Особенности занятий физической культурой при нарушениях осанки - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности занятий физической культурой при нарушениях осанки

Сидорович А.Н. 1, Соболев С.В. 2
1С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова, ВШСГНиМК
2С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова, ВШЕНиТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Различного рода нарушения осанки являются чрезвычайно часто встречающимися дефектами. Это утверждение справедливо для всех возрастных групп населения: от самых младших до вполне преклонных лет. К примеру, по различным независимым статистикам нарушения осанки встречаются у 80-90% детей школьного возраста. Следует, однако, заметить, что нарушения осанки более ярко проявляются с возрастом (среди младшего школьного возраста процент дефектов осанки находится в районе 50-60%, постепенно увеличиваясь по мере взросления детей). Тенденция к росту числа нарушений осанки вполне логично может быть обоснована как «болезнь нашего времени» или «плата» за сидячий образ жизни, присущий подавляющему большинству городского населения. Также необходимо отметить, что нарушения осанки у учащихся сельских школ встречаются примерно в 65% случаев. С одной стороны, это подтверждает сильную корреляцию возникновения нарушений осанки и образа жизни. С другой стороны, это также доказывает тот факт, что данные дефекты носят и качественно другой характер, а именно «видовой болезни» человека. Если вернуться к школьной программе биологии, а если точнее, к теме прямохождения человека, то можно будет понять, что дефекты осанки в большей степени присущи именно прямоходящему человеку, нежели нашим родственникам по отряду приматам или по классу – другим млекопитающим; нарушения, связанные с изгибами позвоночника, вызваны самим фактом существования этих изгибов, как следствия приспособления к прямохождению. Таким образом, нарушения осанки будут встречаться у человека до тех пор, пока эволюция что-нибудь не придумает, а до тех пор вся ответственность лежит на самих людях.

Сама по себе осанка, согласно классическим определениям, является привычной вертикальной позой тела. Прежде всего подразумевается, естественно, положение позвоночника. При нормальном состоянии позвоночник имеет S-образную форму с четырьмя изгибами (в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделах), появившимися в результате прямохождения человека. Нарушениями же осанки называют различные отклонения в расположении этих изгибов.

Кифоз представляет собой чрезмерно сильный выпирающий изгиб в сагиттальной плоскости. Проявляется в грудном отделе позвоночника. По происхождению может быть как приобретённым в следствие старости, болезни, аномалии развития, так и наследственным. Основная опасность при кифозе – нарушение функционирования органов грудной клетки, а именно лёгких.

Лордоз является чрезмерно сильно выраженной выпуклостью позвоночника. Встречается в поясничном или шейном отделе. Может происходить из врождённой патологии (в этом случае проявляется в первые года жизни), приобретённой травмы, лишнего веса, сутулости (шейный лордоз). Основная опасность лордоза заключается в ограничении подвижности и болях позвоночника, нарушении нормальной работы сердца, лёгких, органов желудочно-кишечного тракта, а также обмена веществ.

Сколиоз представляет собой искривление позвоночника во фронтальной плоскости, проявляющееся в грудном, поясничном или переходном между ними отделах. Заболевание бывает как наследственным, так и приобретённым, в том числе после травмы. Может присутствовать один, два или три изгиба (соответственно C, S и Z-образный сколиоз). Чаще всего проявляется в подростковом возрасте (от 6 до 15 лет) в период ростового спурта. В более чем 80% случаев сколиоза невозможно точно определить причину заболевания, отчего эти случаи причисляют к идиопатическим.

Синдромом плоской спины называют почти полное отсутствие изгибов позвоночного столба. Дефект может быть вызван изнашиванием межпозвоночных дисков, длительным пребыванием в лежачем состоянии (вследствие болезни, например). У детей заболевание часто развивается параллельно с плоскостопием.

С полной уверенностью диагностировать то или иное отклонение может лишь врач-специалист. Однако, начальную общую информацию можно получить самостоятельно, естественно, ни в коем случае не отменяя поход к специалисту. Простейший способ визуальной диагностики дефектов осанки – встать спиной к стене, касаясь её пятью точками, затылком, плечами, ягодицами, икрами и пятками, после чего визуально определить пропорциональность изгибов позвоночника. Этот метод, как уже было сказано, весьма груб и даёт лишь первичную информацию.

