ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ РАННЕГО ДЕТСТВА В ХОДЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ РАННЕГО ДЕТСТВА В ХОДЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Скорина Е.П. 1
1Российский Государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие самостоятельности детей является одной из актуальных проблем в настоящее время. Самостоятельность как одно из свойств личности рассматривается в психолого-педагогической литературе В.С. Мухиной, Т.И. Бабаева Е.И. Гусаровой, С.А. Зверевой, В.Ю. Борохович, А.Н. Веракса (1,2,3,4,5) и др.

В.С. Мухина (6) определяет «самостоятельность» как способность поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями. Т.И. Бабаева (2) дает такое определение самостоятельности - умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. По мнению Л.А. Ростовецкой (7) «самостоятельность» это способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности.

Самостоятельный - инициативный, критичный, с адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Для развития самостоятельности в любой сфере деятельности необходим определенный объем знаний, умений и навыков, который дети осваивают в процессе своего жизненного опыта. Начинать формировать самостоятельность ребенка следует как можно раньше, как только ребенок учится передвигаться. Начиная с 1,5 лет, в помощь родителям для формирования самостоятельности ребенка существуют государственные и частные учреждения, где проводятся развивающие занятия для детей. Через игру ребенок познает мир. Близкий взрослый должен знать, что от состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

В самостоятельной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно использует разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, самостоятельность. Формирование самостоятельности с соблюдением педагогических условий приводит к высокому уровню проявления самостоятельности, для которого характерно:

- стремление к самостоятельности, умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего упражнения; - умение выполнять без помощи; - умение сознательно действовать; - умение действовать в новых условиях (ставить цель, планировать результат); - самоконтроль и самооценка; - использование действий в повседневной жизни.

П.Ф. Лесгафт (8) считал, что у учащихся в процессе физических упражнений нужно вырабатывать сознательный подход к выполнению каждого задания, овладению общими способами двигательных действий, применению их в родных условиях. Также для формирования самостоятельности необходима активизация умственной деятельности с использованием игровых образцов, указания и вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям, задания на дифференцировку похожих образных упражнений, использование физкультурного оборудования.

Двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются охотно и радостно. Эмоциональная сторона занятий всегда неразрывно связано с воспитанием устойчивого интереса. У детей появляется самостоятельное, эмоционально окрашенное стремление добиться лучших результатов. Для самостоятельного выполнения основных, общеразвивающих упражнений и гимнастики, дети должны понимать, что исходное положение оказывает влияние на выполнение всего упражнения, точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела, выдерживать темы, ритм, рассказывать о порядке элементов и способе выполнения отдельных частей, оценивать себя и других. Благодаря этому у ребенка должно произойти накопление двигательного опыта.

Самое главное, чтобы был создан интерес к упражнениям и играм. В поддержании этого интереса большую роль играют родители. Если ребенок выполняет дома знакомые упражнения и элементы, играет, то естественно и в последующем он сможет это сделать, при условии, что и родители будут выполнять упражнения вместе с ребенком. Необходим, принцип преемственности в воспитании. В ходе такого обучения дети научатся ставить задачу, передавать направление движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнение в целом и его элементы, сравнивать, появляется интерес и самостоятельность, двигательная активность становится регулярной, уметь правильно перекладывать и раскладывать оборудование для занятий.

По результатам обзора литературы, была сформулирована гипотеза исследования, которая состоит из предположения о том, что формирование комплекса самостоятельности на стадии раннего детства в ходе физического воспитания будет успешным, если:

- самостоятельность детей на стадии раннего детства в физическом воспитании рассматривается как качество личности, проявляющееся в интересе к базовым физическим навыкам, физическим упражнениям, гимнастическим элементам, сюжетно-ролевой игре;

- умение детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения двигательной задачи;

- определены критерии и уровни сформированности комплекса самостоятельности на стадии раннего детства в физическом воспитании, учитывающие его специфику;

- применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которого лежит индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития;

- создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей детям возможности самостоятельного выбора содержания двигательной деятельности, способов и средств ее осуществления.

