«Психологическое консультирование в подходе рилив-терапии» – это курс Е. А. Полякова, обучающий психологическому консультированию в авторском подходе [4]. Сам подход разрабатывался в течение 13 лет и свое название взял от английского слова «relive», что переводится как «оживить в памяти», «заново пережить». Автор курса вкладывает в его название следующий смысл: «Мы применяем и используем термин «relive» («рилив») в качестве обозначения, названия, комплексного наименования таких психологических аспектов как реабилитация, реадаптация, ресоциализация внутриличностных психических компонентов и социально-личностных структур человека в процессе психологического консультирования путем переработки травматического жизненного опыта»[1].
Курс состоит из 3 модулей по 72 часа каждый. Можно ограничиться первым модулем или же посетить второй и третий в любой последовательности. Как показывает практика курса, практически все студенты возвращаются к обучению после первого модуля и проходят все три. Курс включает в себя теоретический материал и практическую отработку упражнений и техник работы с клиентом. В ходе обучения затрагиваются эмоциональная, когнитивная, коммуникативная сферы, глубинная проработка студентами которых позволяет предположить, что курс, как образовательный процесс, может оказывать влияние не только на получение обучающимися новых знаний, но и на самих обучающихся [1,2,3,5]. Таким образом, именно ориентированность курса на практику и легла в основу исследования влияния курса на личностные феномены студентов.
Базу исследования составил курс ДПО «Психологическое консультирование» ФДО РГСУ. Выборку исследования сформировали 49 студентов курса в возрасте от 28 до 45 лет. Все участники исследования прошли два модуля обучения рилив-терапии. Исследование проводилось в две стадии. Первая стадия – опрос участников по диагностическим методикам до начала обучения, вторая стадия – опрос тех же участников по таким же диагностическим методикам после окончания обучения.
Диагностическими методиками исследования были выбраны:
1. Методика «Диагностика самоактуализации личности». Автор — А. В. Лазукин (методика использовалась в адаптации Н. Ф. Калина) [7].
Данная методика предназначена для определения уровня самоактуализации личности. Понятие самоактуализация рассматривается как явление, когда личность стремиться реализовать все свои возможности и стремления в самой полной мере, став лучшей версией «себя». Методика включает в себя 100 утверждений с ответами «да» и «нет», нужно выбрать наиболее близкий вариант ответа по каждому утверждению. Оценка уровня самоактуализации производится по 11 шкалам:
1) Ориентация во времени;
2) Ценности;
3) Взгляд испытуемых на природу человека;
4) Потребность в познании;
5) Стремление к творчеству (креативность);
6) Автономность испытуемых;
7) Спонтанность;
8) Самопонимание;
9) Аутосимпатия;
10) Контактность;
11) Гибкость в общении.
2. Тест «Самооценка». Автор — Л. Д. Столяренко [6].
Диагностику по этой методике возможно проводить двумя способами, нами был выбран второй [6]. Испытуемые получали набор 20 личностных качеств, которые предлагалось выписать в столбец в том порядке, в котором они видят ценность проявления их другими людьми – от наиболее ценного качества к наименее ценному. Далее предлагалось выписать в соседний столбец те же качества, только в порядке наличия их у себя самого – от наиболее развитого качества к наименее развитому (отсутствующему). Далее подсчитывался коэффициент ранговой корреляции и сравнивался со шкалой диагностики.
Полученные в ходе исследования значения до и после оценивались по t-критерию Стъюдента. Итак, нами были получены следующие результаты.
Таблица 1
Изменение показателей самоактуализации личности
Шкала |
1 этап |
2 этап |
t-критерий Стьюдента |
Достоверность |
Ориентация во времени |
69,14 ± 15,22 |
71,94 ± 10,40 |
0,529 |
— |
Ценности |
65,71 ± 15,39 |
67,55 ± 11.31 |
0,534 |
— |
Взгляд на природу человека |
49,71 ± 19,63 |
61,12 ± 15,57 |
2,831 |
p<0,01 |
Потребность в познании |
56,00 ± 12,88 |
67,70 ± 13,38 |
3,725 |
p<0,001 |
Креативность |
70,49 ± 11,68 |
74,15 ± 10,90 |
1,676 |
— |
Автономность |
53,91 ± 18,04 |
67,03 ± 12,15 |
3,776 |
p<0,001 |
Спонтанность |
50,23 ± 20,80 |
69,15 ± 15,83 |
4,395 |
p<0,001 |
Самопонимание |
58,57 ± 24,15 |
73,15 ± 14,14 |
3,317 |
p<0,01 |
Аутосимпатия |
56,29 ± 23,94 |
73,94 ± 15,17 |
3,641 |
p<0,001 |
Контактность |
53,14 ± 16,05 |
70,94 ± 14,61 |
5,269 |
p<0,001 |
Гибкость в общении |
59,14 ± 15,02 |
70,87 ± 14,33 |
4,404 |
p<0,001 |
Рис. 1. Графический вид шкал опросника по самоактуализации студентов до и после обучения.
По таблице 1 видно, что на некоторые показатели, а именно «ориентация во времени», «ценности», «креативность» обучение почти не повлияло, но мы не можем не отметить тот факт, что значения по этим показателям были достаточно высокими и на первом этапе исследования. Далее, из таблицы понятно, что результаты по шкалам «взгляд на природу человека» и «самопонимание» достоверно отличаются на уровне p<0,01, а результаты по шкалам «потребность в познании», «автономность», «спонтанность», «аутосимпатия», «контакность» и «гибкость в общении» достоверно отличаются на уровне p<0,001. На рисунке 1 приведена графическая схема показателей на двух этапах исследования.