Более точно может определить наличие дефектов осанки в рамках занятий физической культурой ряд специальных тестов, таких как сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (отжимания), прыжок в длину с места из положения небольшого приседа, наклон вперёд в (с целью коснуться пола и удержаться три секунды), подвижность плеч (сведение рук за спину и измерение расстояния между средними пальцами), боковая подвижность позвоночника (наклоны влево и вправо), сближение лопаток (в позе лёжа на животе), удержание туловища (из позы лёжа на животе).

По статистике, согласно мнению учителей физкультуры, на осанку больше всего влияют такие показатели, как статическая и силовая выносливость и относительная сила. Это может быть объяснено отведением большой роли мышечному корсету при формировании осанки.

В контексте занятий физической культурой, обучающиеся, имеющие диагнозы, связанные с нарушением осанки, должны соблюдать ряд ограничений, необходимых для предотвращения травм, которые могут быть получены в ходе занятий неадекватными в биомеханическом смысле упражнениями. Следует избегать некоторых ситуаций, таких как давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы, падение на вытянутые вперёд или расставленные по сторонам руки, сотрясение туловища, передаваемое через руки, удары по голове, часто повторяемые замахи одной рукой, длительное пребывание в позе, при которой руки заложены за голову, поднятие тяжёлых грузов. Этот перечень является обобщённым, и составлен исходя из анализа всех дефектов осанки.

Примерами нагрузок, обозначенных выше могут быть стойки на голове, пасы головой при игре в футбол, игра в большой теннис, занятия тяжёлой атлетикой, длительное ношение тяжёлого рюкзака или сумки.

Некоторые виды спорта могут быть вредны для осанки. Например, бокс, фехтование, настольный теннис, метание из-за ассиметричной нагрузки вполне могут привести к определённым нарушениям осанки в долгосрочном периоде, однако это влияние может быть нивелировано путём включения нагрузок для неведущей руки и неиспользуемых мышц опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что даже при занятиях на первый взгляд полезных для осанки видов спорта, таких как гимнастика и акробатика, непостепенность и неравномерность нагрузок могут привести к ухудшению осанки.

Однако, многие виды спорта оказывают крайне положительное влияние на как на осанку, так и на весь опорно-двигательный аппарат. Благодаря систематическому контролю за осанкой, это могут быть бег, спортивная ходьба, баскетбол. Особую роль играет плавание из-за симметричного и гармоничного развития мышц.

Особенно важно иметь представление о последствиях занятий тем или иным видом спорта в детский и подростковый период, когда происходит ускоренный рост организма. Чрезмерное увлечение тяжёлой атлетикой в подростковый возраст, к примеру, может стать предпосылкой для будущих проблем с позвоночником.

В случае занятий физической культурой детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна тенденция к определению их в группы лечебной физкультуры, где преобладают упражнения, направленные не на среднестатистического человека, а на коррекцию дефектов.

Следующий список упражнений может быть как интегрирован в занятия физической культурой в образовательном учреждении, так и использован при самостоятельных занятиях. Комплекс направлен на коррекцию осанки при самых частых её нарушениях, более конкретные, узкоспециализированные упражнения в тяжёлых случаях может назначить врач-специалист.

Упражнение 1. Исходное положение – стоя у стены. Затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки прижаты к стене. Приседания. Десять раз.

Упражнение 2. Исходное положение – лёжа на спине. Руки за голову, выполнять «велосипед». Тридцать раз.

Упражнение 3. Исходное положение – лёжа на спине. Опора на стопы, поднять прямые ноги под прямым углом, развести в стороны, соединить вместе, вернуться в исходное положение. Повторять двадцать раз.

Упражнение 4. Лёжа на спине, согнуть одну ногу, обхватить её руками, коснуться коленом лба, головой тянуться к колену. Повторить каждой ногой двадцать раз.

Упражнение 5. Лёжа на спине, выполнить упражнение «берёзка» десять раз.

Упражнение 6. Лёжа на спине, сгруппироваться в позу эмбриона, обхватить руками ноги, покачаться вдоль оси позвоночника десять раз.

Упражнение 7. Лёжа на спине, поднять ноги, завести их за голову, не отрывая рук от пола, вернуться в исходное положение. Повторить десять раз.

