РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕСНИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕСНИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Скакун Л.В. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Методологической основой формирования национальной идентичности автор считает социально-психологической концепции Э. Эриксона о гармонии присущих ей идей, образов, ценностей и поступков с доминирующим в данный исторический момент социально-психологическим образом человека, принятие личностью социального бытия как своего. Народное песенное творчество является показателем мировоззрения, мироощущения, восприятие человека окружающей действительности, социально – психологическим образом человека, влиянием на личностное развитие и принадлежность к определенной этнической равной, принимаемой группе.

Основной целью исследования является - рассмотреть пути и формы функционирования народной песенной культуры, как необходимой составляющей идентичности личности.

Предмет исследования: Народная песня как процесс формирования мировоззрения и психологического становления личности.

Объект исследования: лица подросткового и взрослого возраста.

Гипотеза: народная песня является первоисточником в развитии и становлении человеческого самосознания, его творческом и социально – психологическом развитии, что при взаимодействии с людьми оказывает непосредственную связь с его принадлежностью к определенному этносу или нации.

В традиционном обществе национальная идентичность как чувство сопричастности судьбе и жизни своего народа формировалась за счет, развитой национальной, и прежде всего народной культуры. И в современном обществе у народной культуры есть преимущества перед другими средствами формирования идентичности, так как народная культура архетипична, более всех остальных элементов культуры связана с коллективным бессознательным народа, определяющим его миросозерцание, мирочувствие, миропонимание.

Например, народная песня, способствует раскрытию художественных образов, исполняемая в трудовых, ритуальных, повседневных действиях передаваемая из поколения в поколения, что способствует развитию социально – психологического сознания народа определенного этноса, как восприятие картины мира данной общности людей.

Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

От музыкального воспитания, как и от образования, зависит главное – формирование личности, воспитанной в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа, его национальной культуры, патриотизма и уважения к другим народам.

В ходе данной работы я пользовалась инструментарием социологического исследования в форме анкетирования. В опросе приняли участие 50 человек в возрасте от 17 до 45 лет. Респондентам было предложено 11 вопросов с подробным ответом на некоторые из них. Исходя из результатов тестирования, проведем его анализ.

Отвечая на письменный вопросы, понятие народного музыкального творчества и определение фольклора 100% респондентов имеют правильные представления о их понимании и 95% раскрыли их характерные особенности.

3. Процентное соотношение проголосовавших респондентов на вопрос:

Что у вас лучше ассоциируется с народной песней? Имеют следующие результаты: лирические песни – (44,4%); частушки – (77,8%); колыбельные – (22,2%); хороводные песни - (66,7%); кадрили, свадебные песни, трудовые и игровые - (16,7%); колядки - (55,6%); застольные - (27,8%); масленичные песни – (38,9%); похоронные - (22,2%); заклинальные – (27,8%); обрядовые – (61.1%). 4. 44,4% респондентов используют народную песню в своей повседневной жизни, 55,6% не используют.

5. Насколько значима в вашей истории личности как человека народное творчество? Как повлияло? Для 75% респондентов народное творчество оказалось значимым, у многих повлияло на профессиональный род деятельности.

6. Какие примеры культурного наследия вам известны? Приведите пример 50% респондентов смогли ответить на данный вопрос, 50% не знают.

7. Чувствуете национальную принадлежность к краю, в котором проживаете? 44,4 % - да, 55,6% -нет.

8. Какое национальное народное творчество вам близко? С каким ассоциируете себя? 60% респондентов привели примеры декоративно- прикладного искусства, вышивание. 40% не используют народное творчество в быту.

9. Знаете ли вы, что существовали песни сопровождающие различные виды труда? Приведите пример: 80% человек ответили да, и привели примеры, рыбацкие, трудовые, походные, жатвенные песни. 20% не смогли ответить на данный вопрос.

10. Песня психологически облегчает физическую работу (трудовую деятельность)? Почему? С какой целью использовалась? 100% респондентов ответили – да, облегчает физическую работу.

11. Народная песня вызывает у вас положительные эмоции? Каким образом? 97% респондентов ответили положительно.

Основываясь на полученных данных анализа анкетирования людей разных возрастных категорий, получаемых/приобретенных специальностей можно сделать вывод. Народная художественная культура в целом и фольклор в жанровом его многообразии хорошо знаком людям. Респонденты имеют представления о культурном наследии и национальном творчестве. Все имеют понимание этих значений и их развитие в обществе. Ассоциации с народной песней из приведенных выше примеров у людей возникают в следствии их употребления и понимания.

Психологическое облегчение посредством народной песни физический труд человека, что является положительным фактором воздействия народной музыки на его восприятие. Вызванные положительные эмоции народной песней в обществе благоприятно влияют на психологический фон человека, его духовное восприятие, что объединяет людей одной нации, общности посредством музыкального характера, понимания музыкального содержания. Что и приводит к осознанию того, что народная песня объединяет людей как заложенная из поколения в поколения духовная основа определенной общности, людей. Народное творчество различных народов многообразно и велико. Лишь восприятие себя, принадлежность к какому - либо национальному творчеству, является истинной национальной идентичностью личности.

Список использованных источников:

1. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров / Т.И. Бакланова. – М., 1994. – 254 с.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М., 1996.

3. Кисляков П.А. Кризис социальной идентичности молодежи как угроза социально-психологической безопасности общества // В сборнике: Психологическая поддержка подростков и молодежи в трудных жизненных и кризисных обстоятельствах: XXI век Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летнему юбилею ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет". Под редакцией З.С. Акбиевой, З.М. Гаджимурадовой. 2017. С. 139-144.

Просмотров работы: 218