КОРРЕКЦИЯ ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОРРЕКЦИЯ ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПИИ

Жарикова И.В. 1
1Российский Государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы данной статьи заключается в том, что на сегодняшний день число детей с речевыми патологиями увеличивается. Среди таких дефектов речи, которые распространены среди дошкольников (дети от трех до семи лет) выделяется общее недоразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [2]. Таким образом, у ребенка, чье речевое заключение звучит как «ОНР», может развиться негативное отношение к собственному дефекту речи, которое будет вызывать замкнутость, нежелание общаться, страх сказать что-то не так и быть из-за этого опозоренным. Как следствие, у таких детей на подобном фоне возникают фобические расстройства.

Каждому дошкольнику, у которого выявлено общее недоразвитие речи (причем неважно какая это степень: первая, вторая, третья или четвертая), нужна полноценная комплексная помощь со стороны многих специалистов (логопеда, психолога, невролога, педиатра и др.). Каждый специалист будет применять для улучшения состояния своего подопечного только те методики, которые корректируют и исправляют конкретную проблему.

На сегодняшний день существует достаточное количество разнообразных методик, систем, направлений и программ, разработанных с учетом конкретной речевой проблемой и нацеленных на ее устранение.

В нашей статье рассматривается арт-терапия как способ коррекции фобических расстройств у дошкольников с ОНР.

Рассмотрим значение терминов «арт-терапия» и «фобические расстройства».

Термин «арт-терапия» (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов «арт-терапия» (аrt (англ.) - искусство, therapеia (греч.) - забота, лечение) понимают, как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества [1].

Фобические расстройства – интенсивный необоснованный страх, возникающий при контакте с определенными объектами, попадании в специфические ситуации или необходимости совершить определенные действия. При этом больные с фобическим расстройством сохраняют критическое восприятие действительности и осознают необоснованность собственных страхов [4].

Фобические расстройства характеризуются навязчивым, необъяснимым или преувеличенным страхом перед какими-либо предметами, ситуациями или физиологическими проявлениями, которые по существу не могут быть причиной страха и тревоги. Объектом страха могут быть любые явления обыденности [3].

Как говорилось выше, при ОНР интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой. Поэтому он может оценить всю степень сложившейся ситуации, касаемо его речевого развития. Важно, чтобы ребенок не «нагружал» себя негативными мыслями о своем неполноценном развитии, поскольку это может привести к замкнутости, нежеланию идти на контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, в том числе и с логопедом, психологом, педагогом дополнительного образования.

Каждое логопедическое занятие должно быть направлено не только на устранение или коррекцию той или иной речевой проблемы, но и на снятие напряженности при общении. Поэтому довольно логопед и психолог работают в тандеме. В современной и российской практике и мировой для коррекции имеющихся психологических проблем (которые очень часто влекут за собой проблемы физиологического характера) применяется арт-терапия.

Существует довольно много видов и способов ее применения. Это и лепка из теста, глины, пластилина, и рисование кисточками, карандашами, пальцами, и театральные постановки, и кукольный театр, и оригами.

Главными критериями применения арт-терапии при общем недоразвитии у дошкольников являются:

- учет возраста. Следует применять только то конкретное направление в арт-терапии, которое будет выполнить по силам ребенку. Поскольку дошкольный возраст охватывает возраст от трех до семи лет, целесообразно разграничивать его на младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Логично, что ребенок в семь лет опытнее четырехлетнего и может решить более сложные задачи.

- Учет соматического здоровья. Если ребенок испытывает какое-либо недомогание, то нагрузка даже интересным делом не принесет никакой пользы.

- Учет жизненного опыта ребенка. Нужно выявить имеющиеся умения и навыки ребенка и развивать их, не нагружать лишней информацией.

- Учет предпочтений и желаний ребенка. Если дошкольник хочет вырезать из бумаги, а его заставляют принимать участие в кукольном спектакле, то никакого положительного результата по коррекции речи не будет.

Рассмотрим более подробно такой вид работы, как рисование красками пальчиками. Такой способ изо-деятельности обязательно заинтересует дошкольника, поскольку рисовать он будет не кисточками и карандашами, а своими собственными пальчиками, используя яркие краски. Такой способ поможет ребенку раскрыться, увлечет его и позволит вести диалог с педагогом, логопедом, психологом и сверстниками без стеснения и боязни. Для детей с ОНР этот вид деятельности особо важен, потому что положительно влияет на имеющиеся речевые проблемы. Очень часто ОНР характеризуется поздним появлением в речи первых слов (3-4 года, иногда 5 лет). Речь непонятна или малопонятна, обращенную речь дети понимают, однако практически не воспроизводят свою собственную. Внимание у данной группы детей недостаточное. При занятии рисованием ребенок будет учиться воспроизводить слова в их правильном звучании. Так как для него это всего лишь интересное увлечение, он не заметит, как по отношению к нему применяются методы коррекции. С ребенком будут вести диалог, он будет в непринужденной и легкой форме отвечать на вопросы, расширять свой и пассивный, и активный (что особенно важно в данном случае) лексикон. Также рисование способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. А чем лучше развиты двигательные умение, тем лучшее умственное развитие получает ребенок.

Дошкольник с ОНР после подобных занятий будет развивать речь (пассивный и активный словарный запас), расширять свой кругозор, мелкую моторику. Создается эмоционально-радостное настроение. Снимается психологическая напряженность. Ребенок становится более раскрытым и общительным.

Еще одно интересное арт-занятие - это аппликация. Аппликации вобрали в себя работу с разными материалами: бумага, клей, картон, листья, ножницы и т.д.

Аппликация также повышает умение работать с канцелярскими предметам, развивает творческие способности, умение общаться.

Таким образом, арт-терапия помогает корректировать имеющиеся речевые расстройства при общем недоразвитии речи (ОНР), благоприятным способом влияет на течение коррекционного процесса. Данный способ очень продуктивен. Арт-терапия по праву должна занять достойное место в системе коррекционного процесса в логопедической практике.

Список литературы

1. Арт-терапия [Электронный ресурс]. https://samopoznanie.ru/schools/art-terapiya/

2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

3. Расстройства фобические. Справочник по болезням [Электронный ресурс]. https://diseases.academic.ru/888/

4. Фобические расстройства. Медицинский справочник болезней [Электронный ресурс]. http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/phobic-disorders

5. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Проблема преодоления страхов у детей с интеллектуальными нарушениями как фактор обеспечения их психологической безопасности // В сборнике: Итоговый сборник II всероссийского съезда дефектологов материалы II всероссийского съезда дефектологов. 2017. С. 215-219.

Просмотров работы: 2