АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Лустина О.С. 1
1Российский социальный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как общаться с внешним миром людям, которые по разным причинам не имеют возможности говорить? Это дети и взрослые с разными формами церебрального паралича, с расстройствами аутистического спектра, с двигательными нарушениями и нарушениями слуха или зрения, а также люди с множественными нарушениями развития. Большинству детей речь и общение дается без каких-либо сложностей. Но есть дети, которым необходимо использовать другие средства коммуникации, формы, которые могут поддержать их связь с внешним миром. Они нуждаются в альтернативной или дополнительной коммуникации.

По данным официальной статистики, в России, детей, нуждающихся в таких формах общения, составляет до 1,2 % населения. Из года в год возрастает внимание к данной проблеме, что привело к более ясному и осознанному принятию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации, которых, на сегодняшний день существует достаточно много. Специалистам и родителям необходимо учитывать ряд аспектов при выборе системы альтернативной коммуникации, главным из которых является облегчение повседневной жизни ребенка и реализация интересов и потребностей.

В рекомендациях государствам –членам Совета Европы о деинституционализации в 2010 году говорится о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь возможность высказывать свое мнение относительного того, как с ними общаются и по мере взросления самим решать свою судьбу. В Конвенции о правах инвалидов в РФ в 2012 г. также говорится о необходимости использования технологий, которые будут учитывать разные формы инвалидности, содействии использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных средствах коммникации.

Тем не менее, следует помнить, что понятия альтернативной и дополнительной коммуникации имеют отличия. Есть люди, которые не имеют способности к речи, они общаются с собеседником лицом к лицу с помощью жестов, символов, без использования речи – они используют альтернативную коммуникацию. Дополнительная коммуникация – коммуникация, предназначенная для людей, которые учатся говорить, для дополнения своей речи. Развитие навыков невербальной коммуникации значительно поможет ребенку с нарушениями развития научиться выражать себя, повысит уровень социализации. Это может быть система жестов и знаков, графические способы, когда ребенок, выражая свое мнение, показывает на картинки или символы.

Выделяют основные цели использования альтернативной коммуникации:

адаптация ребенка, его социализация;

поддержка вербальных средств общения (при помощи символов);

создание благоприятных условий для овладения алфавитным чтением.

Следует помнить, что обучение детей с ОВЗ средствам альтернативной коммуникации ведется поэтапно.

На первом этапе ребенок учится понимать простые инструкции. На данном этапе проводятся различные упражнения: реакция ребенка на собственное имя или фотографию, выполнение упражнения «Посмотри на меня», «Стоп» (ребенку нужно немедленно прекратить какое-либо действие), «Садись». На данном этапе успех обучения во многом зависит от того, хорошо ли понимает ребенок педагога. Необходимо научить ребенка концентрировать внимание в процессе занятий, ребенок должен видеть лицо и губы педагога. Можно дать инструкцию: «Посмотри на мои губы». Нужно использовать простые вопросы, на которые будет ответ «да» или «нет».

На втором этапе обучения происходит перенос навыка в другую среду. Во время учебного процесса действие может повторяться многократно, педагог может выполнять руками ребенка действие 6-8 раз. Главная задача на данном этапе- перенести навык в естественную среду, в которой живёт ребенок (дом, комната, на прогулке). Постепенно вводятся указательные жесты и жесты приветствия и прощания, при этом можно использовать карточки.

Главным залогом успеха на данном этапе является поощрение. Поощрять речевую активность нужно в любом случае. Первые ответы могут быть непонятными, но они дают ребенку с ОВЗ почувствовать себя единым целым с внешним миром.

Исходя из этого, можно выделить основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:

от реального объекта к пространственному;

выбор символов – жесты, картинки, письменное и устное слово;

мотивация;

поощрение;

функциональное использование в коммуникации;

занятия с ребенком не должны проходить в молчании, нельзя использовать приказы, а только просьбы и вопросы;

создание условий для ощущения необходимости в общении;

обязательное включение общения в повседневную жизнь ребенка с ОВЗ;

приверженность различных вариантов коммуникативных ситуаций.

Необходимо учитывать, что в обучении детей с ОВЗ нет методов, которые могли бы гарантировать быстрый успех, но можно найти тот способ альтернативной коммуникации, который подойдет конкретному ребенку. Обеспечение ребенка с ОВЗ средствами и навыками альтернативной коммуникации повышает уровень его социализации и улучшает качество жизни.

Список литературы:

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. «Я говорю!»- М.: ДРОФА, 2008.

Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей- М.,2009.

Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ –М.: ТЦ Сфера, 2017.

Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию- М.: Теревинф, 2018.

Попова Н.С., Костичкина В.В., Феофанов В.Н. Установление межличностного контакта с детьми с расстройствами аутистического спектра // В сборнике: Межличностный контакт: теория, методология и практика внедрения Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Научная редакция О.И. Мироновой, О.Б. Поляковой. 2018. С. 124-127.

Просмотров работы: 591