ПРОБЛЕМНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Омарова Гамза Ширин Кызы 1, Николаев Е.В. 1
1СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящие время происходит усиление внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что одним из приоритетов государственной политики является обеспечение соответствия воспитания традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям, а также развитие сотрудничества субъектов системы воспитания в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации [1]. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», реализуемая в интересах детей, основной акцент ставит на развитие гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, формирование позитивных ценностных отношений к государству, Родине и так далее [2]. Эти идеи придают особый ценностный смысл организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС по достижению воспитательных результатов по трем уровням [3] и актуализируют необходимость поиска такого содержания и форм работы, которые, с одной стороны, способствовали бы достижению таких результатов воспитания, а с другой - отвечали возрастным потребностям подростков, решению адекватных их возрасту задач социализации.

Именно в подростковом возрасте, когда молодой человек активно ищет свое место в обществе, в системе социальных связей, он нуждается в помощи и поддержке. Развитие у подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, субъектности, способности активно и творчески строить свои отношения с различными сферами действительности становится одной из важнейших возрастных задач. Исследование, проведенное нами весной 2014 года [4], показало, что современные подростки: хотят «быть взрослыми» - принимать решения, создавать самим, знать, за что они отвечают (84 %); могут организовать, создать, придумать, оформить, написать, спроектировать собственную идею (87 %); уверены, что они уже выросли «из детей» и готовы быть там не детьми (76 %); хотят заниматься созидательной социально значимой деятельностью на благо своей школы и города (72 %). Результаты проведенного анкетирования подтверждаются и экспертными оценками взрослых - педагогов и родителей о том, что подростки по-настоящему способны и готовы принимать решения и нести за них ответственность. Однако реальная практика организации работы с подростками показывает явную недостаточность привлекательных для них форм занятости через социально приемлемые формы или малым количеством таких возможностей в условиях внеучебной деятельности в общеобразовательной организации.

Анализ практики педагогической деятельности разных регионов России показывает, что воспитательной формой, которая, с одной стороны, учит подростков находить достойное место своим инициативам, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов, может выступать вожатская деятельность подростков [5]. Вожатская деятельность стимулирует общественно значимую активность как отдельных подростков, так и организованных подростковых сообществ, которыми являются вожатские отряды школьников, что позволяет подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества, переориентировать их мотивацию с эго на просоциальный мотив, ведущий к просоциальному поведению [6].

Вожатская деятельность дает опыт реальной ответственности. Именно в вожатской деятельности подросток может приобрести ту ответственность, то реальное дело, которые будут выражать его сущность, способствовать его личностному росту. Вожатство позволяет поддержать инициативу — это не просто дать дорогу чьим-то усилиям, это еще и принять на себя груз ответственности: старый добрый принцип жизни инициативы в организации «предлагая - выполняй, выполняя - отвечай» актуальности своей не утратил и верно отражает ответственность инициатора.

Воспитание требует примеров и образцов для подражания [7]. Вожатство позволяет эти образцы находить как в пионерском прошлом, так и в деятельности современных вожатых. Подлинное воспитание может произойти в условиях приобретения реального опыта -опыта работы с детьми, за которых ты взял ответственность. Взаимодействие трех важнейших составляющих - пропаганды, научения и приобретения реального опыта позволяет сформировать личность, способную охватить полноту гражданской жизни [8]. Эта полнота не может быть привнесена извне или создана искусственно, она уже проступает в традициях и культуре народа, угадывается в очертаниях современных социальных процессов.

Вышесказанное дает возможность рассматривать вожатскую деятельность как педагогическое средство, которое, с одной стороны, учит подростков находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой - обеспечивает достижение воспитательных результатов.

Изучение практики деятельности подростков - вожатых в течение трех лет в г. Новосибирске показывает, что основная их деятельность заключается в работе помощниками вожатых или воспитателей в лагерях с дневным пребыванием детей при образовательных учреждениях г. Новосибирска или в загородных оздоровительных лагерях. В основные функции помощников вожатых входит помощь в организации и проведении досуговых мероприятий и режимных моментов. Однако наблюдения показывают, что функционал помощников вожатых гораздо шире — это участие в разработке программ воспитательной деятельности лагеря и разработка собственных авторских мероприятий, составление план-сетки смены, проведение социальных акций, участие в них и многое другое. Работа вожатых-школьников как в рамках выполнения основных функций, так и во всей сопутствующей деятельности в большинстве своем строится на безвозмездной волонтеркой основе.

