ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время происходит объединение экономической и социокультурной сферы деятельности. Социально-культурная сфера - активно развивающаяся область экономики. Ее развитие является важнейшим критерием перехода индустриальной экономики в постиндустриальную. Во всем мире степень развитости социально-культурной сферы стала выступать критерием развития экономики стран. Данный процесс в условиях масштабных общественных изменений приводит к неустойчивому социальному состоянию. В одном случае, - наблюдается умеренное процветание социокультурной деятельности в больших городах, в другом – происходят разрушительные процессы развития культуры в сельской местности.

В указе Президента РФ от 07.05.2018 о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года, уделяется особое внимание созданию (реконструкции) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений. Так же подготовке кадров для организаций культуры, поддержке добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации. [1]

В последние годы происходит отставание от современного мирового уровня культуры и производства. По данным Росстата период 2010 - 2015 годы характеризуются сокращением числа организаций культурно-досугового типа в сельской местности на 5,7 тысяч. В связи с этим для сельского социума характерен более скудный общий социокультурный уровень.

Уточним сущность понятия «социально-культурная деятельность».

С.В. Богдан рассматривает понятие социально-культурной деятельности как деятельности субъектов, осуществляемой ими в свободное время в условия открытого, поликультурного пространства на основе самостоятельного выбора субъектами культурно-смыслового содержания и форм данной деятельности, векторов развития вместе с другими [2, с 7].

И. В. Воробьева определяет социально-культурную деятельностькак комплекс мероприятий по созданию и распространению культурных ценностей, формированию у людей определенного мировоззрения, удовлетворению культурных потребностей, развитию творческих способностей и созданию комфортной социальной среды. Она осуществляет социальное обеспечение профессиональной, бытовой и иной деятельности, используя в качестве орудий труда средства культуры и произведения искусства [4, с 28].

К. И. Вайсеро, В. И. Хоменко дают следующее определение понятия «социально-культурная деятельность» - управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре, активного включения в него самого человека, создание условий для того, чтобы культура стала основой социального взаимодействия [3, с 71].

Социокультурная деятельность обладает некоторыми, присущими только ей чертами. В первую очередь производится в свободное время, различается свободным выбором, и инициативностью коллективов. Этот вид деятельности предназначен для объединения людей, выявления их природных способностей и талантов, что дает им возможность почувствовать себя свободным и независимым человеком. Основной целью данного вида деятельности в социальной работе является создание условий для социализации личности, социального воспитания, образования и развития.

По мнению профессора Ю.А. Стрельцова социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении людей. Он считает, что досуговое общение, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство [6, с 115].

Одно из важных мест в социально-культурной деятельности занимает его организация, без которой не обходится ни одна деятельность культуры.

Е.И. Холостова определяет понятие «организация» как совокупность действий, методов, позволяющих что-либо сделать, решить, упорядочить, систематизировать, подготовить, провести, объединить, разъединить и др. для достижения целей, выполнения задач [7, с 37].

Л.С. Ружанская рассматривает организацию как процесс, представляющий собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой [5, с 6].

Организация социокультурной деятельности в сельской местности предполагает создание условий, необходимых для социального и культурного взаимодействия граждан, находящихся в одной местности. Эта деятельность несет в себе широкий спектр различных видов социально значимых мероприятий по созданию, изучению, сохранению и передаче культурных ценностей. Это неотъемлемая черта успешно развивающегося общества, которая является одной составляющей социальной работы.

К основным проблемам организации социокультурной деятельности в сельской местности можно отнести недостаточную финансовую помощь государства в социально-культурной сфере, сокращение работников учреждений культуры, исчезновение социокультурных традиций, разложение моральных устоев и принципов поведения, ослабление понимания чувств достоинства человека как представителя своей нации, отток сельских жителей в города и опустошение сел.

Таким образом для того чтобы решить указанные проблемы необходимо разработать современные методы и подходы к организации социокультурной деятельности, обеспечить необходимые условия для развития личностных качеств, формирование внутреннего потенциала граждан, организовать высокоэффективную систему социальной поддержки населения, благодаря которой социально-культурные мероприятия получат поддержку и развитие. Это позволит справиться с разрушительными процессами развития культуры в сельской местности.

Библиографический список

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”

Богдан, С.В. Cоциально-культурная деятельность как феномен педагогики: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2013. – 235с.

Вайсеро, К.И., Хоменко, В.И. Основы социально-культурной деятельности : учебное пособие для бакалавров – Москва: МГУУ Правительства Москвы, 2016. – 116 с.

Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 106 с.

Теория организации : учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин,Ю.В. Солдатова ; под общ. ред. Л.С. Ружанской. – Екатеринбург :изд‑во Урал. ун‑та, 2015. – 200 с.

Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: Учебное пособие для вузов культуры и искусств / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2010. – 307 с.

Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 425 с.

Просмотров работы: 288