ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Рябцева М.Д. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенность проблемы исследования заключается в том, что профессия сотрудника правоохранительных органов является важной для сегодняшнего времени, когда в нашей стране идут реформы силовых структур. Кадровая политика МВД России определяет основные параметры работы с кадрами, которые отвечают требованиям современности. Это обуславливается значимостью и важностью уровня профессионализма, компетентности, профессиональной мотивации, готовности, способности сотрудников органов внутренних дел стоять на страже закона [9, 17]. Так, например, психологи правоохранительных органов решают комплекс задач, связанных с личным составом подразделений органов внутренних дел, обороны, безопасности личности, общества и государства [6]. Определяют профессиональную психологическую пригодность лиц, принимаемых на службу, учебу в учреждения, где предусмотрена служба в правоохранительных органах, а также психологическую готовность сотрудников к выполнению профессиональных задач [5; 7]. Осуществляют профессиональную психологическую подготовку личного состава для формирования морально-психологического готовности сотрудников в повседневных и экстремальных условиях, т.е. занимаются обеспечением здоровой личности сотрудников, обеспечивающих защиту нашей Родины. Задачей сегодняшнего дня является актуализация внутренних мотивов при выборе данной профессиональной деятельности, таких как служение Родине, общественно значимые мотивы, саморазвитие, профессиональные мотивы. Психологические службы созданы в 90-х годах XX века. 17 января 2011 года была введена новая специальность «Психология служебной деятельности» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерством образования. Служба сотрудников органов внутренних дел регламентируется, в основном, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07 февраля 2011 № 3 «О полиции» и Федеральным законом от 30 ноября 2011 № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Работа психологов органов внутренних дел осуществляется в условиях характерных для других сотрудников органов внутренних дел и оказывает существенное влияние на формирование личности.

Работа психологов органов внутренних дел осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:

Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1142 «О профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России»;

Приказ МВД России от 04 декабря 2012 г. № 1076 о внесении изменений в Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1142 «О профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России»;

Профессиональная деятельность человека связанна с определёнными требованиями, которые, несомненно, вносят в личность человека достаточно серьёзные изменения. Особенно часто это происходит в такой отрасли жизни социума как несение службы в ОВД. Важным моментом является повышение социального доверия к сотрудникам правоохранительных органов со стороны граждан, которое можно достичь благодаря морально-психологической подготовки и обеспечения самих сотрудников. Естественно, поставленная задача, по определению особенностей мотивов выбора профессии психолога, тесно связанна с непосредственно с юридической психологией.

Прежде всего, необходимо отметить, что данному предмету посвящено достаточно много материала, но, как правило, он носит неполноценный характер. Это связанно с тем, что авторы разрабатывали вопрос в своей специфике, что придаёт весьма заметный отпечаток на ход мыслей и результаты. Из множества существующих работ хотелось бы особо выделить работы В.Я. Кикоть, М.И. Марьин, В.Ю. Рыбников, И.О. Котенев, В.Е. Петров, М.Г. Мануйлов, И.А. Жуков [9]. Особенно ценным является то, что практически все перечисленные авторы знакомы с работой органов внутренних дел через личный опыт несения службы.

В психологической науке можно выделить следующие подходы к изучению мотивов выбора профессии:

выбор профессии - это этап личностного самоопределения;

выбор профессии – это результат профессионального самоопределения;

выбор профессии – это процесс решения и его результат;

выбор профессии - это способ самореализации личности;

выбор профессии – это этап социализации личности;

выбор профессии – это результат действия внешних условий;

выбор профессии – это феномен, связанный с расширением возможностей человека;

выбор профессии – это один из этапов профессионального развития;

выбор профессии связан с удовлетворением собственных потребностей.

Выбор профессии – часть жизненного пути человека, представляющая процесс принятия решений, которые определяют дальнейшую профессиональную судьбу человека [6].

Проведенные в последние время реформы полиции доказывают, что данный вопрос интересует не только представителей юридической и психологической науки, но и государство. Особое внимание в проблеме мотива выбора профессии психологов ОВД уделено вниманию профотбора и дальнейшая подготовка [15]. Обращаясь к личностным качествам, которые необходимы человеку, который нацелен связать свою жизнь с органами правоохранительных органов можно выделить:

1. профессионально - психологическую ориентированность личности;

2. необходимую психологическую устойчивость;

3. развитые волевые качества;

4. способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении оперативно – служебных задач, а также и на самих сотрудников ОВД;

5. способность к перевоплощению;

6. развитые профессионально - значимые познавательные качества;

7. быстроту реакций, умение ориентироваться в сложной обстановке [8].

Выше перечисленные качества должны подлежать дальнейшему развитию в специальной обстановке, но, они должны быть присущи изначально человеку, который не просто нацелен на службу в органах внутренних дел, а еще и на дальнейшее осуществление самим профессионального отбора сотрудников в органы внутренних дел. То есть, существует определённая психологическая культура, при наличии которой человек способен сформировать в себе качества профессионально компетентного полицейского. Помимо этого, необходимо подчеркнуть, что эта психологическая культура имеет ясно выраженные критерии, что говорит о развитой рефлексии образа личностного потенциала будущих психологов правоохранительных органов.

