ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РИЛИВ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РИЛИВ-ТЕРАПИИ

Основина Е.С. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Психологическое консультирование в подходе рилив-терапии» – это курс Е. А. Полякова, обучающий психологическому консультированию в авторском подходе [4]. Сам подход разрабатывался в течение 13 лет и свое название взял от английского слова «relive», что переводится как «оживить в памяти», «заново пережить». Автор курса вкладывает в его название следующий смысл: «Мы применяем и используем термин «relive» («рилив») в качестве обозначения, названия, комплексного наименования таких психологических аспектов как реабилитация, реадаптация, ресоциализация внутриличностных психических компонентов и социально-личностных структур человека в процессе психологического консультирования путем переработки травматического жизненного опыта»[1].

Курс состоит из 3 модулей по 72 часа каждый. Можно ограничиться первым модулем или же посетить второй и третий в любой последовательности. Как показывает практика курса, практически все студенты возвращаются к обучению после первого модуля и проходят все три. Курс включает в себя теоретический материал и практическую отработку упражнений и техник работы с клиентом. В ходе обучения затрагиваются эмоциональная, когнитивная, коммуникативная сферы, глубинная проработка студентами которых позволяет предположить, что курс, как образовательный процесс, может оказывать влияние не только на получение обучающимися новых знаний, но и на самих обучающихся [1,2,3,5]. Таким образом, именно ориентированность курса на практику и легла в основу исследования влияния курса на личностные феномены студентов.

Базу исследования составил курс ДПО «Психологическое консультирование» ФДО РГСУ. Выборку исследования сформировали 49 студентов курса в возрасте от 28 до 45 лет. Все участники исследования прошли два модуля обучения рилив-терапии. Исследование проводилось в две стадии. Первая стадия – опрос участников по диагностическим методикам до начала обучения, вторая стадия – опрос тех же участников по таким же диагностическим методикам после окончания обучения.

Диагностическими методиками исследования были выбраны:

1. Методика «Диагностика самоактуализации личности». Автор — А. В. Лазукин (методика использовалась в адаптации Н. Ф. Калина) [7].

Данная методика предназначена для определения уровня самоактуализации личности. Понятие самоактуализация рассматривается как явление, когда личность стремиться реализовать все свои возможности и стремления в самой полной мере, став лучшей версией «себя». Методика включает в себя 100 утверждений с ответами «да» и «нет», нужно выбрать наиболее близкий вариант ответа по каждому утверждению. Оценка уровня самоактуализации производится по 11 шкалам:

1) Ориентация во времени;

2) Ценности;

3) Взгляд испытуемых на природу человека;

4) Потребность в познании;

5) Стремление к творчеству (креативность);

6) Автономность испытуемых;

7) Спонтанность;

8) Самопонимание;

9) Аутосимпатия;

10) Контактность;

11) Гибкость в общении.

2. Тест «Самооценка». Автор — Л. Д. Столяренко [6].

Диагностику по этой методике возможно проводить двумя способами, нами был выбран второй [6]. Испытуемые получали набор 20 личностных качеств, которые предлагалось выписать в столбец в том порядке, в котором они видят ценность проявления их другими людьми – от наиболее ценного качества к наименее ценному. Далее предлагалось выписать в соседний столбец те же качества, только в порядке наличия их у себя самого – от наиболее развитого качества к наименее развитому (отсутствующему). Далее подсчитывался коэффициент ранговой корреляции и сравнивался со шкалой диагностики.

Полученные в ходе исследования значения до и после оценивались по t-критерию Стъюдента. Итак, нами были получены следующие результаты.

Таблица 1

Изменение показателей самоактуализации личности

Шкала

1 этап

2 этап

t-критерий Стьюдента

Достоверность

Ориентация во времени

69,14

± 15,22

71,94

± 10,40

0,529

Ценности

65,71

± 15,39

67,55

± 11.31

0,534

Взгляд на природу человека

49,71

± 19,63

61,12

± 15,57

2,831

p<0,01

Потребность в познании

56,00

± 12,88

67,70

± 13,38

3,725

p<0,001

Креативность

70,49

± 11,68

74,15

± 10,90

1,676

Автономность

53,91

± 18,04

67,03

± 12,15

3,776

p<0,001

Спонтанность

50,23

± 20,80

69,15

± 15,83

4,395

p<0,001

Самопонимание

58,57

± 24,15

73,15

± 14,14

3,317

p<0,01

Аутосимпатия

56,29

± 23,94

73,94

± 15,17

3,641

p<0,001

Контактность

53,14

± 16,05

70,94

± 14,61

5,269

p<0,001

Гибкость в общении

59,14

± 15,02

70,87

± 14,33

4,404

p<0,001

Рис. 1. Графический вид шкал опросника по самоактуализации студентов до и после обучения.

По таблице 1 видно, что на некоторые показатели, а именно «ориентация во времени», «ценности», «креативность» обучение почти не повлияло, но мы не можем не отметить тот факт, что значения по этим показателям были достаточно высокими и на первом этапе исследования. Далее, из таблицы понятно, что результаты по шкалам «взгляд на природу человека» и «самопонимание» достоверно отличаются на уровне p<0,01, а результаты по шкалам «потребность в познании», «автономность», «спонтанность», «аутосимпатия», «контакность» и «гибкость в общении» достоверно отличаются на уровне p<0,001. На рисунке 1 приведена графическая схема показателей на двух этапах исследования.