В исследовании приняли участие дети раннего возраста от 2х до 3х лет в количестве 21 человек. На первом этапе формирующего исследования поставили цель - вызвать у детей интерес к проявлениям комплекса самостоятельности. Достигали цель с помощью решения первой задачи - вызывать интерес у родителей к проблеме формирования комплекса самостоятельности детей, посредством опросного листа для родителей (Н.Артюхина, А.М.Щетинина (9)) и анкетирования. Предлагаемый опросный лист предназначен для выявления особенностей эмоционального состояния ребенка. Он также позволил определить, благополучен или неблагополучен ребенок в эмоциональном плане. В опросе принимали участие 21 родитель. Из результатов опроса видно, что 33.5% родителей оценили своих детей как эмоционально благополучных, 38.5% родителей оценили своих детей не вполне эмоционально благополучными и 28% родителей по результатам опроса оценили своих детей эмоционально неблагополучными.

Рис.1. Результаты опроса родителей сентябрь 2017г.

По итогам опроса родителей были проведены групповые и индивидуальные беседы-консультации с родителями по темам: «Как формировать самостоятельность детей раннего возраста», «Формирование самостоятельности детей раннего возраста в ходе физического воспитания». В ходе анкетирования родителей были заданы такие вопросы: «Считаете ли вы физическое воспитание важной составляющей в формировании личности ребенка?» «Как вы оцениваете уровень самостоятельности своего ребенка?», «Как вы формируете самостоятельность детей дома?», «Как вы считаете, можно ли формировать самостоятельность посредством физического воспитания?», «Занимаются ли дети свободной физической активностью дома?» В анкетировании приняли участие родители всех воспитанников. По результатам анкетирования были получены следующие данные. Имеют дома спортивный инвентарь – 70%. (санки, лыжи, коньки и другое), - спортивные мероприятия посещают – 10%. – участвуют в физической активности в игровых/торговых центрах - 15 %. - имеют полноценные знания о физическом развитии на разных возрастных этапах в дошкольном возрасте - 5%.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что родители недостаточно осведомлены о значении физического воспитания для развития ребенка. Анализ данных показал, что половина родителей оценивает уровень сформированности комплекса самостоятельности ребенка как недостаточный, даже низкий. По мнению большинства родителей, формирование комплекса самостоятельности заключается в умении самостоятельно, без контроля взрослых убирать свои игрушки, складывать вещи, самостоятельно одеваться и раздеваться. Треть родителей посещают с детьми различные площадки, включающие физическую активность. Абсолютно все родители сошлись во мнении, что физическое воспитание способствует формированию самостоятельности, и работу по данному направлению необходимо вести в сотрудничестве квалифицированного специалиста и семьи. На основании результатов анкетирования был составлен план работы с родителями.

Данный вид работы мы начали с проведения беседы с родителями, с целью ознакомления их с этапами исследования по формированию комплекса самостоятельности детей раннего возраста в ходе физического воспитания и просьбой о содействии в наблюдениях за детьми по трем картам:

1. Карта проявлений самостоятельности.

2. Карта проявлений активности.

3. Карта проявлений инициативности.

Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.

Данные карты заполнялись на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях родителями и педагогом два раза в ходе исследования – в начале исследования (сентябрь 2017г.) и контрольный срез (май 2018г.).

Для решения второй задачи первого этапа - сформировать эмоционально-положительное отношение к проявлениям собственной самостоятельности детей раннего возраста создавали материально-технические условия для проведения занятий. Зал для занятий был оснащен кулером с питьевой водой, ковровым покрытием, музыкальной аппаратурой, матами, ковриками для йоги, длинной скакалкой, тряпочными номерами на руку.

Для достижения цели второго этапа исследования - формировать представления о комплексе самостоятельности как качестве личности и проявлениях самостоятельности, в ходе занятий решали следующие задачи:

- воспитывать самостоятельность в ходе выполнения физических упражнений;

- развивать инициативу в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр;

- воспитывать аккуратность и стремление доводить начатое дело до конца.