Приведённые критерии, несомненно, являются неким примером профессиональной мотивации, однако, в юридической психологии существуют и другие типы. Одним из самых распространенных типов является так называемый ситуативный тип, когда на выбор профессии влияет: материальные соображения, место жительства, внешний престиж, романтические представления о профессии [10]. Естественно, подобный тип мотивации выбора профессии приводит к будущему разочарованию, и, как следствие, к формальному отношению к деятельности, а также к профессиональному выгоранию [12]. Следующий тип – конмформиский, который характеризуется влиянием референтной группы, норма которой являются главным регулятором поведения человека. Подобный выбор осуществляется, обычно, без учёта своего потенциала, зачастую люди, которые относятся к данному типу, так же могут прийти к профессиональной деформации [1]. Интересным является и такой типа как компенсаторный, который предполагает человека желающего с помощью овладения профессией психолога органов внутренних дел преодолеть в себе слабые стороны. В подобном случае, обычно, исследователи видят два варианта дальнейшего развития – с одной стороны человек может не достичь желаемых результатов, и, тогда, возможно усиления чувства недовольства собой, что приводит к серьёзным деформациям личности, а с другой стороны возможно появление гиперкомпинсации слабых сторон человека, в результате которой формируется тяга к доминированию, эмоциональное охлаждение, а также жестокость [2]. Из всех типов самым не благоприятным типом мотивации, является криминальный тип, при котором, по характеристике В.Л. Васильева присутствует антисоциальная направленность, как правило, которая маскируется правильными речевыми формулировками. Иными словами, данная категория лиц стремится использовать своё образование в негативных целях. Такой тип мотивов выбора профессии, может быть очень опасным, как для самого психолога, так и для окружающих.

Отметим, что многообразие мотивов выбора профессии, говорит о достаточно сложной психологии деятельности психологов органов внутренних дел, начиная от желания послужить обществу и заканчивая противоположными побуждениями. Конечно, вышеперечисленными характеристиками личность будущего психолога не исчерпывается, так как существует большое количество этических требований.

Основной задачей полиции является, согласно Федеральному закону от 07 февраля 2011 № 3 «О полиции»: «защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности». Из этого определения можно сделать вывод, что, прежде всего работа психолога связана с экстремальными нагрузками, а трудовая деятельность осуществляется в напряженных условиях, связанных с большими интеллектуальными и морально-нравственными силами человека [3]. Особую нагрузку на психологов органов внутренних дел даёт понимание ответственности, ведь от результатов работы зависит не только выполнение определенного плана, но и жизнь, здоровье, благосостояние людей, а зачастую и коллег.

В связи этим проблему профессиональной деформации личности психологов органов внутренних дел необходимо рассмотреть в сфере дополнительного профессионального образования с целью формирования навыков предупреждения и профилактики профессиональных деструкций психологов. Что подразумевается под профессиональной деформацией личности психолога органов внутренних дел? Профессиональная деформация личности психолога органов внутренних дел – изменение профессиональных возможностей и личности психолога в отрицательную сторону, которое возникает в результате негативных особенностей содержания, организации и условий правоохранительной деятельности [16]. Личность психолога органов внутренних дел подвергается изменениям на двух уровнях: профессиональная деятельность психолога и работа со специалистами, осуществляющими данную деятельность.

В связи со спецификой своей работы психолог органов внутренних дел может испытывать на себе влияние таких особенностей системы правоохранительных органов, как:

Обязательное следование норм и правил в своей работе, строгое регламентирование деятельности, которое вызывает действовать шаблонно и не вникать в особенности ситуаций и проблем.

Строгий и порой высокомерный характер должностных лиц правоохранительных органов. В связи с особенностью службы у психологов вырабатываются профессиональные акцентуации (превосходство над другими, высокомерие).

Экстремальные условия службы и экстремальная деятельность, связанная порой с неопределенностью и непредсказуемостью событий. А постоянное нахождение в таких условиях приводит к эмоциональному выгоранию психологов, что ведет к снижению трудоспособности, интеллектуальных показателей, эмоциональной неустойчивости и психической истощаемости [4].

Ограничение творческого подхода к работе, ограничение инициативы, потеря интереса к работе, формальное отношение к служебным обязанностям – все это возникает из-за принципа субординации, который присущ правоохранительным органам, когда начальник всегда прав и психолог лишен права самостоятельно организовывать свою работу и выбирать методы и способы работы.

Конфиденциальность деятельности психолога органов внутренних дел: закрытость личности, засекреченность деятельности.

Негативные факторы деятельности в организации работы: высокая загруженность работы, повышенная ответственность за свои действия и решения, диссонанс между тем, что хотел бы, должен и выполняет, недостаток полномочий в некоторых ситуациях.

Негативные факторы, вызываемые объектом деятельности психолога органов внутренних дел. Сотрудники, которые приходят по личной инициативе или направляемые руководством принудительно могут вызывать различные конфликтные ситуации с психологом, провоцировать психолога на нерегламентированные действия, оказывать противодействие в работе и т.д.. Все это формирует у психологов органов внутренних дел агрессивное и бездушное отношение к сотрудникам.

