Проектная деятельность как условие экологического образования детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проектная деятельность как условие экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Камардина Н.А. 1, Водяха А.А. 1, Кучинская Т.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования.

Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех уровней образования. Для привлечения внимания к проблемам, существующим в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности страны Президентом России В. В. Путиным был подписан указ об объявлении 2017 года, годом экологии. Поэтому, бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать дошкольного возраста.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое образование детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Именно с дошкольного возраста закладывается отношение к природе. В дошкольных образовательных организациях создаются оптимальные условия для экологического образования, так как основы мировоззрения, личностные качества ребенка формируются именно в этот период.

Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, и др. свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия, у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры. Осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни, так же рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях уделяется большое внимание экологическому образованию детей. Экологическое образование дошкольников это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.

В работе с детьми дошкольного возраста, используют разные условия экологического образования, такие как: игра, наблюдение, опыты и т.д. одним из условий экологического образования используют - проектную деятельность. Однако этому отводится недостаточного внимания. Хотя использование проектной деятельности в экологическом образовании в дошкольных учреждениях, могло бы позволить самостоятельно понять детям происходящие в природе - процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.

Проектная деятельность способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.

Таким образом, оценивая состояние данной проблемы, можно сказать, что проблема экологического образования дошкольников нуждается в дополнительной разработке. Поэтому взятая нами тема «Проектная деятельность как условие экологического образования детей дошкольного возраста» является актуальной.

Проблема: каковы возможности проектной деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Цель: теоретическое обоснование возможности проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Объект: экологическое образование детей дошкольного возраста.

Предмет: проектная деятельность как одно из условий экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста;

- Рассмотреть содержание и условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста;

- Определить возможности проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

- Проанализировать опыт работы дошкольной образовательной организации №7 «Киселёвского городского округа» по использованию проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

- Разработать образовательный проект «Календарь экологических праздников».

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознать связь с природой и другими людьми.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Уже к трем годам жизни у ребенка возрастает активность, он начинает проявлять интерес к себе и ко всему окружающему. Родителей и воспитателей преследует непрерывное детское «почему?». В возрасте трех-четырех лет ребенок много играет, он любит подражать другим; поэтому в данное время, особенно большое значение для развития детей приобретает пример старших.

В четыре - пять лет ребенок начинает до некоторой степени подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливость, общительность, чувство красоты.

В шесть - семь лет у детей зарождается чувство любви к Родине, её природе, истории родного края. Они с охотой читают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память.

Исследователи А.Н. Захлебный, В. А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и др. утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры [5, с. 76]

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру.

В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей младшего возраста. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей: некоторые биоценологические связи внутри мелкого сообщества, луга, водоёма; причины отлёта птиц; связь комплекса признаков и зависимость жизни растений и животных, обитающих на определенной территории - леса, луга и т.д. Вместе с тем необходимо обращать внимание детей и на отрицательные факты воздействия человека на природу, экологические трудности в данном регионе (высокую загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта).

Эстетическое отношение к природе проявляется в умении сосредоточенно наблюдать, умение переносить эстетическую оценку среды на её образы в искусстве, а также в выражении эстетических переживаний творческими средствами (в образной речи, изобразительной деятельности). Очень важно, как входит природа в жизненный опыт ребенка, как они эмоционально им осваивается.

Педагогические исследования показывают, что дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо познакомить детей с правилами поведения на природе с учетом её сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Старших дошкольников важно включить в общественно-полезную деятельность экологического характера: выращивание растений, сбор корма для зимующих птиц, их подкормку, и пр.).

Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Таким образом, изучив психолого - педагогические исследования, становится понятно, что одним из основных принципов, на котором следует строить всю работу по ознакомлению дошкольников с природой, должно стать, активное внедрение исследовательских методов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в формировании общей культуры личности детей имеет экологическое образование.

