Актуальность данной темы заключается в постоянной высокой роли коммуникативного аспекта общения между людьми и их группами. Речь - один из первых сигналов коммуникации древнейших людей. В новейшее время с развитием научного технического прогресса появилась «всемирная паутина» - Интернет, что послужило возникновению новых возможностей и породило никогда не существовавший ранее вид общения – виртуальный. Сознание человека стало погружено в новую «ареальную» среду. Навыки речи стали не главными в передачи информации. Впоследствии, «социальные сети» становятся явной платформой для различных коммуникаций, с возможностью взаимодействия, использования и распространения информации во многих странах. Все жизненные события повторяются, только происходят на более сложном, новом витке развития цивилизаций.
Проблема имиджа современного человека одна из передовых в профессиональной деятельности личности, но и в то же время одна из тем в аспекте самопознания личности и понимания её другими людьми.
В гипотезе можно предположить, что осознание важности роли вербального имиджа является в большей мере неглубинным, скрытым и не подвергается тщательному бессознательному анализу при самоконтроле личности.
Цель исследования: выявление закономерностей взаимодействия и взаимодополнения речевой самопрезентации личности с неречевой в современном мире.
Задачи:
- выявить закономерность самоанализа людей в сфере представления о себе;
- провести опрос в «социальной сети» и проанализировать его результаты;
- узнать в устной беседе об отношении молодежи к собственному поведению;
- рассмотрение имиджа человека с акцентом на вербальную сторону;
- понять роль вербальных проявлений личности.
Исследованиями в имидже словесном. Вербальная информация составляет меньший процент восприятия информации, по сравнению с невербальной.
Для глубоко анализа исследования использовался опрос в «социальной сети» среди студентов (Анкета № 1).
Анкета №1.
Ответьте на вопросы
1. Задумывались ли Вы когда-нибудь о правильности своей устной
речи?
- Да; - Нет
2. Используете ли Вы ненормативную лексику?
- Да; - Нет; - Свой вариант
3. Делали ли Вам когда-нибудь замечания из-за Вашей речи?
- Да; - Нет
4. Как Вы реагировали на замечания?
- Негативно; - Позитивно; - Никак
5. Наблюдали ли Вы за собой ухудшения в точности выражений и
высказываний своих мыслей?
-Да; - Нет
6. Самопрезентация Вашей личности может повлиять на Вашу
репутацию и карьеру?
- Да; - Нет; - Возможно
Выводы, сделанные на основе результатов опроса: 55 % опрошенных из 52 человек задумываются о корректности своей речи, 45% людей не уделяют важного значения данному аспекту. О правильности своей устной речи задумывались 60% студентов. Ненормативную лексику используют 84%. Замечания делали 38% людей. Реакция на замечания была в основном нейтральная 50%, позитивная 32%, негативная 28%. Ухудшения в точности выражения своих мыслей ощущало 56% опрашиваемых. Большинство считали, что самопрезентация их личности очень важна для будущего ( 89%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что опрашиваемые почти во всех вопросах разделились поровну.
Следующие умозаключения были составлены на основе беседы в малой группе людей из 12 человек.
Вопросы беседы:
1. Задумывались ли Вы когда-нибудь о своём вербальном имидже?
2. Анализировали ли Вы своё поведение и речь? До, во время или после совершенного действия?
3. Какую роль в профессиональной деятельности играет умение ясно выражаться?
4. Что волнует Вас больше всего в Вашей речи?
В процессе беседы было выявлено, что больше всего волновали интервьюированных интонационные выражения в словах и замечания от других людей. Это может говорить о том, что личности озадачены своим видом и положением в обществе. Люди испытывают потребность в эффективной самопрезентации. Основные проблемы, которые могут создать препятствия для совершенствования речи.
Ненормативная лексика – проявление небольшого словарного запаса, в связи с этим неумение выразить по-другому свои эмоции, чувства и мысли.
Неясность выражения мыслей - затуманенность.
Двоякость высказываний – иносказательность, неправильное использование слов (не по назначению, не по лексическому значению).
Неуместность – больше связана с этикетом.
При речевом дефекте создается новая проблема при рассмотрении вербального имиджа человека. Снисходительное восприятие сглаживает дефектность речи и невозможность выразить иначе свои мысли.
Стоит отдельно выделить введённое нами понятие «вербальные стили» в общении. Эта категория относится к качественным проявлениям говорения. Отрывистая, «перескакивающая» речь, использование несуществующих слов (для привлечения внимания) может являться показателем желания выделиться среди других людей, но это больше относится к творческим людям, которые хотят себя позиционировать как гениальных людей. И все другие показатели, которые мы причислили к создающим преграды, могут служить новым течением в речевых оборотах. Но злоупотребление вычурностью слов может привести к деградации и потери полного понятийного аппарата и сказанное будет иметь деструктивный характер.
В заключение, можно сказать о том, что проделанная работа позволила составить умозаключения, в основе которых лежат теоретические и практические результаты исследования. Удалось выявить закономерность самоанализа людей в плане их представления о себе – задаются вопросом о своём виде абсолютно все, но в разной степени в зависимости от свое самооценки, самовосприятия, провести опрос в «социальной сети», узнать в устной форме (беседе) об отношении молодежи к собственному поведению (в частности, вербальному), рассмотреть имидж человека вербальном его проявлении.
Из выводов можно понять о том, что в современном мире словесные, устные потоки информации являются как дополнительными «шумовыми» элементами в окружающей среде, так и способ передачи основной информации. Не каждый человек задумывается о том, что его имидж и репутация напрямую зависят не только от внешнего облика, но и от совокупности всех факторов действий личности – поступки, способность общаться, внешние качества. Интерес к себе может служить отправной точкой на пути к активной, приемлемой интеграции в обществе. Разнообразие вербальных имиджей создаёт большое поле для исследования феноменов впечатления – отражения понимания другой личности, самопрезентации, самоанализа.
Таким образом, роль вербального имиджа человека является весомой в восприятии другими людьми и важной для самой личности.
В связи с актуальностью данной темы создаётся возможность обобщать, систематизировать знания в данной области, что и планируется сделать в последующих исследованиях.
Список литературы
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск: Новое знание, 2002. — 328 с.
Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехники, психотехнологии. — М.: Омега-Л, 2007. — 266 с.
Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. – М.: Аспект-Пресс, 2002. — 223 с.
Почепцов Г. Г. Имиджелогия. — М.: Рефл-бук, 2001. — 698 с.
Романова А.В. Функции имиджа в межличностном общении // Социальная политика и социология. 2012. № 8 (86). С. 165-177.
Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. — М.: Народное образование, 2002.