УРОВНИ ГОТОВНОСТИ ИНВАЛИДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

УРОВНИ ГОТОВНОСТИ ИНВАЛИДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Чубарова М.С. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На пути к профессиональной самореализации часто возникают острые проблемы у инвалидов. Самые острые проблемы связаны с возникающими на пути социальными и психологическими барьерами, не позволяющими инвалидам активно включаться в жизнь общества и становиться субъектом своей собственной жизни, стремиться к самоопределению, саморазвитию, решать свои проблемы, то есть включаться в процесс самореализации [3]. Процесс этот возникает в первую очередь, в связи с существующими социально-политическими и экономическими изменениями, происходящими в наше время за последние десятилетия, правой незащищенностью, неблагоприятной демографической ситуацией, конфликтах, ростом негативных тенденций и т.д.

По данным различных статистических исследований, количество молодых людей – инвалидов постепенно растет. По данным ООН, в среднем 10 % населения в мире - инвалиды, из них более двух миллионов - инвалиды-колясочники. Из-за существующих социальных и физических барьеров большинство из них не может вести полноценный образ жизни и проходить этапы социализации. По данным Министерства здравоохранения и социального развития 9,5% населения России имеют инвалидность – это почти 13,5 млн. человек, из них около 550 тысяч — это дети.

В Москве сегодня насчитывается около 1,2 миллиона человек. В числе лиц, имеющих инвалидность, 229 тыс. человек трудоспособного возраста, при этом инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата – около 26 тыс., в том числе на креслах-колясках – более 7,3 тыс.; незрячих и слабовидящих насчитывается свыше 10 тыс. лиц; глухих около 5,5 тыс. человек.

Инвалидность — это не только проблема определенного круга «неполноценных людей», а проблема всего общества в целом.

Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, а именно состояние организма человека, условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации, профессиональной самореализации и самовыражения личности. [5, С.124 - 135 с.]. Тем не менее необходимо еще приложить не мало усилий для достойного уровня жизни инвалидам, их социализации и самореализации, в том числе профессиональной.

По определению Храпылиной Л.П. [6, С. 35 с.] «инвалидность - это дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности». Отечественный социолог Е.Р. Ярская – Смирнова дает следующее определение: [7, С. 98 с.] «инвалидность представляет собой результат социальных договоренностей, причем смысл этого понятия изменяется в зависимости от культурных традиций, социальных условий и других статусных различий». Различные трактовки инвалидности основываются на отношении государства к инвалидам.

Говоря о самореализации инвалидов, необходимо сказать, что развитие их личностного потенциала способствует их интеграции в общество, их социализации, и активному вовлечению в социальную жизнь и социальную практику. Социализация инвалидов предполагает определенный уровень социальной и трудовой адаптации, возможность чувствовать себя в безопасности и ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, ответственность за свои поступки перед собой и окружающими [3].

«Готовность к профессиональной самореализации инвалидов» определяется совокупностью компонентов и критериев: когнитивно-образовательный, когнитивно-профессиональный, мотивационного, деятельностного компонентов, сформированное на основе осознанного, самостоятельного и адекватного решения о выборе будущей профессиональной деятельности с учетом ограничений своего здоровья. Анализ литературы позволили выявить уровни готовности и этапы готовности к профессиональной самореализации инвалидов с учетом вышеуказанных компонентов.

Когнитивно-образовательный критерий у инвалидов характеризуется наличием минимальных необходимых теоретических знаний при поступлении в ВУЗ по предметно-образовательным дисциплинам. Исследования показывают, что у молодых инвалидов есть проблемы, при подготовке к поступлению в ВУЗы, связанные с недостаточным уровнем их интеллектуального развития, не достаточного объема знаний, полученных в школе, проявляется неуверенность в себе, замкнутость, заниженная самооценка. Они плохо идут на контакт и к сотрудничеству. Могут провялятся нарушения норм поведения в обществе. Анализ мнений об оказании молодым инвалидам помощи в получении высшего образования показал, что им необходимы специальные условия для учебы, безопасные условия и психолого-педагогический подход учетом индивидуальных особенностей. [1, С. 139 с.]

Когнитивно-профессиональный критерий характеризуется наличием у инвалида необходимых знаний и умений о выбранной профессии: осознание своей профессиональные перспективы в будущем, информированность инвалидов и практической стороне профессии, о ее содержании, особенностях, функциональности труда, профессиональных, функциональных обязанностей специалиста, осознание своего ограничения профориентационных возможностей, их влияние на выбор профессии.

Сегодня достаточно низкий уровень профориентационной работы в школах; педагогические работники не обладают достаточными знаниями, учащиеся и их родители не осведомлены современным рынком образовательных услуг и рынком труда; в школах по профориентации преобладают методы и формы, носящие информационный характер, преобладает дефицит школьных специалистов для реализации профильного обучения. В связи с этим возрастает потребность учащихся в раннем профессиональном самоопределении, необходимо реализовывать идеи и принципы непрерывного образования, позволяющие обучать каждого учащегося инвалида в зоне его ближайшего развития в соответствии с индивидуальными особенностями, а также особенностями, связанными с ограничениями их здоровья.

