем (42,7%). У большинства нет детей, только 16,7% заявили об их наличии, и они же указывают на замужнее положение и полную семью или с братьями и сестрами полную. Более половины росло в неполной семье (66,7%). Все инвалиды из неполных семей не имеют высшего образования и не работают. В настоящее время, около 40% испытуемых проживают с супругами, 11% продолжают жить с родителями, а 13% живут одни. Инвалиды, у которых есть своя семья все имеют высокое образование, работу.
Более половины испытуемых испытывают трудности в поиске работы или вовсе не ищут её, а 46,7% испытуемых успешно трудоустроились. 28 человек трудоустроились из 40 имеющих профессию. 20 человек из них имеют высшего образование или ученую степень, 7 человек из них имеют неоконченное высшее и 1 человек среднее специальное. То есть чем выше образование, тем вероятнее, что инвалид работает. Стоит отметить, что из 28 работающих инвалидов, нравится работа лишь 35,7 %, а остальным не нравиться их работа. 64,3 % испытуемых, работающих выразили недовольство своей работой.
Работать из общего количества респондентов желают 58,3 %, а 41, 7% респондентов не желают работать и не работают в данный момент. Все эти инвалиды воспитывались в неполных семьях. То есть, часть респондентов не работающие, ищет ее и желает работать – 11,7%. Респонденты, которые не хотят работать, так же не готовы в ближайшее время и приступать к ней – 78,2%. Среди неработающих опрошенных, 21,8% готовы сразу же приступить в работе, остальным либо нужно время, либо они вовсе не готовы начинать работать, это говорит о их низкой активности и стремлению к достижениям. 7 инвалидов испытывает реальные трудности с поиском работы, в то время как остальные либо не готовы к профессиональной деятельности в силу субъективных причин, либо в силу особенностей состояния здоровья.
Примечательно, что почти все испытуемые указывают среднюю желаемую заработную плату, что может охарактеризовать их самооценку, как среднюю. Респонденты с высшим образованием отнесли себя к должности руководитель небольшого коллектива – 41,7%. Респонденты, имеющие несколько высших и ученую степень, указывают на руководителя крупного предприятия – 8,33%, так же они относятся к категории удовлетворенности своим местом работы. Рядовыми работниками указывают себя 50 %, куда вошли все неработающие инвалиды. Это говорит о заниженной самооценки инвалида и отсутствии достижения у него к профессиональной самореализации и профессиональному самоопределению.
Около половины инвалидов хотят работать в государственных органах (46,7%), то есть, желание стабильности и безопасности, а четверть удовлетворена выбранной сферой труда. Только 15 % опрошенных хотят работать на предприятиях, оснащенных для труда лиц, имеющих ограниченные возможности. Поменять свою работу желают 35,7 %, то есть полученная профессия в той или иной степени не удовлетворяет его.
Работают из работящих (28 человек, 46,6 % работающих в целом) по профессии 60,7 % инвалидов. Своей полученной профессией удовлетворены лишь 25 % испытуемых. Все они имеют образование не ниже среднего специального. Профессию хотят поменять 45%.
Инвалиды имеющие высшее образование или несколько высших отвечают, что осведомлены практической стороной своей профессией (42,5 %) и все они работают по профессии и 57,5 % не применили на практике полученные знания и умения. Эти респонденты отнеслись к категории, которая хочет менять профессию. Из них 11 человек работают не по профессии, а 12 и вовсе не работают и уже хотят поменять профессию. Инвалиды, имеющие образование и не применившие знание и умения на практике, находятся низком и среднем этапе готовности к профессиональной самореализации. Интересным становится факт, что профессию выбирали себе сами лишь 42,5 % опрошенных из имеющих профессию, то есть выбор не был осознанным, откуда и возникают недовольство выбором профессии, и желанием ее поменять. Отсутствие работы и образования так же характеризуется с неосознанным, несамостоятельным выбором профессии.