Подробнее по шкалам. Результат по шкале «взгляд на природу человека» показывает, что вера в людей и человеческие возможности возросла и укрепилась, а это является основанием для искренних и гармоничных отношений с людьми, проявления к ним симпатии и доброжелательности. Шкала «самопонимание» показывает, насколько теперь студенты ориентированы на себя изнутри, насколько они чувствуют свои желания и потребности, показывает их неспособность подмены своих понятий, которую можно допустить, будучи ориентированным на мнение окружающих. Результат по шкале «потребность в познании» показывает возросший интерес к жажде нового, тот самый интерес, который не продиктован каким-либо личными потребностями, человек открыт для новых впечатлений и свободен от оценочных суждений о них. Шкала «автономность» говорит нам о том, как позитивно повлиял курс на способность быть свободным и независимым, но не отчужденным, свободным «для», но не свободным «от». Результат по шкале «спонтанность» говорят о том, что студенты стали намного ближе к тому состоянию, когда самоактуализация становиться не целью в жизни, а моделью поведения, чем-то привычным, а не мечтой или стремлением. Шкала «аутосимпатия» демонстрирует, что в студентах укрепилась позитивная Я – концепция, которая служит источником адекватной самооценки. Результаты шкалы «контактность» показывают, что студенты стали более расположены к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. Шкала «гибкость в общении» показывает возросшую ориентацию на личное общение и адекватное самовыражение в нем, отсутствие склонности к манипуляциям.

Таблица 2

Изменение показателя самооценки

Шкала

1 этап

2 этап

t-критерий Стьюдента

Достоверность

Самооценка

0,74

± 0,22

0,73

± 0,12

0,399

Таблица 3

Соотношение испытуемых с различным уровнем самооценки до начала (1 этап) и после окончания обучения (2 этап)

Уровень самооценки

1 этап

2 этап

Количество

%

Количество

%

Неадекватно-низкий

(от -1 до 0)

0

0%

0

0%

Низкий

(от 0 до 0,2)

2

5,8%

0

0%

Ниже среднего

(от 0,21 до 0,3)

0

0%

0

0%

Средний

(от 0,31 до 0,5)

2

5,8%

1

2,9%

Выше среднего

(от 0,51 до 0,65)

6

17,1%

8

22,8%

Высокий

(от 0,66 до 0,8)

6

17,1%

21

60%

Неадекватно-высокий

(от 0,81 до 1)

19

54,3%

5

14,3%

Рис. 2. Графический вид соотношения испытуемых с различным уровнем самооценки до начала (1 этап) и после окончания обучения (2 этап).

Из таблицы два видно, что в среднем коэффициенты ранговой корреляции (R) не отличаются. Но из-за разницы в стандартном отклонении нужно отметить, что среди участников исследования стало меньше случаев низкой и существенно меньше случаев неадекватно высокой самооценки, что демонстрирует таблица 3 и рисунок 2.

Курс Е.А. Полякова «Психологическое консультирование в подходе рилив-терапии» дает возможность проработки эмоциональной, когнитивной, коммуникативной сферы. В ходе курса студенты работают со своими личными установками, прорабатывают травмирующие ситуации, поднимают воспоминания и забытые, но когда-то волновавшие их вопросы. Кроме того, курс ориентирован на практику, по которой студенты получают обратную связь весь курс обучения.

Сегодня студенту-психологу необходимо ориентировать себя на практическое развитие в целях подготовки для дальнейшей успешной работы с клиентом, чтобы избежать переносов своих эмоций, установок и реакций на клиента. Результаты исследования наглядно демонстрируют влияние обучения курса рилив-терапии на повышение уровеня самоактуализации, а также нормализацию самооценки участников исследования, что, несомненно, способствует прозрачности и открытости психолога по отношению к клиенту.

Список литературы:

Поляков Е.А., Донцова М.В., Донцов Д.А. Применение арт-терапевтических психотехнологий в рилив-терапевтическом подходе в области психологического консультирования и психокоррекции// Человеческий капитал. 2017. № 9 (105). С. 17-22.

Поляков Е.А. Психотерапия ПТСР методом рилив-терапии// Журнал, рецензируемый ВАК РФ. Российский научный журнал, № 4 (35) ' 2013. - 336 с. С. 134-142.

Поляков Е.А., Донцов Д. А., Донцова М. В. Психокоррекция в рилив-терапии методом проблемных тематических вопросов// Журнал, рецензируемый ВАК РФ. Российский научный журнал, № 3 (41) ' 2014. С. 125-137.

Поляков Е.А. Рилив-терапия как новое психотерапевтическое направление в психологическом консультировании (Статья) // Журнал, рецензируемый ВАК РФ. Российский научный журнал, № 3 (34) ' 2013. - 234 с. С. 198-208.

Поляков Е.А. Структура работы с ПТСР и способ удержания проблемной области в рилив-терапии// Журнал, рецензируемый ВАК РФ. Российский научный журнал, № 2 (40) ' 2014. - 336 с. С. 196-206.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум// Изд-е 7-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 704 с. — (Высшее образование) – с. 275, 280.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Учебное пособие «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп»// Издательство Института Психотерапии Москва, 2002. – с. 297.

Просмотров работы: 10