Полученные исследовательские результаты позволили прийти к пониманию необходимости объединения отдельных компонентов подготовки, обучения и организации практической деятельности подростков в качестве вожатых в единый городской социально-образовательный проект [9]. Ключевыми характеристиками его стали: востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить ее эффективность; участие подростков в создании замысла проекта, включающего анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели; опора проекта на управление ресурсами (человеческими, знаниями и др.), коллективно-распределенный характер деятельности, кооперацию с «внешними» социальными агентами, имеющими отношение к выявленному проблемному полю (имеются в виду не образовательные учреждения); психолого-педагогическое сопровождение всего хода осуществления проекта с позиции обеспечения рефлексии подростком используемых средств, полученных результатов, эффективности деятельности, планирования нового цикла.

В основе логики построения такого проекта и отбора его содержания и форм реализации лежит проблемно-стратегический подход. Нами на основании проведенного опроса, включенного педагогического наблюдения, анализа продуктов вожатской деятельности подростков, экспертных оценок педагогов - руководителей вожатских отрядов школьников г. Новосибирска, общественно-профессиональной экспертизы проектов, программ и разработок подростков, проведения слета вожатских отрядов школьников г. Новосибирска были выделены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются подростки-вожатые. Выделенные проблемы были объединены в тематические проблемные группы, такие как проблемы отсутствия знания и опыта, проблемы принятия решения и неуверенности в собственных силах, проблемы изолированности и отсутствия реального общения, проблемы непонимания взрослыми, проблемы самореализации и самоактуализации.

Далее, исходя из выделенных проблем нами были определены соответствующие стратегии, позволяющие оперативно решать выделенные проблемы, и педагогические действия, позволяющие использовать приемы и формы работы, адекватные как выявленным проблемам, так и возрастным особенностям подростков (рис. 1).

Рис. 1. Проблемно-стратегический подход организации вожатской деятельности подростков

На основании пяти выделенных тематических проблемных групп нами были определены пять стратегических направлений оптимизации и стимулирования вожатской деятельности подростков г. Новосибирска: стратегия помощи, поддержки, объединения, созидания и осовременивания (рис. 2). При этом важно не только горизонтальное продвижение от проблемы через стратегию к ее решению выбранными педагогическими действиями, но и вертикальное продвижение от одной стратегии к другой: помочь, поддержать, объединить, дать возможность созидать и быть современным.

Остановимся на характеристике стратегий реализации проекта.

Стратегия помощи. Ключевая идея: дать знания, научить, обогатить имеющийся опыт, расширить компетенции, самоопределиться. Формой реализации этой стратегии стал проект профессионального самоопределения школьников «Я - вожатый», реализуемый ГМ-ДОД «СТРИЖ» при партнерской поддержке МКУ ГКЦ «СОЛО».

«Я - вожатый» — это три способа реализации стратегии помощи: очно, дистанционно и заочно. Очная форма предусматривает еженедельные встречи участников на мастерских, практикумах, тренингах и тематических гостиных. Дистанционная форма предполагает самостоятельное освоение участниками содержания проекта с использованием мультимедийных материалов и электронной библиотеки. Очно-заочная форма предполагает участие в проекте в течение одной недели, включающее в себя: выполнение предварительного дистанционного задания и участие в однодневной выездной тематической встрече участников проекта, организованной на базе одного из образовательных учреждений в каждом районе г. Новосибирска.

Содержание проекта «Я - вожатый» направлено на освоение подростками знаний, умений и навыков вожатского мастерства посредством мастер-классов и включения школьников в практическую деятельность. В теоретическом блоке изучаются следующие темы: «Азбука организации», «Портрет коллектива», «Правила хорошей работы», «От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу», «Мастерская настроений» и др. Практический блок представлен следующими разделами: «Игра - дело серьезное», «День отшумел», «Оформительский практикум», «Сценарное мастерство», «Культура речи», «Актерское мастерство». Участники получают задания, связанные с организацией и апробацией авторских мероприятий в образовательных учреждениях Новосибирска, что позволяет расширять социальный опыт участников проекта благодаря практической деятельности в качестве помощников вожатых и воспитателей в лагерях с дневным пребыванием детей и детских загородных оздоровительных лагерях. Всего за три года реализации проекта в нем приняло участи почти 3 000 человек.

