Методика обучения одаренных детей на уроках математики - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Методика обучения одаренных детей на уроках математики

Ковшова Т.Е. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В.А. Сухомлинский писал следующее: «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Каждому обществу необходимы одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы выявить и развить способности всех его членов. Поэтому данная тема в настоящее время становится всё более актуальной. Любое учебное заведение должно выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации.

Цель данной статьи рассмотрение методики обучения одарённых детей в процессе обучения математики.

В настоящие время большинство государств уделяют особое внимание проблемам математического образования, потому что значение математики в жизни людей растет с каждым днем. Поэтому перед учителями математики стоят задачи выявления талантливых школьников, поддержка тех, кто нашел себя, самообразовываясь в работе с учителем и создание среды для поддержки всех остальных детей.

Современный учитель математики должен иметь определенные представления о структуре математических способностей в школьном возрасте. Так Крутецкий В.А. построил общую схему структуры математических способностей, а именно математически одаренных школьников характеризует:

способность к логическому мышлению;

способность мыслить математическими символами;

быстрая и свободная перестройка мыслительного процесса;

способность к быстрому обобщению математических объектов;

гибкость мыслительных процессов;

математическая память.

Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, математический склад ума.

Выявив одаренных детей, общеобразовательные организации должны предпринимать все возможное для совершенствования их способностей, в первую очередь, развивая интерес к самому предмету. В этих целях можно использовать творческие задания, занимательные опыты, задачи. В особенности могут быть полезны для развития математических способностей и мышления одаренных школьников различные задачи. В качестве примеров могут выступать такие задачи как: с не сформулированным вопросом, с нехваткой данных, с избытком данных, на доказательство, на рассуждение, с несколькими решениями, на соображение, на логическое рассуждение. Так же в качестве разминки в начале урока полезно использовать систему задач-минуток, которые помогают развивать учащихся и настраивать на продуктивную деятельность.

Методами и формами работы с одаренными учащимися на уроках математики являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

Важным элементом при работе с одаренными детьми является внеурочная деятельность. Потому как она активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает их математические способности. Можно использовать во внеурочной работе с одаренными детьми следующие формы: групповые занятия, факультативы, конкурсы и викторины, курсы по выбору, элективные курсы, предметные олимпиады, работа по индивидуальным планам, интеллектуальные марафоны, индивидуальные творческие задания, проекты по различной тематике.

Таким образом, важной задачей современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, а так же реализацию их потенциальных возможностей. Работа с одаренными детьми своими специфическими средствами способствует решению целого комплекса гуманитарных задач и имеет большое значение в жизни общества. Нет сомнений, что математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш, как в науке, так и во многих науках. Учащиеся в школе должны относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей их деятельности, так и для жизни общества.

Просмотров работы: 202