Занятия строились следующим образом – на музыкальный материал с голосовым сопровождением был подобран комплекс упражнений для разминки всех мышечных групп. В ходе выполнения упражнений под музыку дети учили названия частей тела, учились ориентироваться в пространстве, запоминали, где право-лево, вперед-назад, времена года, спортивный инвентарь и др.. Дети должны были уяснить, что для того, чтобы выполнить упражнение, надо встать, сесть или лечь, посмотреть, как стоят ноги, где находятся руки.

В основной части занятия для развития самостоятельности, инициативы, аккуратности и стремлении доводить начатое дело до конца использовалось дополнительное оборудование. Так называемая игра «Полоса препятствий» использовалась для развития физических качеств, тактильных ощущений и для продолжения развития ориентировки в пространстве. В заключительной части занятий использовались игры для развития совместных действий детей в группе.

В результате наблюдений за свободной деятельностью детей, мы пришли к выводу, что выполнение физических упражнений в заданной форме обогащают знания детей, возбуждают интерес, мотивирует и стимулирует детей к деятельности. В заключительной части занятия дети с удовольствием приняли предложение о помощи при подготовке к деятельности и уборке оборудования.

При разработке тематики заданий непрерывной физической деятельностью мы учитывали интересы, склонности и возможности детей данной возрастной группы. С целью поддержания интереса к физической деятельности мы старались подбирать задания с культурно-смысловым контекстом: – упражнения и игры в сочетании с текущим временем года; – подготовка показательных выступлений к открытым занятиям для родителей. Особое внимание мы уделили созданию ситуации успеха на каждом занятии. Устная похвала за правильное выполнение упражнения или попытку правильного выполнения в течение всего занятия, что способствует формированию уверенности в своих силах. Последующие задания были направлены на ознакомление с новыми упражнениями при условии освоения предыдущих и закрепление техники их выполнения. К декабрю 2017г. дети выполняли упражнения самостоятельно по словесной инструкции, ориентируясь на музыкальное сопровождение. Ряд заданий были направлены на преобразование знакомых предметов. Предлагали детям самостоятельно создать упражнение или несколько последовательных упражнений, используя доступные материалы. В процессе занятий мы предлагали детям создавать «полосу препятствий» в соответствии с изменяемыми погодными условиями – осень (дождь, лужи, ветер), зима (мороз, снег, горки), весна (росток, ручеек, солнце), лето (песок, море, цветы). Создание и стимуляция мотивации деятельности обеспечивались включением игровых приемов, поощрением, похвалой. В ходе такой деятельности мы побуждали детей переносить известные способы действия в новые условия. В соответствии с тематикой непрерывной физической деятельности планировалась совместная деятельность детей в группе, работа с родителями. С января по май 2018г. программа занятий поменялась на более сложный вариант, изменилось музыкальное сопровождение, если позволяли погодные условия занятия проводились на улице – на специально оборудованной для физической активности площадке, использовалось новое оборудование.

На третьем этапе работы над формированием комплекса самостоятельности на стадии раннего детства в ходе физического воспитания стало привлечение родителей. Чтобы заинтересовать как можно больше родителей, мы подбирали нетрадиционные формы взаимодействия. Цель работы педагога в данной области заключалась в проведении открытых занятий, где мы делились педагогическими находками в формировании самостоятельности дошкольников дома. Семьи некоторых детей завели дневник достижений, где дети изображали, что из физических упражнений они выполняли дома самостоятельно в течение недели. Семьи других - готовили устный отчет о новых умениях детей, в их семьях традиционными стали совместные выходы на площадки с самокатом и санками с приобщением других детей семьи, как младших так и взрослых, а также родителей и детей, которые не посещают занятия. Такая форма организации совместной деятельности способствует проявлениям самостоятельности детей. Дети знакомят родителей с правилами физической активности вне помещения, самостоятельно выбирают инвентарь, т.е. переносят и применяют свои знания в новых условиях. В течение года проводились открытые занятия, где родители могли вживую принять участие в свободной физической деятельности детей, понаблюдать за проявлениями самостоятельности своих детей. На открытых занятиях мы сообщали родителям об успехах, которых добился их ребенок, а также рассказывали о проблемах и путях преодоления их, о методах работы с ребенком дома.

