ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ

Слащинина М.Д. 1, Лебедева С.А. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого человека, проживающего в нашей многонациональной России. От того, каким патриотом своей Родины считает себя человек, зависит его отношение к людям, к родному городу, к правительству, а значит – его отношение к будущему государства в целом. Вклад каждого человека в науку искусство, безопасность и другие области социальной жизни человека, зависит от степени его преданности к Родине, и ко всей стране в целом.

В настоящее время в обществе происходят большие перемены. Последние события в стране (Олимпиада в Сочи, присоединение Крыма к России) подняли у людей волну патриотизма. Молодёжь по-новому начинает смотреть на свою историю, традиции, Отечество. Патриотическое воспитание дошкольников является одной из приоритетных задач. Именно в этом возрасте закладываются основы личности ребёнка. Многие учёные связывают возрождение патриотизма с первым шагом к возрождению России. В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, обычаям, истории и богатой культуре является началом любого воспитания. Воспитание патриотизма подрастающего поколения – одна из важнейших задач современного образования, подразумевающая постепенное и настоятельное формирование у обучающихся любви к Родине.

Любовь к малой Родине является важным элементом преобразований, к которым устремлена современная система образования в рамках ФГОС ДОО. Любовь к малой Родине формируется на протяжении всей жизни под влиянием социокультурной среды. На этапе дошкольного возраста, любовь к малой Родине формируется посредством накопления социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Воспитание любви к своей Родине, восстановление ценностей традиционной культуры, воспитание чувства гордости за своих соотечественников, желание приумножить богатства своей страны и быть ей полезным формируются всюду: в семье, СМИ, на народных праздниках, в детском саду под руководством воспитателей, при чтении отечественной художественной литературы.

К сожалению, не всегда достаточно развита в дошкольных учреждениях и система работы с родителями по проблеме нравственного воспитания.

Серьезные изменения, происшедшие за последние годы в стране выявили новые проблемы воспитания патриотизма у детей, произошло переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли не только в общественной жизни, но и в личной жизни каждого человека. Эта проблема нашла свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях И.А. Агаповой, Д.В. Бедника, В.Д. Вводова, Ф.Б. Горелика, М.А. Давыдовой, А.Д. Жарикова, Н.В. Ипполитовой, Е.Р. Корниенко, Г.Я. Кудриной, Н.А. Левиной, Н.И. Новиковой, Р.В. Примаковой, Н.П. Устиновой и др.

Изучением формирования любви к малой Родине занимались такие исследователи, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик и другие.

Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и практическом плане определила тему исследования: "Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Проблема исследования: недостаточная разработанность практической реализации процесса формирования первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: изучить особенности формирования первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: первичные представления о малой Родине у старших дошкольников.

Задачи исследования:

раскрыть сущность понятия "патриотическое воспитание" в психолого-педагогической литературе;

определить место первичных представлений о малой Родине в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

провести опытно-экспериментальную работу по формированию первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности педагогов ДОУ.

Для реализации цели и задач исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МКДОУ общеразвивающего вида №12 г. Родники в старшей группе (20 детей в возрасте 5-6 лет).

Для изучения первичных представлений о малой Родине были выделены следующие критерии: родной дом: история семьи, имена и отчества бабушек и дедушек, род занятий членов семьи, семейные праздники и традиции; родной город: название и его происхождение, природные условия и географическое положение, достопримечательности, промышленность, основные промыслы, известные люди; быт и традиции народа; обязанности ребенка дома и на улице. Была использована методика, разработанная педагогами детского сада, доработанная и модифицированная автором данной дипломной работы.

Опытно-экспериментальное исследование состояло из трёх этапов. Первый этап – констатирующий. Цель: выявление начального уровня сформированности первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. По итогам диагностики было установлен низкий уровень сформированности первичных представлений о малой Родине. Второй этап – формирующий, на котором был реализован перспективный план работы по формированию представлений о малой Родине у старших дошкольников. Важным условием успеха в патриотическом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами МДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей. Третий этап – контрольный, на котором были подведены итоги педагогического эксперимента. Число детей с высоким уровнем сформированности представлений о малой Родине увеличилось. Статистический анализ полученных данных подтвердил значимость различий результатов детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Педагогическая работа по воспитанию патриотизма в процессе формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников оказалась эффективной, и ее следует продолжать.

Список литературы

Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. – М.: АРКТИ, 2013. – 129с.

Бедник Д.В. Патриотическое воспитание: от парадоксов поведения к стандартам воспитания / Д.В. Бедник. – М.: Библиотечное дело, 2006. – №2 – 6с.

Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: метод. пособие для педагогов / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 192 с.

Дергач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. - 2009. - N 2. - С. 21-26.

Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у младших школьников / А. Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 25-27.

Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Родничок» / Под ред. С.А. Лебедевой, М. Илекса,2009.- 116 с.

Просмотров работы: 92