УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА

Великоиваненко О.А. 1, Лебедева С.А. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одаренные дети, как и дети с ограниченными возможностями здоровья, представляют собой отдельную категорию обучающихся, требующих особого подхода со стороны педагогов и родителей.

Целью данной работы является исследование одаренности ребенка младшего школьного возраста и составление программы по ее развитию. В качестве испытуемого была выбрана девочка 9 полных лет. Работа состоит из трех этапов.

Цель 1 этапа - выявить уровень способностей и дарований ребенка. На данном этапе оценивался творческий потенциал ребенка на основе наблюдений за его деятельностью и поведением по параметрам, предложенным Рензулли Дж. и Хартман. С помощью опросника и анкетирования были изучены: насколько хорошо родители знают особенности и дарования своего ребенка; оценивалось участие родителей в раскрытии творческого потенциала ребенка. Проводено анкетирование родителей и педагогов для выявления возможной одаренности и оценки реальной одаренности ребенка. Анализ показал следующие результаты: у ребенка есть творческий потенциал; родители хорошо знают особенности своего ребенка и внимательно следят за его развитием в течение всех 9 лет; активность ребенка стимулируется родителями по мере возможности. Ввиду различных жизненных обстоятельств и препятствий для развития ребенка не создается. Мы предположили, что у ребенка возможно наличие признаков художественной одаренности, хотя на данном этапе она не является ярко выраженной.

Цель 2 этапа - оценить уровень развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка младшего школьного возраста. На этом этапе изучались творческие работы ребенка (рисунки); с помощью теста П.Торренса изучался уровень креативности ребенка. Для оценки интеллектуального потенциала ребенка использовалась методика «Классификация понятий». Данный этап исследования позволил установить, что ребенок обладает незаурядными художественными способностями. Она умеет отражать реальность в адекватных и, в то же время, оригинальных образах. Беглость и гибкость мышления соответствуют возрасту ребенка, оригинальность ответов невысокая, разработанность находится на верхней границе нормы; мышление испытуемого характеризуется использованием обобщенных ориентиров, способностью использовать существенные связи между понятиями и протекает на категориальном уровне.

На основании первого и второго этапа исследования была составлена психолого-педагогическая характеристика ребенка, в которой нашли отражение: уровень успеваемости в школе, личностные характеристики, увлечения и признаки художественной одаренности. Ребенок способен к выражению своего внутреннего мира в адекватных образах. Использует в своих работах большое количество оригинальных образов, испытывает сильное желание рисовать, лепить, танцевать, конструировать не только непосредственно на занятиях, но и в свободное от занятий в школе время.

Итоги психолого-педагогической диагностики послужили основой для разработки развивающей программы.

Цель 3 этапа - разработка программы развития одаренного ребенка. Программа состоит из трех частей: цель и задачи работы с ребенком; специально подобранные игры и дидактические материалы, задания, направленные на достижение поставленной цели; рекомендации родителям по развитию дарований ребенка. Цель программы - создание условий и оказание поддержки в развитии художественных способностей ребенка, формировании творческой личности. Задачи программы: формирование личностной заинтересованности ребенка в приобщении к искусству; развитие воображения; развитие творчества и креативности в художественной деятельности.

Цель и задачи программы решались на основе следующих принципов:

принципа личностно-ориентированного подхода; индивидуализации обучения; комплексности психолого-педагогических воздействий; учета сензитивности дошкольного детства. Принцип равновесияпредполагает реализацию как специальных, так и общеразвивающих и общеобразовательных задач в рациональном соотношении их объема и видов деятельности ребенка.

Содержание программы составляет комплекс упражнений, разделенных на три группы, в соответствии с поставленными задачами.

На каждом занятии решается определенная группа задач по развитию творческого мышления и воображения. Для решения задач используются проблемные сказочно-игровые ситуации (отправится в сказочную страну и помочь « Дюймовочке» отыскать Эльфов; помочь животным найти свой дом и т.п.). Игры -путешествия, этюды, игры — импровизации, мини - этюды, игры – беседы («Кто скорей займет цветок», «Змейка»); игровые упражнения. Изобразительная деятельность (нарисуйте как можно больше разных картинок из треугольников, кругов; «оживший рисунок»); придумывание сказок, их продолжения (поляна сказок; сказка на новый лад); придумывание загадок.Ребенку предлагается создание новых образов вещей, признаков, реализуемых в оригинальных продуктах.

Количество подобранных заданий достаточно большое. Регулярное выполнение их с ребенком создает условия для развития художественной одаренности в семье. Рекомендации для родителей отражают основные аспекты развития художественной одаренности ребенка в домашних условиях, при отсутствии педагога.

В ходе занятий формируются следующие умения ребенка: воспроизводить внешний вид и свойства предметов по памяти; угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; воспроизводить внешний облик предмета по его части; узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы; комбинировать в одном предмете свойства других предметов; находить в двух или более объектах общие и различные признаки; узнавать объект по описанию действий с ним; переносить действия с одного предмета на другой; придумать рассказ (сказку) о каком – либо объекте; найти действия, противоположные по значению (увеличивать-уменьшать, разрезать-соединять).

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть и развивать.

Литература:

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагентство, 1994.

Лебедева, С.А. Личностно-ориентированный подход в развитии и обучении одаренных дошкольников и школьников: учебные материалы /С.А.Лебедева. - Шуя : Изд-во ГОУ ВПО "ШГПУ", 2009. - 86 с.

Лебедева С.А. Развитие детей с повышенными творческими способностями [Электронный ресурс]: монография /С.А. Лебедева. — Germany: LAMBERT Academic Publishing, 2013. — 73 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/232399

Ридецкая, О.Г. Психология одаренности: учебно-практическое пособие /О.Г. Ридецкая. - М.: Издательский центр ЕАОИ, 2011. - 376 с.

Сиротюк, А.С. Диагностика одаренности: учебное пособие /А.С.Сиротюк. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - Ч. 2. - 498 с.

Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей: классические тексты / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 434 с.

Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей /В.С. Юркевич. - Москва: Просвещение, 1996. - 136 с.

Просмотров работы: 4