Таким образом, проведение формирующего эксперимента способствовало формированию комплекса самостоятельности детей раннего возраста в ходе физического воспитания. Благодаря проведенной работе, у детей повысился интерес к самостоятельной физической деятельности, у них сформировалась способность к целеполаганию, продолжительным волевым усилиям, с целью получения замысла. Многие дети научились осуществлять элементарный самоконтроль, представлять продукт своей деятельности, у них повысилась самооценка. Большинство детей перестали испытывать затруднения в применении умений полученных в физической активности в новых условиях. Сами родители выявили положительную динамику в развитии детей, объясняя это проявлениями детской созидательной активности.

Эффективность проделанной работы по формированию комплекса самостоятельности детей на стадии раннего детства в ходе физического воспитания в процессе формирующего эксперимента будет проверена в ходе контрольного этапа эксперимента. Цель контрольного этапа эксперимента – выявить динамику в формировании комплекса самостоятельности у детей раннего детства. Результаты, полученные при обследовании, сравнивались и анализировались, определялась динамика сформированности комплекса самостоятельности на стадии раннего детства в ходе физического воспитания. Организация и ход контрольного этапа эксперимента подчинялись принципам научной объективности и достоверности, и подразделялись на следующие этапы:

1. Диагностика уровня сформированности комплекса самостоятельности на стадии раннего детства в ходе физического воспитания, в соответствии со следующим комплексом методик, используемых на констатирующем этапе: «Карта проявлений самостоятельности» (А.М.Щетинина (9)); «Карта проявлений активности» (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова (9)); «Карта проявлений инициативности» (А.М.Щетинина (9)).

2. Анализ полученных данных, их обобщение, сравнение с данными констатирующего исследования. Методы исследования контрольного исследования повторяли методы, используемые на констатирующем этапе исследовательской работы. Проведение контрольного исследования было основано на тех же критериях и показателях уровня сформированности комплекса самостоятельности на стадии раннего детства. Обследование соответствовало содержанию констатирующего этапа.

Результаты исследования по методике «Карта проявлений самостоятельности» показали существенную динамику результатов по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Теперь, в группе дети с высоким уровнем развития самостоятельности составляют 52% (11 человек), со среднем уровнем 38% (8 человек) и с низким уровнем самостоятельности 10% (2 человека). Результаты являются достоверными при n=21 при уровне значимости P=0.05-6 и P=0.01- 4 по критерию знаков G. Таким образом, при повторном диагностическом исследовании прослеживается динамика результатов по сравнению с констатирующим экспериментом. Результаты диагностики по методике представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Результаты диагностики детей по методике «Карта проявлений самостоятельности»

В методике «Карта проявлений активности», были получены следующие результаты. Показатели активности распределились следующим образом - 52% (11 человек) детей с высоким уровнем активности на заключительном этапе исследования и 9,5% (2 человека) в начале исследования, 48% (10 человек) средний уровень активности на заключительном этапе исследования и 66, 5% (14 человек) в начале, низкий уровень активности 0% на заключительном этапе и 24% (5 человек) в начале исследования. Результаты являются достоверными при n=21 при уровне значимости P=0.05-5 и P=0.01- 4 по критерию знаков G. Таким образом, анализ результатов демонстрирует рост детей с высоким уровнем активности. Результаты диагностики по методике 2 представлены рисунке 3.