В общественных организациях состоят 15% инвалидов и 10 % занимаются спортом. Эти же респонденты все работают и имеют высшее и более образование. Все спортсмены указали на самостоятельность выбора профессии. Это говорит нам о том, что спорт способствует к мотивации, воли, самообразованию, достижениям и стремлениям. Инвалиды - спортсмены все из полных семей и имеют уже свои семьи. Желают заниматься спортом 33,3%, но по субъективным причинам этого не делают. Инвалиды эти относятся к неполным семьям и семьям с братьями и сестрами.
Удалённость работы от дома важна инвалидам 1 группы – 16,7%. Эти инвалиды не работают, за исключением 3,33.%, которые имеют высшее образование и работу. В целом удалённость важна 63,3%. Устраивает удаленность работающих инвалидов – 42,8%, меньше половины работающих.
Опросник детерминант профессиональной самореализации.
Второй части анкеты являлся список утверждений, в которые были зашифрованы детерминанты готовности профессиональной самореализации, описанные в первой главе. На рисунке 1 представлены средние значения по всем шкалам – детерминантам.
рис.1. Среднее значение детерминант профессиональной самореализации
Исходя из таблицы видно, что наиболее выраженными шакалами у респондентов оказались: тревога, норма поведение, интеллект. Наименее выраженными – доминирование, замкнутость и напряжение, самооценка, самоконтроль, сдержанность, власть, активность, образование, безопасность. Данное распределение может охарактеризовать испытуемых как склонных к тревоге, недоверчивости. Они не стремятся контролировать себя, тем не менее могут быть более сдержанными. Тяжелее дается сдерживать внутреннее напряжение, редко поддерживают легкое общение с людьми. Данные факты не являются определяющими при оценке потенциала профессиональной самореализации, а дают представление о готовности к профессиональной самореализации инвалидов с учетом данных выявленных в первой части анкетирования.
Далее нами был произведен факторный анализ полученных данных, с целью сокращения количества переменных и определения ключевых факторов, влияющих на успешность профессиональной самореализации лиц с ограниченными возможностями с последующей интерпретацией социально-психологических условий готовности к профессиональной самореализации. Факторный анализ производился в программе IBM SPSS Statistics 26. Результаты представлены в таблицах 2, 3 и 4, 5, в которых представлены корреляционные матрицы и внутренние данные факторного анализа, на которых отражены выявленные достоверные корреляции. Значимость критерия согласия равняется 0,055, что свидетельствует о правильном выборе количества респондентов и вопросов в анализируемой анкете. И, соответственно, результаты анализа являются достоверными. Проанализировав результаты факторного анализа, удалось сформировать три фактора, состоящие из следующих категорий:
фактор (1): тревога, доверие-подозрительность, замкнутость, напряжение, сдержанность-экспрессивность, безопасность.
фактор (2): доминирование, норма поведение, эмоциональная стабильность, достижение, власть, общественное признание.
фактор (3): интеллект, дипломатичность, самоконтроль, активность, самостоятельность, образование, сотрудничество, самооценка
Первый фактор описывает такие тенденции, которые характерны для тревожных, склонных к невротическим состояниям, замкнутых людей. В целом, каждое из понятий, может быть совокупно охарактеризовано как «тревожность». При этом, тревожность является преградой как для профессионального развития в общем, так и для поиска работы, в частности.
Второй фактор, содержащий в себе лидерские качества, определяет умение постоять за себя, добиваться результата, вести себя достойно в обществе, быт культурным, учитывать границы других людей, сохраняя спокойствие. Данный фактор можно обозначить как «стремление к достижению, власти, умение взаимодействовать».
Третий фактор можно обозначить как «образованность», в широком понимании данного слова. Раскрывая вложенные в фактор понятия, мы можем сделать вывод, что готовность открыто, активно и самостоятельно сотрудничать с людьми, является важным умением человека, не смотря на ограничения состояния здоровья.
Соответственно, нам удалось выявить три ключевых детерминанты, способствующие готовности к профессиональной самореализации инвалидов – образованности, стремление к достижениям и власти, взаимодействию с окружающими и снижение тревожности.
