ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ И ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРАХОВ НА ЭТОТ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ И ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРАХОВ НА ЭТОТ ПРОЦЕСС

Матюхова Т.Ю. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема профессионального становления педагога остается актуальной в современной научной мысли как результат реализации тенденции к технологизации и интенсификации разных областей в жизни социума с одной стороны, и нереализованности этих процессов вследствие различных факторов в сфере образования, как объективных, так и субъективных. В России стремительно растет ценность человеческого капитала, поэтому новые задачи по подготовке специалистов высокого уровня квалификации, который отвечал бы европейским и мировым стандартам, ставит перед профессиональное образованием и педагогика последипломного образования.

Приоритетными задачами высшей школы по подготовке студенческой молодежи, в том числе и молодых педагогов, к сознательному общественному выбору являются обогащение творческого, интеллектуального, культурного потенциала народа, воспитание будущих педагогов как одной из важнейших ценностей общества, развитие их профессионально важных способностей и качеств [1; 5; 9; 10].

В научной литературе раскрывается ряд проблем профессионального становления учителя: становление профессионально-педагогического общения (А.А. Балл, М.И. Боришевский, В.М. Галузяк, М.М. Заброцкий, В.А. Кан-Калик, С.А. Мусатов, в .А. Семченко, Н. Чепелева, Т.С. Яценко и другие), формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности (А.А. Абдуллина, С.Л. Братченко, В.В. Каплинский, А.С. Карпов, Г.А. Нагорная, С.И. Николенко, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и другие), профессиональная адаптация молодых учителей (С. Вершловский, О.Г. Мороз, Т.С. Полякова, Т.Д. Щербань и другие), повышение квалификации педагогических кадров (С.Б. Елканов, Ю.Н. Кулюткин М.М. Поташник, И.П. Радченко и др.) и другие.

Для начала считаем целесообразным раскрыть сущность понятия «молодой педагога».

Обосновывая дефиницию «молодой учитель», ученые соотносят ее прежде всего с возрастным периодом «молодость». Молодежью называют молодое, подрастающее поколение, юношество, молодежь. Молодежь − это группа общества, обладающая большим трудовым потенциалом и способна обеспечить прогрессивное развитие страны. Для выделения молодежи в отдельную группу основаниями являются возраст, ролевые функции, статус [4].

В.В. Радул, исследуя проблему социальной зрелости молодого учителя, определяет его возрастной период – от 18 до 25 лет [11]; Т. Чувакова, исследовательница профессионального становления молодого учителя в США, относит к молодым учителям педагогических работников общеобразовательных учебных заведений в возрасте до 30 лет, называя их интеллектуальным и духовным потенциалом, казной отечественного образования в условиях ее интеграции [14]. По мнению О.Г. Мороза, молодой учитель – это начинающий учитель, выпускник педагогического учебного заведения [5]. О.А. Шевченко, исследуя проблему профессионального развития молодого учителя в системе последипломного педагогического образования, доказывает, что именно первые три года профессиональной деятельности учителя определяют характер его дальнейшего профессионального бытия, являются наиболее сензитивными для внешнего влияния [15]. По М.И. Сметанскому, профессиональное становление молодого учителя приходится на возраст от 23-25 до 28-30 лет [13].

По нашему мнению, молодой учитель общеобразовательного учебного заведения – это педагогический работник, закончивший высшее педагогическое учебное заведение и работает три года на должности по специальности, которую получил во время обучения, независимо от возраста, и начинает самостоятельную профессиональную деятельность, формирование собственной профессиональной компетентности.

По мнению А.К. Марковой, профессионально компетентный труд педагога предполагает осуществление на высоком уровне педагогической деятельности и общения, в которых личность учителя находит свою полную реализацию в контексте ее самосовершенствования, учебно-воспитательной деятельности. Здесь важно соотношение в профессиональной деятельности педагога его профессиональных знаний, умений и профессиональной позиции, психологических качеств (к примеру, наличие или отсутствие профессиональных страхов), соответствующего стиля деятельности [7, с. 8-9]. Поэтому, профессионализм учителя зависит от уровня развитости, образованности, целостности личности, которая ориентирована на развитие как собственных, так и детских жизненных функций [3].

Профессиональная компетентность молодого педагога должна ориентироваться на характеристики-особенности педагогической деятельности, которые мы находим в работе В.А. Семиченка «Психология педагогической деятельности» [12]. На основе сопоставления признаков педагогической деятельности и деятельности студентов автор приводит следующие убедительные характеристики: 1) педагогической деятельности присуща полифункциональность. Перед учителем стоит задача: в каждом событии школьной деятельности находить множественный смысл (образовательный, воспитательный, развивающий); 2) вариативность, отсутствие привычной жесткой детерминированности событий. Учитель всегда должен быть готов к любым неожиданностям, к перестройке «на ходу» всего тщательно обдуманного сценария урока или беседы с учеником, к творческой импровизации; 3) учитель постоянно должен действовать одновременно в нескольких «измерениях»: прогнозировании дальнейших событий, текущем спонтанном реагировании, соотнесении прогноза с фактическим ходом событий, внесении коррективов, ретроспективном анализе; 4) для педагогической деятельности характерна интегративность. Учитель должен осуществить интегральную оценку непосредственного состояния ученика как результата взаимодействия жизненно важных и значимых для него систем (специфики семейных отношений, влияния неформальной группы вне школы, его места в школьном и классном коллективе); 5) любое событие педагогической деятельности требует многоуровневого взаимодействия, в процессе которого молодой учитель должен мобилизовать ученика на совместные действия, стимулировать его активность, контролировать качество выполнения, оценивать результаты, соотносить свои действия с действиями коллег, вовремя вносить коррективы, прогнозировать дальнейшее развитие событий и др.; 6) деятельность педагога – это постоянное познание: ситуации, ребенка, себя, социального окружения, условий взаимодействия; 7) профессиональная педагогическая деятельность ставит исполнителя перед необходимостью ограничивать многоаспектность отношений и поведения. В глазах ребенка (или студента) человек, выполняющий педагогические функции, часто имеет статус «морально высший», поэтому к нему предъявляются особые требования [12].