Итак, психолог органов внутренних дел в своей работе сталкивается со многими негативными факторами, которые приводят и к деформации личности, а также и к снижению мотивов выбора профессии. Все это приводит к тому, что психологи увольняются со службы до наступления выслуги лет или до достижения пенсионного возраста, дающего право на получение пенсии.

В основе деятельности психолога лежит поисковая цель, которая выражается в стремлении выявить все положительные и отрицательные особенности кандидата, поступающего на службу в органы внутренних дел [13]. Помимо этого, психолог органов внутренних дел должен поддерживать психологическое здоровье сотрудников в сложных для них ситуациях, которых он курирует, оставаясь при этом самим психологически здоровым. И естественно, что качественный отбор, ведение сотрудников полностью должно лежать на психологе органов внутренних дел, а это зависит от: личностных задатков, специальных знаний, имеющийся опыт.

Следующая важная часть психологических особенностей деятельности психолога - этические основания данной профессии. Необходимо выделить такой тезис, что люди профессии «человек-человек», к которой относятся психологи ОВД, должны в своей работе иметь четко выстроенную аксиологическую систему. Сотрудник, приходя к психологу ОВД, ждет от него достойного отношения, взаимопонимания и это вносит моральную составляющую взаимодействия отношений между сотрудником и психологом.

Особо хотелось бы подчеркнуть постоянное соприкосновение психологов ОВД с человеческими проблемами, человеческим горем, общение с элементами преступного мира, что заметно усложняет психологическое состояние работы. Таким образом, длительное наблюдение человеческих страданий может вызвать уныние, раздражение, озлобленность у неподготовленных психологов к такой работе.

Всё выше перечисленное подводит к такой характерной черте работы психологов как её многофункциональность и многогранность - нами были перечислены креативные, познавательные, нравственные и т.д. сложности деятельности. Однако, внешне совершенно разные задачи, по сути, ведут к одной цели.

Такие проблемы как снижение мотивов выбора профессии, проблема деформации личности психологов органов внутренних дел приводит к тому, что психолог не достигает профессионального становления [14]. Профессиональное становление – это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма [6].

Таким образом, мы выяснили, что работы психолога полиции является достаточно сложной профессией в плане психологических особенностей. В связи с этим мы можем говорить о сложности и многогранности личности психолога ОВД, которая формируется на основе множества условий, главным из которых является желание сделать целью своей жизни самореализацию в профессии. Но, однако, такие факторы, как психологическая и интеллектуальная напряженность самой работы психолога правоохранительных органов, приводит к снижению мотива выбора профессии, которая в свою очередь приводит к деформации личности психолога [11].

Для устранения снижения напряженности в службе, поддержания мотивов выбора профессии и снижения риска деформации личности психолога правоохранительных органов, необходимо разрабатывать программы по снижению напряженности и рисков деформации личности. Благодаря этому, личность психологов ОВД будет здоровой в психологическом плане, а значит и деятельность самих психологов и сотрудников, будет выполнена в полной мере.

Итак, проблему мотивов выбора профессии психологов органов внутренних дел необходимо рассматривать комплексно с такими психологическими проблемами как профессиональная деформация личности и проблемой профессионального становления.

Так же, проблема мотивов выбора профессии психологов органов внутренних дел нуждается в дальнейшем изучении и может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс при повышении квалификации и переподготовки психологов.

Список литературы:

Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб: Речь, 2004. 272 с.

Буданов А.В. Методические рекомендации к занятию по теме «Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД». Тип. ПХУ МВД РФ. 2004. 37с.

Васильев В.Л. Юридическая психология. Спб: Питер, 2009. 608 с.

Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С.  Никифорова. СПб., 2000. С.45-65.

Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 640 с.

Зеер. Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. Изд. 5–е, перераб., доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. 336 с.

Згурский B.C. Человек и профессия. М.: Научная книга, 1972.181с.

Карпова И. Профессиональная деформация у сотрудников ОВД. Журнал Законность. №2. 2010. с.30.

Лях С.Ф. Психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел МВД России диссертация ...кандидата психологических наук: 19.00.06 / Ростовский юридический институт МВД России. Ростов, 2005. 194 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел/ Метод. Пособие, под редакцией Бурыкина В.М. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 325с.

Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2012. 368 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: учеб. пособие. М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1996. 253 с.

Рябцева М.Д. Особенности динамики мотивов выбора профессии студентов специальности «Психология служебной деятельности» // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 6 (139). С. 3137.

Рябцева М.Д. Психологические подходы к изучению мотивов выбора профессии // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 51. С. 107108.

Смирнов В.В., Смирнов В.Н., Хребтов Д.В. Работа с личным составом ОВД: воспитательный и психологический аспекты. М.,2010. с.174.

Петрова Е.А., Пчелинова В.В., Джафар-Заде Д.А., Морозова И.Г. Профориентация в общеобразовательных организациях: ортосубъектный подход. М., 2017.

Просмотров работы: 182