Рис. 3. Результаты диагностики детей по методике «карта проявлений активности»

Результаты третьей методики «Карта проявлений инициативности» следующие. Количество детей с достаточно высоко развитой инициативностью увеличилось по сравнению с началом исследования 33,5% (7 человек) и в конце исследования 66,5% (14 человек) в два раза. Детей со средне развитой инициативностью в конце исследования уменьшилось 33,5% (7 человек) по сравнению с началом исследования 48% (10 человек), а дети с низко развитой инициативностью отсутствуют – 18,5% (4 человека) в начале исследования и 0% в конце. Однако, 18,5% (4 человека) детей не показали изменений в процессе формирования комплекса самостоятельности и остались со средне развитой инициативностью. Это мы объясняем нерегулярностью посещения занятий, заболеваемостью, исходным диагнозом. Результаты являются достоверными при n=21 при уровне значимости P=0.05-6 и P=0.01- 4 по критерию знаков G.

Результаты диагностики по методике 3 представлены на рисунке 4.

Рис 4. Результаты диагностики детей по методике «Карта проявлений индивидуальности».

Сравнительный анализ результатов диагностики по критериям и показателям выявил следующие результаты. Данные, полученные при проведении контрольного этапа эксперимента, демонстрируют, что у детей значительно повысился уровень сформированности самостоятельности, а именно:

• дети начали эмоционально выражать свое отношение к самостоятельности, к себе и своим возможностям, достаточно адекватно оценивают уровень собственной самостоятельности;

• имеют представления о самостоятельности, понимают важность доведения до конца начатого дела, значимость настойчивости, начинают осознают значимость ответственности за свои поступки;

• дети могут самостоятельно поставить цель деятельности, определить пути ее достижения;

• осуществить элементарный самоконтроль и продемонстрировать результат.

Из результатов диагностики следует, что дети проявляют устойчивый интерес к физической активности. Стремятся выполнять задания самостоятельно, без помощи взрослого, активнее вступают во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, предлагают свою помощь, многие дети выступают инициаторами какой-либо деятельности, перехватывают у сверстников инициативу в выполнении знакомых и не знакомых заданий. Дети достаточно часто повторяют физические упражнения и гимнастические элементы, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Часто вносят самостоятельные изменения в уже известные движения, упражнения и элементы и не только в привычной для них обстановке. Однако, дети с низким уровнем сформированности самостоятельности, что составляет 9,5% (2 человека) детей группы, недостаточно понимают значимость самостоятельности в жизни человека в силу разных причин. Эти дети допускают ошибки при классификации самостоятельных и несамостоятельных поступков и не могут обосновать свои действия. Также они затрудняются принять решение даже с помощью взрослого.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование комплекса самостоятельности на стадии раннего детства может осуществляться в условиях:

1) использования разработанной технологии формирования комплекса самостоятельности на стадии раннего детства в ходе физического воспитания;

2) применение определенной тактики педагога, в основе которого лежит индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития;

3) создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей детям возможности самостоятельного выбора содержания двигательной деятельности, способов и средств ее осуществления.

Список литературы:

Борохович В.Ю. Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках / В.Ю. Борохович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. –№11. – С.88– 100.

Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. Учеб.-метод.пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.-224с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Репина Т.А. Социальная психология дошкольника: Учебное пособие.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-352с.

Гусарова Е.И. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.И. Гусарова, Е.И. Соколова – Краснодар.: Издательский дом Хорс // Общество: социология, психология, педагогика. – №1, – 2016, С.110-112.

Зверева С.А. Теоретические основы развития самостоятельности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / С.А. Зверева – Пенза.: Издательский дом «Академия Естествознания», 2015. – 91с.

Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 85с.

Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении: (Опыт теорет. и эксперим. исследований): Пособие по спецкурсу / М-во просвещения РСФСР. Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д : [Рост. пед. ин-т], 1975. - 297 с. : ил.; 22 см.

Симонкина Ю. С., Иохвидов В. М. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 55-57.

Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

Шмелева Е.А., Правдов М.А., Кисляков П.А., Корнев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития и коррекции психофункциональных и физических способностей в процессе социализации детей с интеллектуальной недостаточностью // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 41-43.

Просмотров работы: 78