Отметим, что наличие профессиональных страхов у молодых педагогов создает значительные препятствия на пути к приобретению выше перечисленных качеств.

Указанное выше позволяет говорить о проблеме формирования акмеологической модели современного педагога, что находит отражение в исследованиях С. Даниловой, Г.И. Кримской, В.В. Панчук, В.Н. Максимовой, В.В. Ягупова и др. Так, в книге В.Н. Максимовой «Акмеология: новое качество образования», что определенным образом стала исходной основой для подобных отечественных разработок [6], приводится модель педагога, которая состоит из таких аспектов, как его профессиональная, личностная, духовная зрелость и акмеологическая позиция педагога.

Профессионализм педагога-акмеолога призван тесно соотноситься с его духовно-моральной, акмеологической позицией, которая проявляется в таких показателях, среди которых выделяем следующие: преодоление пассивности учащихся через овладение методами и приемами активного взаимодействия, освобождение педагога от страха совершить ошибку.

Следовательно, молодой компетентный учитель – это педагог-исследователь и новатор, освободившийся от стереотипов, от профессиональных страхов, который имеет высокий уровень нравственного долга и ответственности за результаты собственной профессиональной деятельности.

Важной для нас является также и акмеологическая модель педагога, разработанная исследовательницей С. Даниловой, включающая в себя такие компоненты [2]: 1) компетентность (психолого-педагогические и социальные знания, теоретико-практические и методические знания, педагогические умения, педагогические способности); 2) личностная ориентация (самореализация в контексте акмеологической модели «Я-концепция» в динамике от «Я-реальный» до «Я-перспективный (идеальный)»; 3) морально-духовная культура (моральное сознание, нравственная деятельность, нравственные отношения).

При этом профессиональная компетентность, по мнению Г.С. Даниловой, предусматривает развитие профессионально значимых качеств, которые меняются и становятся мобильными, оперативными, адаптированными и тому подобное. Сначала профессиональная деятельность воспринимается педагогом как нормативно-одобренный способ деятельности, он постепенно превращается в индивидуальный стиль работы.

Таким образом, довольно частым явлением в профессиональной деятельности молодых педагогов является возникновение различных профессиональных страхов, ставящих существенные преграды на пути к педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство как результат профессионального становления молодого педагога проявляется в способности педагога овладеть свей социальной ролью и избавиться от профессиональных страхов.

Список литературы

Бондаренко В.И. Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения / В.И. Бондаренко // Молодой ученый. − 2014. − №4. − С. 919-923.

Данилова Г. Акмеологическая модель педагога в XXI веке // Начальная школа. – 2003. − №6. – С. 6-9.

Карпова Л.Г. Формирование профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.Г. Карпова; Харьковский гос. ун-т им. Сковороды. – Х., 2004. – 20с.

Келдиярова Г.Н. Роль молодежи в современных условиях развития общества / Г.Н. Келдиярова, Э.Н. Темирова, Э.Н. Темиров, Л.Н. Темирова // Молодой ученый. − 2014. − №15. − С. 225-227.

Кенжаев Ш.Х. Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов / Ш.Х. Кенжаев // Педагогика высшей школы. − 2015. − №1. − С. 19-21.

Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования / В.Н. Максимова. – СПб., 2002. – 324 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.

Мороз О.Г. Профессиональная адаптация молодого учителя: монография / А.Г. Мороз. – К., 1998. – 326 с.

Мясникова Т.В. Творческий потенциал студента и его развитие в условиях студенческого научного общества / Т.В. Мясникова // Молодой ученый. − 2014. − №18. − С. 614-616.

Огольцова Е.Г. Задачи профессионального воспитания в современной высшей школе / Е.Г. Огольцова, Ш.М. Темржанова // Молодой ученый. − 2016. − №13. − С. 834-837.

Радул В.В. Социальная зрелость молодого учителя: монография / В.В. Радул. – К.: Пик., 1997. – 269 с.

Семченко В.А. Психология педагогической деятельности: Учеб. пособие / В.А. Семиченко. – К.: Высшая школа, 2004. – 335 с.

Сметанский М.И. Формирование социальной ответственности учителя: монография / М.И. Сметанский. – Винница, Винницкий гос. пед. др.-т, 1993.

Чувакова Т. Профессиональное становление молодого учителя в СИНА: дис., Канд. пед. наук / Т.Чувакова. – К., 2004. – 20 с.

Шевченко O.A. Особенности профессиональной адаптации молодого учителя / O.A. Шевченко // Психолого-педагогические основы деятельности специалиста: история, теория, практика: материалы междунар. научно-практической. веб-конф. (15-16 мая 2013 года, г. Херсон) / под ред. В.В. Кузьменко. – Херсон: КВУЗ «Ханой», 2013. – С. 273-275.

Кисляков П.А. Модель формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности в вузе // В мире научных открытий. 2011. № 5-1 (17). С. 349-357.

Просмотров работы: 37