Далее для определения социально-психологических условий готовности к профессиональной самореализации инвалидов, которые влияют на выявленные детерминанты готовности нами был проведен анализ данных анкетирования и социально-демографического блока.
В неполных семьях у респондентов повешена тревога, подозрительность, замкнутость, напряжение, экспрессивность и слабое чувство безопасности. Инвалид не чувствующий себя в безопасности не может быть готов к профессиональной самореализации. Итак, инвалиды, воспитывающиеся в неполных семьях, имеют в анкетирование средний балл ответов относительно тревожности «5,3», что является высокой оценкой тревожности и инвалиды из полных семей имеют средний балл 3,2, то есть в неполных семьях фактор тревожности намного выше чем в полных семьях. Инвалиды в неполной семье также дают наиболее низкий балл доверия «3,25», чем полные семьи «4,7». Замкнутость дает средний балл ответов у инвалидов из неполных семей «2,7», а у полных семей «4,2», то есть инвалиды из неполных семей более замкнуты, чем инвалиды, воспитывающиеся в полных семьях. Так же нами была выявлена взаимосвязь между группой инвалидности и потребностью в безопасности. Инвалиды 1 и 2 группы имеют средний бал в безопасности «2,5», и средний балл в напряжении «3,18» в отличии от инвалидов 3 группы безопасность «3,9», а расслабленность «4,15». Данные цифры говорят о том, что группа инвалидности и полнота семьи напрямую зависит в потребности безопасности и уровне напряженности-расслабленность. То есть в неполных семьях инвалидам требуется больше безопасности, и они более напряжены, в том числе и с четом их группы инвалидности. Интересна на наш взгляд сопряженность сдержанности-экспрессивности с социальным положением проживания. Инвалиды, проживающие с родителями и родственниками менее сдержаны (средний бал «3,9»), инвалиды, проживающие со своей семьей, имеют высокую сдержанность «2,19» и инвалиды, проживающие одни наиболее экспрессивны «3,38». Таким образом, полнота семьи, состав, группа инвалидности влияет на все детерминанты первого фактора, и влияет на выбор профессии инвалида, что позволяет их все отнести к социально психологическому условию готовности «Семья и ценности семьи». Данное условие включает детерминанты: тревога, доверие-подозрительность, замкнутость, напряжение, сдержанность-экспрессивность, безопасность.
Далее рассмотрим взаимосвязь «Общества и окружения» и выявленных детерминант 2 фактора. Инвалиды работающие или состоящие в общественных организациях имеют средний балл доминантность «4,2», и средний балл власти «4,67», норма поведения «6», а инвалиды, не имеющие к таким организациям отношение, имели средний балл доминантности «2,9», власти «3,2», норма поведения «3,3». Интересным становится факт, что инвалиды, работающие или состоящие в общественных организациях, имеют средний балл эмоциональной стабильности «4,76» в противовес «3,2», а инвалиды, не имеющие к таким организациям отношение, при том, что работающие инвалиды в не сферы общественных организаций имеют эмоциональную стабильность в выражении баллов «3,9», а не работающие во все «3,09». То есть инвалиды, имеющие отношение к общественным организациям более эмоционально стабильные. Инвалиды, занимающиеся профессиональным спортом, имеют средний балл достижения «5» и общественное признание «5,5», власть «4,8» и не занимающиеся имеют балл достижения «3,2», общественное признание «3,5», власть «2,6». Инвалиды, желающие заниматься спортом имеют «4,2» балл достижения и «4,4» общественного признания, остальные, которые не желают заниматься спортом «3» балл достижения и балл «3,3» общественного признания. Они не желают признания от общества, хуже соответственно идут на взаимный контакт и коммуникацию. В целом работающие инвалиды дают бал «4,1» в достижениях, «4,4» в потребности общественного признания, не работающие инвалиды дают бал «2,7» в достижениях, «3» в потребности общественного признания. Таким образом, инвалиды, находящиеся в обществе чаще других, во взаимодействие с другими инвалидами, принимающие участие в жизни общества, работающие имеют высокие оценки детерминант готовности к профессиональной самореализации (доминирование, норма поведение, эмоциональная стабильность, достижение, власть, общественное признание). Таким образом «Общество и окружение» как социально-психологическое условие влияет на все детерминанты второго фактора.