Мотивационный критерий характеризуется целенаправленными и сознательными действиями, подразумевает потребность инвалидов к высокой успеваемости в учебе, интерес к будущей профессии, мотивация к сохранению своего здоровья, активность, потребность в самообразовании, самопознании, саморазвитии, самостоятельности, получении удовлетворения своим профессиональным выбором.

Наличие необходимых знаний и умений для овладения будущий профессией у инвалидов характеризуется деятельностным критерием. Эти знания и умения позволяют благополучно выполнить поставленные перед собой задачи, приспособится к условиям в учебном заведении, а также способность совершать осознанные и обоснованные профессиональные выборы произведя самооценку своих индивидуальных психофизиологических особенностей, ограничений здоровья и необходимых требований для выбранной профессии.

Инвалидов можно дифференцировать на три уровня готовности к профессиональной самореализации: высокий, куда отнесены уровни высокий и выше среднего, средний уровень и низкий, к которому отнесены ниже среднего и низкий. Каждый из уровней взаимодействует с предшествующим и последующим.

При низком уровне готовности у инвалида отсутствуют стремления к выявлению и раскрытию своего потенциала; достаточно низкий уровень активности и осознанности жизненной позиции, стратегия жизненного пути не осознана, низкий уровень самоконтроля, самосознания, саморефлексии, саморегуляции. Уровень интеллекта слабый, явно выраженная неуверенность в себе, отсутствие готовности к сотрудничеству.

При среднем уровне готовности инвалид зависит от оценки окружающих, тем не менее они готовы ставить перед собой цели, проявлять характер и волевые качества, идти к достижениям, но тем не менее имеются трудности в саморегуляции деятельности, все еще присуще низкая самооценка и низкий самоконтроль, низкое само отношение к себе, низкий уровень дипломатичности. Сотрудничество проявляется не всегда быстро.

На высоком уровне инвалид стремится к выявлению и раскрытию своих сил и возможностей, он более активен, смелый, волевой, целеустремленный, развита способность к саморефлексии, саморегуляции, достижению, власти устойчивая и адекватная самооценка, свобода, самостоятельность и ответственность выбора, для реализации своих возможностей. Высокий интеллектуальный уровень. Дипломатичен и целеустремлен.

Учитывая, что профессиональное самоопределение является начальным и важным этапом профессиональной самореализации личности, то уровни готовности к профессиональной самореализации инвалидов стоит рассматривать через призму этапов, а именно начиная с готовности к профессиональному самоопределению.В этом смысле профессиональное самоопределение инвалидов стоит рассматривать как интегративное качество личности, сформированное в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой совокупность такие компонентов как: когнитивно-образовательного, когнитивно-профессионального, мотивационного, деятельностного, основанное на осознанном, самостоятельном решении о выборе будущей профессиональной деятельности с учетом ограничений своего здоровья [4].

Уровни готовности сопрягаются с этапами готовности профессиональной самореализации у инвалидов.

Стартовый или начальный этап — это самоопределение в выборе будущей профессии инвалида. Исследования показывают, что процесс самоопределения в профессии не является одномоментным, целостным и равномерным. Для самоопределения характеризуются переходами от одного этапа развития в другой, связанные с изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новшеств. Именно эти изменения сопровождаются значительными субъективными трудностями у инвалидов, такими явлениями как психологическая напряженность, переосознание, изменение поведения, самообразование, поиск новых решений, вынужденные контакты, готовность к профессиональным изменениям и принятие новой ситуации. Выбор профессии у инвалида является важным этапом его самоопределения как личности на пути к профессиональной самореализации, как начальному этапу выбора своей будущей карьеры, включающей усовершенствование в профессии, способность к самообразованию, повышению профессионального мастерства.

Следующий этап — это получение высшего образования, обучение в образовательных учреждениях. Получение образования предполагает овладение какой-либо профессией. Возможность учиться создает условия для профессиональной самореализации инвалидов, повышает уровень их готовности к профессиональной самореализации, а также способствует решению таких задач как социальная и профессиональная реабилитация, социально-бытовая адаптация. В образовательной среде общение межличностного характера возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-то учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне процесса обучения. Молодые инвалиды, обучающиеся в образовательных учреждениях, сталкиваются с различными проблемами.  Так, многие образовательные учреждения не являются доступным для инвалида, так как не оснащены пандусами, аппаратами и специализированной литературой для обучения слабовидящих и слепых, адаптированными компьютерами, отсутствуют лифты и комнаты отдыха для инвалидов. В компьютерных аудиториях не используются специальные методики, компенсирующие дефекты зрения или слуха. Инвалидов, имеющих диагноз ДЦП, например, очень мало в профессиональных учреждениях, потому что они физически не могут добраться самостоятельно до учебных аудиторий на втором или выше этаже. Молодые люди со спинномозговыми проблемами вынуждены проводить всю жизнь в четырех стенах своих домов. Большая проблема для таких инвалидов в том, что дверные проемы и лифты слишком малы для инвалидных колясок, лестницы, почти никогда, не оборудованы платформами для спуска инвалидных колясок или какими-нибудь подъемными приспособлениями; вся система городского транспорта не приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Инвалиды становятся изолированными от возможности получения профессии с последующим трудоустройством. У такой аудитории в частности отсутствует даже самый низкий уровень готовности к профессиональной самореализации, так как в этих условиях у него нет возможности проходить процесс социализации.