Упражнение 8. Лёжа на животе, выполнить упражнение «лодочка», вернуться в исходное положение. Выполнять двадцать раз.

Упражнение 9. Лёжа на спине, руки ладонями прижаты к полу, поочерёдно поднимать прямые ноги. Выполнять сорок раз.

Упражнение 10. Лёжа на спине, одновременно вытянуть и приподнять вдоль оси позвоночника, руки и ноги, пытаться удержать их на уровне десяти сантиметров в течение десяти секунд. Повторять три раза.

Упражнение 11. Лёжа на спине, приподнять на десять сантиметров и развести в стороны прямые ноги, соединить их снова. Выполнять двадцать раз.

Упражнение 12. Положение – на четвереньках, с упором на ладони и колени, вытягивать поочерёдно левую руку и правую ногу и правую руку с левой ногой. Выполнять тридцать раз.

Упражнение 13. Исходное положение – на четвереньках (см. упражнение 12), максимально выгнуть спину наружу, голову вниз, затем максимально прогнуть спину вовнутрь, подняв при этом голову (упражнение «кошка»), повторять тридцать раз.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что дефекты осанки – чрезвычайно распространённая проблема у человека, как биологического вида, усугубляемая образом жизни. Занятия физической культурой, с правильно подобранными упражнениями и установленными ограничениями в подавляющем большинстве случаев способны устранить дефекты и нормализовать осанку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Аникеева В. В., Фоменко Е. Г., Бочкарникова Н. В. Оздоровительные технологии в специальных медицинских группах у студентов с нарушениями осанки [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. 2014. №13-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnye-tehnologii-v-spetsialnyh-meditsinskih-gruppah-u-studentov-s-narusheniyami-osanki (дата обращения: 01.02.2019)

Бестужева О. Упражнения при нарушении осанки в домашних условиях [Электронный ресурс] // bestlavka.ruURL: https://bestlavka.ru/lechebnaya-fizkultura-kompleks-uprazhnenij-pri-narushenii-osanki/ (дата обращения: 03.02.2019)

Елубаева А. М., Аухадеев Э. И. Физические упражнения в воспитании детей и подростков со сниженным мышечным тонусом и нарушенной осанкой [Электронный ресурс] // Казанский мед.ж.. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskie-uprazhneniya-v-vospitanii-detey-i-podrostkov-so-snizhennym-myshechnym-tonusom-i-narushennoy-osankoy (дата обращения: 02.02.2019)

Забалуева Т. В. Научно-методическое обоснование педагогического контроля осанки школьников на уроках физической культуры [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №42. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-obosnovanie-pedagogicheskogo-kontrolya-osanki-shkolnikov-na-urokah-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 01.02.2019)

Забалуева Т. В. Профилактика и коррекция нарушений осанки школьников на занятиях различными видами спорта [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2007. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-i-korrektsiya-narusheniy-osanki-shkolnikov-na-zanyatiyah-razlichnymi-vidami-sporta (дата обращения: 02.02.2019)

Зиняков Н. Н., Болдырев С. Ю., Зиняков Н. Т., Барташевич В. В. К вопросу о распространенности нарушений осанки у школьников [Электронный ресурс] // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-rasprostranennosti-narusheniy-osanki-u-shkolnikov (дата обращения: 04.02.2019)

Левин А. В. Современные аспекты профилактики и коррекции нарушений осанки у старших школьников [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-profilaktiki-i-korrektsii-narusheniy-osanki-u-starshih-shkolnikov (дата обращения: 04.02.2019)

Покатилов А. Б., Новак А. П., Хворостова А. В. Профилактика нарушения осанки у детей [Электронный ресурс] // Главврач Юга России.2017. №3 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-narusheniya-osanki-u-detey (дата обращения: 03.02.2019)

Цеева Н. А., Заболотний А. Г., Золотцева Е. В., Ельникова О. О., Ушхо Ю. Д. Технология применения средств лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2017. №4 (211). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-primeneniya-sredstv-lechebnoy-fizkultury-pri-narusheniyah-oporno-dvigatelnogo-apparata-na-zanyatiyah-fizicheskim (дата обращения: 04.02.2019)

Просмотров работы: 172