ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жарикова И.В. 1
1Российский Государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Число рожденных детей с речевой патологией увеличивается. Среди речевых расстройств довольно часто встречается ОНР (общее недоразвитие речи), которое часто является одним из составляющих речевого диагноза.

Проблема этой речевой патологии интересовала многих советских, и продолжает волновать современных российских ученых, а также их зарубежных коллег. Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Г.А. Каше, Г.И. Жаренкова Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, и др.) в 50-60-е годы XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [3]. Можно предположить, что у ребенка, чье заключение звучит как «ОНР», может развиться негативное отношение к собственному дефекту речи, которое будет вызывать замкнутость, нежелание общаться, страх сказать что-то не так и быть из-за этого опозоренным. Как следствие, у таких детей на подобном фоне возникают фобические расстройства.

Фобические расстройства – интенсивный необоснованный страх, возникающий при контакте с определенными объектами, попадании в специфические ситуации или необходимости совершить определенные действия. При этом больные с фобическим расстройством сохраняют критическое восприятие действительности и осознают необоснованность собственных страхов [7, 8].

Фобические расстройства характеризуются навязчивым, необъяснимым или преувеличенным страхом перед какими-либо предметами, ситуациями или физиологическими проявлениями, которые по существу не могут быть причиной страха и тревоги. Объектом страха могут быть любые явления обыденности [5]. Выявить фобическое расстройство у ребенка можно только при динамическом обследовании (как правило, у психолога или психиатра). Если ребенок сталкивается с причиной своей фобии, то у него возникает чувство тревоги, отдышка, ускоренное сердцебиение, желание поскорее убежать от причины, вызывающей «дикий» страх. Науке известно довольно большое количество фобий, которых с научным и техническим прогрессом становится все больше и больше.

Изучению фобических расстройств речи в научном мире посвящены труды В.А. Калягина (2006), Т.С. Овчинниковой (2006), С.В. Лауткиной (2002) и др.

В.Г. Колягин [1] провел исследование психологических особенностей страхов у дошкольников с ОНР, и сделал вывод, что для большинства детей с ОНР свойственны не только возрастные, но и специфические страхи. Устойчивость, интенсивность переживания и эмоциональная фиксация специфических страхов - вот основные характерные черты детских страхов детей с речевыми нарушениями. Детям дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием не свойственна такая фиксация на своих страхах, они не столь критичны к ним.

Для диагностирования наличия или отсутствия фобических расстройств у детей с ОНР специалисты используют методику «Выбери нужное лицо». Авторами являются американские психологи Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [6]. С помощью данного теста можно выявить тревожность ребенка в той или иной ситуации. Тревожность в тесте рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высокоразвитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха. По итогам теста можно измерить не только уровень тревожности, причину тех или иных страхов, но и сделать вывод о том, можно ли в конкретном случае говорить о фобических расстройствах.

Также широко используется методика А.И. Захарова «Свободная беседа» [2]. В ходе проведения ребенку задаются вопросы, на которые он в силах ответить. После беседы оценивается уровень тревожности, наличие и обилие страхов, а также фобий (если таковы имеют место быть).

Проведенный анализ имеющихся литературных источников и исследований по проблеме детского страха у детей дошкольного возраста с ОНР позволяет говорить о том, что данная проблема весьма актуальна.

Исследователями фобических расстройств были выявлены внутренние проблемы, вызванные особенностью психического развития детей дошкольного возраста (приоритет внешнего вида, «моральный реализм», низкий уровень развития волевой сферы, индивидуальные особенности отношений в среде сверстников, а также внешние по отношению к детям проблемы (приоритет мнения родителей, недостаточные знания у детей о правилах поведения в общественных местах). Такие дети нуждаются в особой заботе, внимании и коррекции не только специалистов, но и родителей.

Отсутствие или недостаточно грамотное сопровождение коррекционного психолого-педагогического воздействия на детей дошкольного возраста с ОНР может привести не только к увеличению детских страхов, но и к появлению нежелательных черт характера, нарушению адаптации и другим неблагоприятным последствиям развития личности ребёнка.

Список литературы

1. Дубынина Т.Е., Боброва В.В. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49) [Электронный ресурс]. – режим доступа https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (дата обращения 09.04.2018 )

2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Электронный ресурс].режим доступа –http://lib.ru/PSIHO/KIDS/nevroz.txt(дата обращения 10.04.2018 )

3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

4. Логопсихология / Авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск.: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 150 с.

5. Расстройства фобические. Справочник по болезням [Электронный ресурс].режим доступа –https://diseases.academic.ru/888/(дата обращения 09.04.2018 )

6. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей [Электронный ресурс].режим доступа –
http://psycabi.net/testy/645-test-trevozhnosti-r-temml-m-dorki-v-amen-metodika-vyberi-nuzhnoe-litso-proektivnaya-diagnostika-detej(дата обращения 10.04.2018)

7. Фобические расстройства. Медицинский справочник болезней [Электронный ресурс].режим доступа –http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/phobic-disorders(дата обращения 09.04.2018 ).

8. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Проблема преодоления страхов у детей с интеллектуальными нарушениями как фактор обеспечения их психологической безопасности // В сборнике: Итоговый сборник II всероссийского съезда дефектологов материалы II всероссийского съезда дефектологов. 2017. С. 215-219.

Просмотров работы: 8