В содержание экологического образования включаются нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

По мнению Н.М. Мамедова, Л.В. Моисеевой, взаимосвязь, таких компонентов экологического образования как научно — познавательного, формирующего интереса, любознательности; ценностного, являющегося ведущим, направленного на раскрытие значимости изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. Нормативного, направленного на освоение экологически оправданных норм поведения, а также практико-деятельностного, являющегося не менее существенным в экологическом образовании, именно практическая деятельность и есть результат сформированного отношения к природе и окружающей среде в целом, являются методологической основой современного экологического образования.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество примерных основных образовательных программ (например, «От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Наш дом – природа», «Юный эколог» и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. Так же на основе этих программ дошкольные организации разрабатывают свои программы ДОО.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие примерных программ экологического образования дошкольников. У каждой программы свои особенности и каждая из них определяет разные задачи, формы, методы организации экологического образования. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

Одним из важных условий экологического образования в дошкольной образовательной организации является продуманная организация и экологизация предметной развивающей среды. По мнению С.Н. Николаевой, главной особенностью такой среды яв­ляется привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие расти­тельного и животного мира на участке детского сада, правильная с эколо­гической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошко­льной образовательной организации составляют развивающую экологическую среду, не­обходимую для образования детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универ­сальности и самоценности природы.
Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из них выполняет свою функциональную роль.

Экологическая комната – это элемент эко­логической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоя­тельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от разме­ров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформле­ние экологического класса должно служить примером безопасного и эс­тетически грамотного оформления помещений, способствовать выработ­ке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций здесь используются только природные материалы.

Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольной образовательной организации, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающих целей.

Зимний сад — также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видо­вому составу, внешнему облику, экологическим, географическим осо­бенностям, расположению отдельных групп растений.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки (на территории ДОО, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней.

По мнению С.Н. Николаевой, создание экологической среды, ее под­держание на нужном уровне, усовершенствование и последующее ис­пользование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работ­никами дошкольных образовательных организации экологического подхода к жизни расте­ний и животных и особенностей методики экологического воспитания детей. Специфической чертой экологического образования дошко­льников являются непосредственный контакт ребенка с объектами при­роды, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практи­ческая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процес­се обсуждения. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, нахо­дящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов.

Н.А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образова­ния и воспитания, среда в дошкольной образовательной организации должна создавать ус­ловия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познава­тельной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребен­ка вопросы);

- эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, от­давать предпочтение объектам природы перед искусственными объ­ектами);

- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных мате­риалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озелене­ние территории; создание условий для экскурсий на свежем воздухе);

- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; фор­мирование желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

- формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растения­ми, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование при­родного материала на занятиях по продуктивным видам деятельности и т. п.).

Важным условием экологического образования в ДОО является работа с родителями. Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:

- проведение родительских собраний экологической направленности;

- выставки из природного материала, сделанные совместно родителей с детьми;

- посадка деревьев и цветов на участке ДОО;

- участие в экологических походах, экскурсиях и выездами с детьми на природу.

Такое взаимоотношение способствует эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, можно проводить различные анкетирования родителей, беседы, конференции и т.д. Результаты анкетирования выносятся на родительском собрании для анализа, обсуждения и чтобы направить родителей на дальнейшую работу совместно с детьми.

Совместная деятельность педагога и родителей с детьми, способствует повышению выработке правильных форм взаимоотношения ДОО с семьей, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье, чтобы у детей складывалось представление об экологическом образовании и они брали пример со своих родителей.

Одним из условий экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются различные виды деятельности, такие как познавательная, продуктивная, игровая.

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Важным компонентов познавательной деятельности является познавательный интерес, который направлен на решение задач на формирование представлений о закономерных явлениях природы, отделение главного от второстепенного, связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребёнка. Очень важна самостоятельная познавательная деятельность, в процессе которой развивается творческая активность детей в свободном экспериментировании с различными результатами. Ребёнок получает возможность самореализации. Так, например, ребёнок в поиске ответа на вопросы «почему?» и «зачем?» узнаёт причинно-следственные связи изменений в природе, строение и развитие растений, виды животных, их зависимость от природных и сезонных условий.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая деятельность дошкольника, связанная с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, его место и роль в природе, и в свою очередь является частью экологического образования.

В настоящее время, когда жизнедеятельность человека все больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулось человечество. Одна из них — взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой. Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и недостаточный уровень экологическогообразования.

Целенаправленная, систематическая деятельность самообразования позволяет эффективно реализовать возможности экологического образования у детей дошкольного возраста. Развивается экологическое образование, осваиваются программы, разрабатываются разнообразные формы работы с дошкольниками, как природные, так и социальные условия.

Широкое распространение получили условия такие как: игра, проектная деятельность, подвижные игры, ежедневное ведение календаря природы, чтение поэзии и др. Работа с родителями не остается на заднем плане, они выступают в экологическом образовании на первом месте: беседы, анкетирование, консультации, советы, оформление клумб, посадка и побелка деревьев - этим они являются достойным примером для своих детей.

Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности. С этих позиций особого внимания заслуживает метод проектов дошкольников в дошкольной образовательной организации. 

По определению С.М. Михайловой, педагогическое проектирование – есть синтетическая категория научно – педагогического знания, обеспечивающая создание проектов будущих состоятельных объектов и систем, характеризующихся комплексностью, системностью [7, c. 9].

Достоинства методов проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями. В ходе подобных дискуссий определяются следующие позиции М.И. Гуревича.

1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детям.

2. Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка

3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки [7, c. 10].

Используя метод проекта в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей, а порой и всего персонала дошкольного образования.

Изучив и проанализировав педагогический опыт по использованию проектной деятельности экологического образования детей старшего дошкольного возраста на примере МДООУ «Детский сад №7» были сделаны следующие выводы, что в работе с детьми используются разные формы работы (ООД, развлечения, беседы, чтение художественной литературы), они отражены в календарно-тематическом плане. Так же воспитатель использует проектную деятельность.

Созданная предметно-развивающая среда в группе, позволяет детям сформировать положительнее отношение к природе, уважение к живому и неживому миру.

При изучении опыта работы мы решили разработать образовательный проект «Календарь экологических праздников».

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к ее ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Необходимое преодоление породили новое направление в образовании – экологическое: необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех уровней образования. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

В.А. Сухомлинский считал, что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего общества.

Одним из средств экологического образования, выступает - проектная деятельность.

Использование проектной деятельности в экологическом образовании в дошкольных учреждениях, позволяет самостоятельно понять детям происходящие в природе - процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал. Проектная деятельность способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

В ходе реализации проектной деятельности, дети приобретают новые знания об окружающей природе. Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.

Актуальность экологического образования дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Дети узнают об экологических нормах и правилах поведения в природе, учатся чуткому отношению к природе, начинают любить свой край. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

М.В. Лучин считает: «Убеждение человека формируется с детства». Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цвета, пейзажами родных мест. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. Кроме того, к такому процессу надо приобщать значительную часть взрослого населения – воспитателей, родителей, учителей. Что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимают педагоги.

Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Цель:

- Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Формировать элементарные экологические знания и представления детей об экологические праздники;

-Формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;

-Вовлечь родителей в образовательную деятельность посредством реализации совместного проекта;

-Разработать календарь экологических праздников, способствующий нравственно – экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации проекта предполагаются следующие этапы.

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки

Участники проекта

Подготовительный этап

- Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме экологического образования детей старшего дошкольного возраста;

- Диагностика экологических знаний детей старшего дошкольного возраста с целью выявления знаний о природе;

Взаимодействие с родителями:

- Анкетирование родителей воспитанников старшей группы с целью выявления на отношение к природе;

- Консультация для родителей «Воспитание любви к природе»;

- Диагностика родителей воспитанников старшей группы, с целью на знания экологических праздников;

Февраль - июнь

Студент –практикант

Воспитатель

Основной этап

Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов:

-Беседа на тему «День заповедников и национальных парков »;

- Чтение худ. литературы «Поющий кит» Ирис Ревю;

-Рассказ педагога «Невидимые ниточки природы»;

- Рисование кошек «Кто сказал мяу?»; выставка рисунков;

- Беседа на тему «Птицы нашего края»;

- Акция «Зеленый мир деревьев»;

- Просмотр мультфильма про дельфина «История мечтателя»;

-Сюжетно-ролевая игра «Лесное происшествие»;

-Решение проблемных ситуаций; приложение 11

-Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает», «Сладкое, кислое, ядовитое»;

- Проведение опыта «Почва - живая земля!»;

- Акция « Покорми бездомное животное»;

- Рассказ возникновения праздника «Синичкин день»;

Самостоятельная деятельность детей:

- Раскрашивание раскрасок;

- Рисование цветов «Цветок для мамы»;

- Дидактическая игра «Земля, вода, огонь, воздух»;

ООД:

Познавательное развитие:

- «В гостях у природы»; приложение 12

- «Для чего нужно солнце?»; приложение 13

- «Наш дом – природа!»; приложение 14

Проектная деятельность детей: «Волшебная водичка »

Взаимодействие с родителями:

- Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»;

- Акция «Посадим дерево вместе»;

Обогащение предметно развивающей среды:

Название с автором

   

Заключительный этап

Презентация «Календарь природы» ;

- Диагностика на выявление знаний об экологические праздники;

   

Ожидаемые результаты проекта:

-Сформированность элементарных экологических знаниях и представлениях детей об экологических праздниках;

-Сформированность чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;

-Мотивационная готовность родителей к образовательной деятельности, в процессе реализации совместного проекта;

-Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает календарь экологических праздников.