Далее рассмотрим взаимосвязь «Образования и работы» с детерминантами 3 фактора анкетирования социально-демографического блока. Инвалиды имеющее высшее образование, несколько высших образований и/или ученую степень имеют высокий балл оценок по уровню интеллекта «5,2», и высокий балл дипломатичности «4,2», инвалиды со среднем и неоконченным высшим имеют балл «3,3» и не имеющие даже среднего образования «2,5». Инвалиды, желающие получать з/п низкую, показывают низкую самооценку «2,2», образование «2,1» средняя з/п «2,9», образование «2,8» высокую з/п «3,8», образование «4,2». Инвалиды, желающие сферой работы иметь свое дело имеют высокую самостоятельность «4,4», то есть инвалиды, которые целеустремленно знаю, как они готовы зарабатывать средства самостоятельно. Активность проявляется в поиске работы у неработающих «3,3» и работающих инвалидов, а именно дает средний балл «3», инвалиды, которые не ищут работу имеют очень низкий балл «1,8». Инвалиды, не ищущие работу в силу субъективных причин или по состоянию здоровья, не проявляют активность во все. Нежелание работы у инвалидов дает низкую оценку сотрудничеству «3,1», а желание работать дает оценку сотрудничеству «3,9», то есть инвалиды по каким-либо причинам не желают работать и сотрудничать. С таким показателем инвалидам тяжело будет приступать к работе и профессионально само реализовываться. Средний бал образования «4,9» у инвалидов, которые работают по профессии и ей удовлетворены «4,1» и «2,1» образование у инвалидов, которые работают не профессии и ей не удовлетворены «2,5». Инвалиды, которые сами выбрали профессию имеют средний бал самостоятельности «4,1» и «2,5» кто не сам выбирал профессию. Самоконтроль у них в соотношении «4» балла к «2,8». К сотрудничеству склонны инвалиды, которые удовлетворены своей работой «5,1» и к дипломатичности у них так же высокий балл «4,6» и менее склонны, к сотрудничеству, кто не удовлетворен своей работой «3,8», а дипломатичность у них «3,4» кто вообще не работает имеет низкий бал. То есть инвалиды, оторые работают, удовлетворены своим выбором работы и профессии более активны, готовы к сотрудничеству и обладают всеми показателями высокой готовности к профессиональной самореализации.
Таким образом, уровень образование, сфера работы, выбор профессии, желание работать, развиваться, доходы влияют на все детерминанты третьего фактора, что позволяет их все отнести к социально психологическому условию готовности «Институт образования». Данное условие включает детерминанты: интеллект, дипломатичность, самоконтроль, активность, самостоятельность, образование, сотрудничество.
Все изученные детерминанты мы объединили и выявили три социально-психологических условия готовности инвалидов к профессиональной самореализации: «семья и ценности семьи», «общество и окружение», «институт образования». Выявленные условия позволят смоделировать программу формирования готовности инвалидов для влияния на детерминанты, личностные характеристики инвалидов и условия в которых они формируются.
Список литературы
Высшее образование: проблема доступности в регионе [Текст. / под общ. ред. В. Н. Козлова, Е. А. Мартыновой ; Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2000. – 139 с.
Зеер Э.Ф Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - С. 259.
Исмаилова Х.А. Проблема социализации молодых инвалидов в образовательных учреждениях // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11.
Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. 240 с. – 124 - 135 с.
Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.- метод. пособие. - М., 1996. - 416 с. – 35 с.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Ярская-Смирнова. - Саратов: СГТУ, 1997. - 272 с. – 98 с.
Петрова Е.А., Кисляков П.А., Удодов А.Г. Социально-психологические аспекты проблемы трудоустройства инвалидов в РФ // В сборнике: Инклюзивное профессиональное образование Материалы Международной научно-практической конференции, сборник научных статей: электронный ресурс. 2015. С. 262-269.