Третьим этапом готовности является дальнейшее трудоустройство, продвижение по карьерной лестнице, возможно научную деятельность. Активная трудовая деятельность так же помогает молодым инвалидам преодолеть осознание своей ущербности и считать себя полноценными членами общества.

К сожалению, многие приобретая профессию, не могут найти соответствующую работу, не чувствуют себя в безопасности, не хватает уверенности в себе, самоопределения и таких качеств как дипломатичность. Даже если устраиваются на работу, то ни по своей специальности или на низкооплачиваемую работу.       

Изученные этапы определены как нормативные профессиональные кризисы: кризис выбора профессии, кризисы адаптации и первичной профессионализации, кризис карьеры и т.д. [2, С. 259.]. Если появляется неудовлетворенность, возникшая из-за профессионального выбора, имеющегося профессионального статуса, выполнения профессиональной деятельности, инвалиду необходимо рефлексировать и анализировать сложившейся ситуации и собственных достижений, возможностей и способностей, зависящих и от уровня готовности к профессиональной самореализации. Как считают большинство исследователей, в наибольшей степени мотивация к профессиональной самореализации проявляется в поведении инвалида именно во время кризиса. Профессиональное самоопределение, получение удовольствия и успех в трудовой деятельности, достижения в профессиональной деятельности являются самыми весомыми факторами в профессиональной самореализации инвалидов и определяют уровень готовности к профессиональной самореализации.

По мнению ряда авторов, главным компонентом к повышению уровня готовности к профессиональной самореализации является довузовская подготовка, которая подразумевает целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на коррекционные работы по восполнению пробелов в развитии и социализации инвалидов в целом, формированию его личностных характеристик и индивидуальных особенностей, на облегчение процессов адаптации к вузу, а также на повышение уровня готовности профессиональной самореализации путем оптимального профессионального самоопределения. Необходимо учитывать, что при столкновении с проблемой уже сделанного неправильного выбора профессионального, данная коррекционная работа может оказаться неэффективной. Инвалиды сталкиваются с разными проблемами на пути к профессиональной самореализации.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что профессиональная самореализация является очень важной потребностью инвалидов. Однако одна из основных проблем готовности профессиональной самореализации инвалидов наступает на этапе выбора и получении профессии. Выбор профессии является важным этапом самоопределения инвалида на пути к профессиональной самореализации, как начальному этапу выбора своей будущей карьеры. Обозначенные уровни и этапы готовности профессиональной самореализации у инвалидов разделены на три этапа. Стартовый или начальный этап — это самоопределение в выборе будущей профессии инвалида. Второй этап — это получение высшего образования, обучение в образовательных учреждениях. Третьим этапом готовности является дальнейшее трудоустройство, продвижение по карьерной лестнице, возможно научную деятельность. Изученные этапы определены как нормативные профессиональные кризисы: кризис выбора профессии, кризисы адаптации и первичной профессионализации, кризис карьеры и т.д. Уровни готовности у инвалидов имеют помимо низкого, среднего и высокого еще промежуточные уровни, а именно выше среднего, относящийся к высокому, и уровень ниже среднего относящийся к низкому уровню готовности. Каждый из уровней взаимодействует с предшествующим и последующим.

Список литературы

Высшее образование: проблема доступности в регионе [Текст. / под общ. ред. В. Н. Козлова, Е. А. Мартыновой ; Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2000. – 139 с.

Зеер Э.Ф Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - С. 259.

Исмаилова Х.А. Проблема социализации молодых инвалидов в образовательных учреждениях // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11.

Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;

Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. 240 с. – 124 - 135 с.

Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.- метод. пособие. - М., 1996. - 416 с. – 35 с.

Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Ярская-Смирнова. - Саратов: СГТУ, 1997. - 272 с. – 98 с.

Петрова Е.А., Кисляков П.А., Удодов А.Г. Социально-психологические аспекты проблемы трудоустройства инвалидов в РФ // В сборнике: Инклюзивное профессиональное образование Материалы Международной научно-практической конференции, сборник научных статей: электронный ресурс. 2015. С. 262-269.

Просмотров работы: 103