Заключение

Изучив психолого – педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что по ознакомлению дошкольников с природой может осуществляться на основе использования активного внедрения исследовательских методов.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условна названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологического образования, так как происходит становление осознанно – правильного отношения к объектам природы.

Одним из важнейших условий экологического образования детей дошкольного возраста является правильная организация и экологизация проектной деятельности выполняющей ряд определенных функций. Проектная деятельность способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. В ходе реализации проектной деятельности, дети приобретают новые знания об окружающей природе.

Рассматривая содержание экологического образования, мы пришли к выводу, что существует большое разнообразие программ экологического образования для детей дошкольного возраста, которые каждая из них прописывает различные формы организации экологического образования. А для реализации программ используются разные методы и средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста, одним из которых являются различные виды деятельности, такие как познавательная, продуктивная, игровая.

Организация проектной деятельности на территории и в помещении

МДООУ создает условия для использования различных методов экологического образования дошкольников, так как обеспечивает непосредственное общение детей дошкольного возраста с природой. Так же в воспитательно-образовательном процессе МДООУ экологическая проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дошкольники и педагоги, а также вовлекаются родители.

Нами был изучен опыт работы дошкольной образовательной организации по использованию проектной деятельности экологического образования. Мы пришли к тому, что воспитатель использует проектную деятельность для осуществления экологического образования.

Проанализировав педагогический опыт работы МДООУ «Детский сад №7» Киселёвского городского округа по использованию проектной деятельности экологического образования детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методы:

- анкетирование воспитателя;

- анализ предметно-развивающей среды в старшей группе;

-анализ документации;

Из беседы с воспитателями мы пришли к выводу, что воспитатель использует разные методы и приемы, так же разные формы работы при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так же мы выяснили, что родители оказывают большую помощь воспитателям, предоставляют материал для стенгазет, присутствуют на совместных мероприятиях – своим примером показывают детям отношение к социальной стороне жизни детского сада, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя интерес и инициативу.

Благодаря предметно-развивающей среде и работе, проводимой в группе, у детей сформировано положительнее отношение к природе, уважение к живому и неживому миру.

При анализе тематического планирования мы увидели, что в данной группе предусмотрены разные формы работы для формирования экологического образования у старшей возрастной группы.

При изучении опыта работы пришли к выводу разработать образовательный проект «Календарь экологических праздников».

Таким образом, экологическое образование старшего дошкольного возраста через проектную деятельность способствует формированию экологической культуры. Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.

Список литературы

Арапова – Пискарева, Н. А., Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

Давыдова О. И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, [Текст] / Москва 2012. – 128 с.

Захлебный А. Н. На экологической тропе [Текст] / Москва: Знание, 2005.

Зебзеева В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. А Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7 - С. 45-49.

Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей, [Текст] / Москва 2009

Логинова В. И. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / В.И. Логинова – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2014. – 278 с.

Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] / С.Н. Николаева. – Москва, 1993. - 184 с.

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] / 2-е издание, Москва: Академия, 2005. – 336 с.

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] / 7-е издание, Москва: Академия, 2013. – 272 с.

Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] / С.Н. Николаева. – Москва: Издательский центр Академия, 1999. – 56 с.

Огурцова, Ю. С. Метод проектов ДОУ с учетом ФГОС ДО [Текст] / Ю. С. Огурцова, // Дошкольная педагогика. – 2016. - №4. – С. 56-58.

Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. – Москва: ЛИНКА – ПРЕСС, 2003. – 192 с.

Рыжова Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова. – Москва, 2005. – 208 с.

Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А Серебрякова, Москва: Академия, 2006. - 224 с.

Саморукова П. Г. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст] / П. Г. Саморукова. – Москва,: Просвещение, 1992. – 164 с.

Экологическое воспитание дошкольников. [Текст] // Под ред. Н. С. Голицыной. – Москва: Мозаика – Синтез, 2004. – 357 с.

Якобсон С. Г, Гризик Т. И, и др. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Текст] /С.Г. Якобсон – Москва,: Просвещение, 2014. – 232 с.

http://www.otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00176686_0.html

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=791411

http://www.scienceforum.ru/2014/743/6915

Просмотров работы: 116