Стратегия поддержки. Ключевая идея: благодарить, хвалить, стимулировать, создавать ситуации успеха. Стратегия поддержки реализуется всеми участниками проекта: и подростками, и взрослыми, и руководителями. Это и малые формы, такие как спасибо-встречи или спасибо-письма. Это и общественное голосование всех участников проекта, и вручение «Воздушного СТРИЖА». Это и интернет - признание идей и проектов. Это проведение конкурсов вожатского мастерства: «Вожатый слета», «Лучший вожатский отряд школьников», «Пятерка лучших», «Напарники», «Персона слета» вожатских отрядов школьников г. Новосибирска. Стоит отметить такую традицию в проведении конкурсов вожатского мастерства: победители прошлого конкурса становятся авторами, разработчиками и ведущими следующего конкурса.

Для поддержки и признания значимости деятельности подростков-вожатых учрежден нагрудный знак вожатского мастерства школьников «Золотой СТРИЖ», представляющий собой золотого цвета значок круглой формы с изображением летящей птицы (стрижа) на небесно-голубом фоне. Знак вручается вожатому-школьнику за эффективную, творческую, методически грамотную деятельность в качестве помощника воспитателя в лагерях с дневным пребыванием детей и детских оздоровительных лагерях г. Новосибирска и Новосибирской области по представлению вожатского отряда и носится на левой стороне форменной одежды вожатого.

Участие в конкурсах служит положительным моментом в формировании позитивного отношения школьников к собственной вожатской деятельности. Награды и грамоты за участие могут положить начало формированию профессионального портфолио и дальнейшего профессионального самоопределения школьников.

Стратегия объединения. Ключевая идея: быть вместе. В 2012 г. в Новосибирске появилось городское молодежное, детское общественное движение «СТРИЖ», объединившее вожатские отряды школьников, их руководителей и школьников, которые не входят в вожатские отряды.

Почему «СТРИЖ»? Потому что, как известно, «вожатый - профессия-птица». Для вожатских отрядов школьников г. Новосибирска такой птицей стал стриж. Подобно тому как стриж - чемпион среди птиц по скорости полета, так и вожатый - чемпион по скорости придумывания идей. Как стриж летает стремительно и по прямой, так и вожатый ставит цель и выбирает пути ее достижения. Стриж в полете никогда не складывает крыльев, и вожатый никогда не опускает руки. Как стрижи в полете много и громко кричат, так и вожатый всегда готов ответить на детские вопросы. Стрижа никогда не встретишь сидящим на земле, и вожатый никогда не сидит на месте, он всегда в движении, в центре активной жизни своего отряда.

Городское молодежное, детское общественное движение «СТРИЖ» объединяет 62 вожатских отряда школьников Новосибирска, из них 54 - вожатские отряды лагерей с дневным пребыванием детей, действующие на базах общеобразовательных учреждений города и восемь вожатских отрядов загородных детских оздоровительных лагерей. Каждый вожатский отряд имеет свою символику, традиции, игры и праздники, которые представлены в портфолио вожатских отрядов. В названиях этих отрядов отражено содержание их деятельности: «Чудетство», «Фишки», «Слово», «Вжик», «Родничок», «Вверх», «Мечта», «Выше неба».

Основными видами деятельности ГМДОД «СТРИЖ» являются: организация круглых столов, тренинг-конференций для руководителей вожатских отрядов; содействие обмену опытом и расширению партнерских отношений среди учреждений, на базе которых работают вожатские отряды школьников; разработка методических материалов; обобщение и

распространение отечественного и международного опыта деятельности подобных объединений; включение школьников Новосибирска во всероссийские проекты, цели и задачи которых близки целям движения.

Объединяющей формой деятельности стал слет вожатских отрядов школьников Новосибирска, направленный на поддержку и стимулирование деятельности вожатских отрядов старшеклассников, работающих в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием детей и загородных оздоровительных лагерях. Слет проходит с мая по сентябрь и включает четыре тематические встречи:

- майская встреча вожатских отрядов школьников Новосибирска направлена на знакомство с участниками и задачами слета и включает в себя проведения сбора-старта «К лету готовы!»;

- июньская встреча связана с презентацией деятельности вожатских отрядов школьников, оформлением портфолио вожатских отрядов и проведением сетевой социально значимой акции «СТРИЖИ»;

- августовская встреча - выездной этап, проходящий в форме профильной смены вожатских отрядов школьников Новосибирска, направленной на представление результатов деятельности вожатских отрядов школьников, проведение конкурсов на выявление лучших вожатых и вожатских отрядов;

- сентябрьская встреча включает в себя проектирование и проведение социально значимой акции «Вожатские отряды школьников - Новосибирску» и итоговый сбор вожатских отрядов школьников города.

