Методика преподавания математики в условиях инклюзивного образования - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Методика преподавания математики в условиях инклюзивного образования

Власов А.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Математика обладает широкими возможностями по развитию интеллекта школьника. От построения учебно-воспитательной деятельности на уроке и от места, которое занимает в нем ученик, зависит не только продуктивность познавательного процесса, но и развитие его личности. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

Данная тема актуальна в настоящее время, так как согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению. Таким образом, нас привлекают к идее о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны привлекаться в социум и развиваться в нем наравне с остальными.

Цель статьи рассмотреть методы и приемы обучения математики в условиях инклюзивного образования.

При инклюзивном образовании необходимо использовать различные инклюзивные технологии. Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те методы и приемы, которые ведут к созданию необходимых условий, для качественного, эффективного и доступного образования всех детей без исключения. Можно выделить две группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

Организационные связаны с самим этапом инклюзивного образовательного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые успешно используются учителем в инклюзивной практике на уроках. Обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающегося должно реализовываться на каждом уроке. Данный метод практикуют в начальной школе.

На уроках математики возможна дифференциация заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач учащимся могут предлагаться различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако учителю необходимо тщательно следить за работой учеников. При затруднении выполнить данное действие предполагается, что учитель будет задавать наводящие вопросы. Одним из важнейших результатов обучения становится формирование компетенций.

Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках возможно использование следующих приемов:

Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д.

Использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания, которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску.

Узелки. Данный прием заключается в закреплении на видное место основных моментов темы урока, которые необходимо запомнить.

Работа по карточкам, которые сопровождаются рекомендациями по выполнению заданий, направленных на активизацию познавательной и учебной деятельности у ребенка.

Использование видеоряда или иллюстративно-аудиального материала позволяет включить два вида памяти у детей: слуховую и зрительную.

Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий.

Активные методы рефлексии, которые можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

Все вышеперечисленные инклюзивные технологии обучения в различной степени влияют на восприятие учебного материала и на мотивацию познавательной и учебной деятельности учащихся.

Методы и приемы ориентированы на повышение восприятия математического материала и, как следствие, его понимания у детей с ОВЗ и у детей с низким уровнем успеваемости, а так же на повышение коммуникабельности, социального восприятия самого себя в обществе. Положительным эффектом можно считать повышение интереса к занятиям и саморазвитию, как у детей с низким, средним так и высоким уровнем успеваемости.

Таким образом, при применении инклюзивных технологий мы можем добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.

Просмотров работы: 205