Применение технологии развития критического мышления на занятиях иностранного языка. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Применение технологии развития критического мышления на занятиях иностранного языка.

Хамматова Г.М. 1
1филиал ТИУ в городе Сургуте отделение СПО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное занятие иностранного языка включает разнообразное ролевое общение обучающихся, широкое применение дискус­сионных приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала, иллюстраций, презентаций, фото- и видеоматериалов. Такое обучение развивает воображение обучающихся. Оно может быть использовано для повышения уровня успеваемости обучающихся по предмету, так как помогает преподавателю повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка, заинтересовать их в приобретении практических знаний и умений по данной дисциплине.

Для студента свойственно принятие на веру того или иного утверждения, в особенности, если это утверждение исходит от преподавателя или учебника. Такая ситуация приводит к пассивному восприятию действительности, способствует утрате остроты ума, скорости мышления и в конечном итоге – к потере интереса к познанию вообще.

Однако к процессу усвоения знаний студентами можно подойти по-другому. Студент должен понять, что прежде чем принимать то или иное решение, необходимо подумать, взвесить все «за» и «против», предвидеть его последствия.

Современные образовательные технологии позволяют учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Что же мы понимаем под критическим мышлением?

Б. Мур и Р. Паркер под критическим мышлением понимают тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения, т. е. должны ли мы его принять, отвергнуть или отложить, учитывается степень уверенности, с которой это делается.

Д. Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличаются взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление».

Критическое мышление это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения [1].

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы [2].

Данная технология включает в себя 3 стадии (фазы):

«1. Стадия вызова (Evocation)» [3, с. 47]. В процессе реализации фазы вызова (Evocation):

1. Обучающиеся могут свободно, без боязни быть исправленным, высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы.

2. Высказывания фиксированные, на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3. Индивидуальная и групповая работа сочетаются между собой. Индивидуальная работа позволит каждому обучающемуся актуализировать свои знания и опыт, а групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными.  На данном этапе обычно применяются упражнения «верные и неверные утверждения», «кластер», «ассоциации», «мозговой штурм», «ролевая игра», «стратегия вопрошания» и др.

Пример выполнения упражнения «верные и неверные утверждения».

Are these statements true or false? Correct the false ones.

1. Alexander goes to the Polytechnic Museum for the first time

2. He knows a quick way to get there.

3. He lives on the outskirts of Moscow and far from the metro station.

4. There are a lot of people at the Lubianka station.

5. The Polytechnic Museum is in LubianskayaPloshchad.

6. It`s a modern tall building.

7. There is a bus stop just in front of it.

8. His groupmates are at the entrance waiting for him.

9. The concert starts in fifteen minutes.

10.The friends want to attend this concert as they are fond of country music.

Цель преподавателя является стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от обучающихся. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.

«2.Стадия осмысления содержания (Realization of meaning)» [3, с. 47]. Ориентирована на то, чтобы поддерживать активность обучающихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала [3].

На фазе осмысления содержания обучающиеся: 

1.Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Стремятся обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

5. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Возможные упражнения, используемые на данной стадии: «толстый и тонкий вопросы», «зигзаг», «ЗХУ», «продвинутая лекция», «взаимоопрос», «карусель», «двухчастный дневник», «прогнозирование при помощи открытых вопросов», «инсерт», «кластер», «кубик», «перекрестная дискуссия» и др.

Пример выполнения упражнения «инсерт».

+

(я это знал)

-

(я этого не знал)

!

(это меня удивило)

?

(хотел бы узнать подробнее)

«He was indifferent to money. He cared nothing about fame»

«They seemed to me ugly, but they suggested without disclosing a secret of momentous significance»

«He asked nothing from his fellows except that they should leave him alone»

«My first feeling was that they might have been painted by a drunken cab-driver»

Цель преподавателя состоит в ясном и привлекательном изложении информации, отслеживать степень активности работы обучающихся, предлагать различные приемы для размышления.

«3. Стадия рефлексии (Reflection)» [3, с. 47]. Та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Как правило. На детальную рефлексию часто не остается времени, так как большое внимание на занятиях уделяется изложению нового материала. На фазе рефлексии обучающиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее продуктивным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и так далее) обучающиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Обучающиеся помнят лучше всего то, что они поняли, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда обучающийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст [4].В процессе рефлексии преподаватель оценивает результаты работы обучающихся.На стадии рефлексии применяются следующие упражнения: «кубик», «последнее слово за мной», «галерея», «кластер», «диаманта». «авторский стул», «свободное письмо», «синквейн» и др.

Примерупражнения «синквейннатему: «How to take care of your health?»:

Wellness

Physical and Social

Depends, Is Controlled, Should be Balanced

I wish you were

MyLifestyle [4].

Примеры упражнений «диаманта».

На тему «Hollidays»:

Sea
sparkly, blue
rushing,  heaving,  bobbing
waves,    foam,     beach,      sand
running,  stoning,  building
mat, brown
Land

Натему «All peple have problems»:

Teenager
powerful, noisy
dancing, dating, consuming
explosion, energy, maturity, senility
working, earning, saving
quiet, peaceful

В ходе своей педагогической практики строю свои занятия согласно требованиям обновленного образования, занятия полностью ориентированы на обучающихся, их интересы, развитие кругозора и на развитие всех необходимых знаний, умений и навыков с применением разнообразных приемов критического мышления [5].

Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференция, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, так же дебаты. Они способствуют развитию таких важных характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение доказательно отстаивать свою позицию. Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что занятия иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразным материалам и интерактивным подходам. При выполнении какого – либо задания, обучающимся необходимо понять главную мысль, выделить проблему, сопоставить с тем, что уже знают в этой области, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме. Очевидно, это требует сформированности определенных интеллектуальных умений. Обучающимся важно уметь анализировать, оценивать значимость собранной информации, структурировать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения – все это умения критического мышления.


Список литературы:

Баранова, В. Н. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Применение стратегии «чтение с остановками» при анализе художественного произведения [Электронный ресурс] / В. Н. Баранова // – URL:www.scienceforum.ru/2013/18/4117# 

Мотчева У.А., Бобок О.А. применение технологии развития критического мышления при обучении чтению на английском языке // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/110922

Трапезникова, Г. А. Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической политике [Текст] / Г. А. Трапезникова, Ф. Я. Хабибуллина // Вестник Марийского государственного университета, 2017. №2 (26).– с.45-52.

Чижикова, Я.С. Использование критического мышления на уроках английского языка // «Просвещение. Иностранные языки.» Электронный журнал. ). URL: http://iyazyki.prosv.ru/2018/12/the-use-of-critical-thinking-technology-in-english-lessons/

Просмотров работы: 17