Такой акцией в 2012 г. стала посадка рябин и открытие аллеи вожатых; в 2013 г. - установка верстового столба с указателями всех вожатских отрядов города; в 2014 г. - приведение в порядок территории городского парка «Березовая роща» и создание в нем «домов» для стрижей; в 2015 г. - организация и проведение мастер-классов и игровых площадок для школьников г. Новосибирска в рамках городской интерактивной площадки «Территория каникул».

Стратегия созидания. Ключевая идея: созидать, творить, создавать, делиться. Реализация этой стратегии осуществляется через два основных направления. Во-первых, это реальная работа в качестве вожатых: в каникулярное время в своих школах и детских оздоровительных лагерях; на профильных сменах и заездах выходного дня; на переменах с учащимися начальной школы; наставником в проекте «Я - вожатый»; организатором досуговых мероприятий для младших и сверстников и многое другое.

Во-вторых, это проведение мастер-классов, обмен опытом, создание программ и сценариев собственной «Стрижевой библиотеки». Так, в 2014 г. в «Стрижевой библиотеке» появились: «Учебник для СТРИЖЕЙ» - учебник, написанный подростками-вожатыми для всех, кто связан с летом и отдыхом; «Лето: инструкция по применению» - шпаргалка вожатого на каждый день; методический журнал вожатого «Золотая серия» с лучшими методическими разработками-сценариями, созданными подростками-вожатыми; аудиодиск вожатских песен «Посвящается лету» и атлас-каталог вожатских отрядов школьников г. Новосибирска «Где вожатый?».

Это и есть созидательная вожатская деятельность подростков на благо своей школы и своего города, их готовность и желание делиться своими идеями и разработками не только друг с другом, но и со взрослыми.

Стратегия современности. Ключевая идея: быть в тренде, быть современным, быть интересным, быть успешным. Это означает развитие ИКТ-компетентности как педагогов, работающих с подростками, так и самих подростков [10]. Через что реализуется эта стратегия? Через узнаваемость проекта, его название и символику, через использование современных гаджетов. Так, все три года реализации проекта меняется «Путеводитель по профильной смене „Твое время"»: от обычного блокнота до суперсовременного «Инстострижа». Через отзывы и мнения его участников, через общение в социальной сети. Через логотип «стрижей» и огромное количество изображений самого стрижа, которые есть у каждого вожатского отряда. Через песни и стихи, сочиненные подростками, через фильмы и ролики, снятые ими, через готовность презентовать себя, заявлять о себе.

Развитие социально-значимой вожатской деятельности подростков г. Новосибирска осуществляется на основе проблемно-стратегического подхода к выбору содержания и форм его реализации.

Проект организации вожатской деятельности подростков г. Новосибирска является цикличным годовым проектом и может быть представлен в форме годичной циклограммы, включающей в себя повторяющиеся в течение года цикличные этапы проекта. В циклограмме выделены две ключевые точки, которые являются своеобразными разделителями календарного года:

октябрь - закрытие слета вожатских отрядов школьников г. Новосибирска «СТРИЖ» и одновременно старт проекта профессионального самоопределения школьников «Я - вожатый»;

май - закрытие проекта профессионального самоопределения школьников «Я - вожатый» и одновременно открытие слета вожатских отрядов школьников г. Новосибирска «СТРИЖ».

Для оценки результатов реализации проблемно-стратегического подхода организации вожатской деятельности подростков в г. Новосибирске нами выбраны два основных критерия: количественный и качественный.

Количественный критерий включает в себя количество подростков, участвующих в проекте: подростки - участники проекта профессионального самоопределения «Я - вожатый»: в 2015 г. проект привлек более 900 участников из 118 образовательных учреждений; летом 2015 г. в 69 % лагерей с дневным пребыванием действовали вожатские отряды подростков.

В качестве диагностических процедур, позволяющих оценить качественный уровень реализации проекта, нами использовались следующие методики: анкетирование, включенное педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности подростков-вожатых, анализ программно-методических материалов вожатских отрядов, общественно-профессиональная экспертиза конкурсов вожатского мастерства, метод экспертных оценок.