Подробнее по шкалам. Результат по шкале «взгляд на природу человека» показывает, что вера в людей и человеческие возможности возросла и укрепилась, а это является основанием для искренних и гармоничных отношений с людьми, проявления к ним симпатии и доброжелательности. Шкала «самопонимание» показывает, насколько теперь студенты ориентированы на себя изнутри, насколько они чувствуют свои желания и потребности, показывает их неспособность подмены своих понятий, которую можно допустить, будучи ориентированным на мнение окружающих. Результат по шкале «потребность в познании» показывает возросший интерес к жажде нового, тот самый интерес, который не продиктован каким-либо личными потребностями, человек открыт для новых впечатлений и свободен от оценочных суждений о них. Шкала «автономность» говорит нам о том, как позитивно повлиял курс на способность быть свободным и независимым, но не отчужденным, свободным «для», но не свободным «от». Результат по шкале «спонтанность» говорят о том, что студенты стали намного ближе к тому состоянию, когда самоактуализация становиться не целью в жизни, а моделью поведения, чем-то привычным, а не мечтой или стремлением. Шкала «аутосимпатия» демонстрирует, что в студентах укрепилась позитивная Я – концепция, которая служит источником адекватной самооценки. Результаты шкалы «контактность» показывают, что студенты стали более расположены к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. Шкала «гибкость в общении» показывает возросшую ориентацию на личное общение и адекватное самовыражение в нем, отсутствие склонности к манипуляциям.
Таблица 2
Изменение показателя самооценки
Шкала |
1 этап |
2 этап |
t-критерий Стьюдента |
Достоверность |
Самооценка |
0,74 ± 0,22 |
0,73 ± 0,12 |
0,399 |
— |
Таблица 3
Соотношение испытуемых с различным уровнем самооценки до начала (1 этап) и после окончания обучения (2 этап)
Уровень самооценки |
1 этап |
2 этап |
||
Количество |
% |
Количество |
% |
|
Неадекватно-низкий (от -1 до 0) |
0 |
0% |
0 |
0% |
Низкий (от 0 до 0,2) |
2 |
5,8% |
0 |
0% |
Ниже среднего (от 0,21 до 0,3) |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний (от 0,31 до 0,5) |
2 |
5,8% |
1 |
2,9% |
Выше среднего (от 0,51 до 0,65) |
6 |
17,1% |
8 |
22,8% |
Высокий (от 0,66 до 0,8) |
6 |
17,1% |
21 |
60% |
Неадекватно-высокий (от 0,81 до 1) |
19 |
54,3% |
5 |
14,3% |
Рис. 2. Графический вид соотношения испытуемых с различным уровнем самооценки до начала (1 этап) и после окончания обучения (2 этап).
Из таблицы два видно, что в среднем коэффициенты ранговой корреляции (R) не отличаются. Но из-за разницы в стандартном отклонении нужно отметить, что среди участников исследования стало меньше случаев низкой и существенно меньше случаев неадекватно высокой самооценки, что демонстрирует таблица 3 и рисунок 2.
Курс Е.А. Полякова «Психологическое консультирование в подходе рилив-терапии» дает возможность проработки эмоциональной, когнитивной, коммуникативной сферы. В ходе курса студенты работают со своими личными установками, прорабатывают травмирующие ситуации, поднимают воспоминания и забытые, но когда-то волновавшие их вопросы. Кроме того, курс ориентирован на практику, по которой студенты получают обратную связь весь курс обучения.
Сегодня студенту-психологу необходимо ориентировать себя на практическое развитие в целях подготовки для дальнейшей успешной работы с клиентом, чтобы избежать переносов своих эмоций, установок и реакций на клиента. Результаты исследования наглядно демонстрируют влияние обучения курса рилив-терапии на повышение уровеня самоактуализации, а также нормализацию самооценки участников исследования, что, несомненно, способствует прозрачности и открытости психолога по отношению к клиенту.
Список литературы:
Поляков Е.А., Донцова М.В., Донцов Д.А. Применение арт-терапевтических психотехнологий в рилив-терапевтическом подходе в области психологического консультирования и психокоррекции// Человеческий капитал. 2017. № 9 (105). С. 17-22.
Поляков Е.А. Психотерапия ПТСР методом рилив-терапии// Журнал, рецензируемый ВАК РФ. Российский научный журнал, № 4 (35) ' 2013. - 336 с. С. 134-142.
Поляков Е.А., Донцов Д. А., Донцова М. В. Психокоррекция в рилив-терапии методом проблемных тематических вопросов// Журнал, рецензируемый ВАК РФ. Российский научный журнал, № 3 (41) ' 2014. С. 125-137.
Поляков Е.А. Рилив-терапия как новое психотерапевтическое направление в психологическом консультировании (Статья) // Журнал, рецензируемый ВАК РФ. Российский научный журнал, № 3 (34) ' 2013. - 234 с. С. 198-208.
Поляков Е.А. Структура работы с ПТСР и способ удержания проблемной области в рилив-терапии// Журнал, рецензируемый ВАК РФ. Российский научный журнал, № 2 (40) ' 2014. - 336 с. С. 196-206.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум// Изд-е 7-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 704 с. — (Высшее образование) – с. 275, 280.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Учебное пособие «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп»// Издательство Института Психотерапии Москва, 2002. – с. 297.