Результаты исследования показали, что хотят быть вожатыми как девочки, так и мальчики, но девочек больше, чем мальчиков: 85 % - девочки, 15 % - мальчики. Возрастные группы участников опроса весьма разнообразны, стать вожатыми хотят как младшие, так и старшие школьники: больше всего хотят заниматься вожатством ребята в возрасте 14 лет, они составили 50 % опрошенных. Среди участников проекта, которые приняли участие в опросе: 60 % опрошенных еще не имели опыта работы в лагере, 40 % ребят уже работали в лагере, при этом они имеют различный опыт работы: одни из них работали в лагере с дневным пребыванием детей, другие в загородном оздоровительном учреждении; 80 % ребят из тех, кто имел опыт работы, работал в лагере с дневным пребыванием, в дальнейшем они хотят продолжать эту деятельность.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что вожатство положительно влияет на школьников: они нацелены на созидательную деятельность, которая приносит пользу их образовательному учреждению и городу в целом; они получают новые знания и, более того, готовы передавать другим свои знания, делиться опытом и в целом делать детский отдых в г. Новосибирске более качественным, интересным и значимым для всех его жителей.

Все подростки отметили, что занятие вожатской деятельностью позволило им приобрести опыт, но опыт различный: для 39 % - это опыт организации различных мероприятий (причем, как показывает экспертная оценка педагогов образовательных учреждений, эти подростки выступают организаторами мероприятий как у себя в школе, так и на районном уровне); для 36 % - опыт организации творческих мероприятий и праздников; для 25 % -опыт создания уголка, опыт общения с детьми и взрослыми, опыт совместной деятельности помимо учебы; для 64 % - это опыт решения конфликтных ситуаций, разной природы и направленности. Анализируя опыт общения, полученный подростками, можно отметить, что 17 % из них отмечают опыт другого, конструктивного, совместного общения с взрослыми, не такого, как на уроке; 50 % отметили опыт общения с детьми разного возраста. Значимым результатом является и то, что 90 % подростков-вожатых не просто отмечают факт наличия у себя опыта и умения быть организатором, но и желание и готовность этот опыт передавать другим: 36 % подростков систематически проводят свои мастер-классы и занятия для учащихся своей школы.

В процессе сравнительного анализа было выявлено следующее:

во-первых, все подростки, имеющие опыт вожатской деятельности, с гордостью говорят о своем опыте, вожатском отряде, лагере и отождествляют свои победы именно с тем, что их к этому привело вожатство;

во-вторых, подростки отмечают, что с помощью вожатской деятельности смогли научиться новому: осуществлять полезные и значимые дела не только для себя, но и на благо класса, своего образовательного учреждения и города в целом;

в-третьих, у таких подростков явно прослеживается более успешная позиция, они заранее настраивают себя на победу, участвуют в более широком и разнообразном спектре мероприятий, который делает их жизнь более успешной и значимой, у них сформирован опыт публичности, умения высказывать свою позицию и аргументировать ее.

Таким образом, можно отметить, что реализация проекта организации вожатской деятельности подростков, включающая в себя подготовку, поддержку, продвижение и популяризацию вожатской деятельности школьников, позволяет ее участникам развивать знания и формировать опыт участия в социально значимой созидательной деятельности. Вожатская деятельность подростков создает наиболее благоприятную среду социализации подростков, общения, проявления творческой активности и тем самым способствует «мягкому» вхождению молодого человека в социум.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.mmc.vega-int.ru/files/strategiya_vospitaniya_2025.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 10.09.2015).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070507/ (дата обращения: 10.10.2015).

4. Разумная Л. С., Богданова Е. В. Вожатская деятельность как средство развития опыта самостоятельного общественного действия подростков // Детский лагерь как пространство воспитания, развития и социализации детей: современный взгляд на развитие педагогики каникул: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Сочи, 06-16 сентября 2013 г., НГПУ). Новосибирск, 2013. С. 96-108.

5. Богданова Е. В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов. Новосибирск, 2013. 158 с.

6. Богданова Е. В. Профессиональная субъектность в волонтерской деятельности (социально-философский анализ) // Филос. образования. 2010. № 3 (32) С. 265-270.

7. Лукина А. К., Чиганова С. Д. Образ профессии педагога у студентов-первокурсников как ресурс индивидуализации образовательных программ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (153). С. 38-42.

8. Куприянов Б. В. Теория и методика социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: моногр. Кострома, 2009. 424 с.

9. Богданова Е. В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза // Сибирский пед. журн. 2013. Т. 1. С.185-190.

10. Молокова А. В. Современные нормативные требования к ИКТ-компетентности педагога и возможности их реализации // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 64-68.

Просмотров работы: 3