КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В МОДЕЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛА 2025 - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В МОДЕЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛА 2025

Ктиторова П.В. 1, Вятчинова Е.Л. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В педагогическом образовательном пространстве приобретает особую актуальность обновление содержания и технологий при освоении студентами универсальных компетенций в новых образовательных программах ФГОС ВО 3++ [3].

Особый научный интерес представляют экспертные доклады в области оценки будущих профессионалов.

Так, в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам», подготовленном Бостонской консалтинговой компанией и ее партнёрами [1] отмечается, что в будущем будут пользоваться спросом специалисты высшей категории - категории «Знание», которые решают как аналитические задачи, так и задачи, требующие творческого подхода и импровизации, готовности работать в условиях неопределенности.

Подавляющий спрос на специалистов категории «Знание» (50%) наблюдается в странах, которые уже перешли к экономике знаний (Великобритания, Сингапур и др.). К категории «Знание» по экспертным оценкам относятся следующие профессиональные категории: врачи, ученые, преподаватели, инженеры, руководители и др.

В Целевой модели компетенций 2025 выделяют три группы навыков: когнитивные, цифровые и социально-поведенческие: когнитивные, цифровые и социально-поведенческие.

Когнитивные навыки отвечают за восприятие информации (способность к саморазвитию: самосознание, обучаемость и любознательность), а также навыки, отвечающие за организацию коллективной работы (умение мотивировать, способность формировать команды, делегировать задачи в группе и определять ведущие задачи). Помимо вышеперечисленных очень важными являются следующие когнитивные навыки: умение работать в условиях неопределенности, способность решать задачи с помощью креативного подхода, критически мыслить и брать на себя ответственность.

Вторая группа навыков - цифровые. К данной группе относятся навыки, отвечающие за умение использовать цифровые средства и технологии для решения задач: умение программировать, разрабатывать приложения, обрабатывать и анализировать данные.

Третья группа навыков - социально-поведенческие. Совокупность навыков данной группы обеспечивает коммуникативную компетентность. На наш взгляд, компетентность можно характеризировать, как способность использовать свои знания и умения на практике, эффективно и результативно работать.

К первой подгруппе социально-поведенческих навыков относятся навыки, отвечающие за коммуникацию в целом: презентационные, письменные, переговорные.

Ко второй подгруппе относятся навыки, отвечающие за межличностную коммуникацию: умение работать в команде, этичность, эмпатия, умение управлять стрессом и адекватно воспринимать критику.

К третьей подгруппе относятся навыки, отвечающие за межкультурное взаимодействие: осознанность, социальная ответственность, владение иностранными языками, знание иностранных культур.

По результатам опроса работодателей о значимости тех или иных компетенций востребованными являются следующие универсальные компетенции [1]: коммуникация, адаптивность, организованность.

В XX веке человечество достигло самых высоких за свою историю темпов экономического роста. Мировой ВВП рос в среднем на 2,97% в год, ВВП на душу населения. Это достигнуто благодаря тому фактору, что больше 25% специалистов заняты в категории «Знание», в то время как данный показатель в России составляет всего 17%. Поколение Z - это люди, родившиеся в 1997 году и позже, к 2025 году будут составлять 25% от всей общей массы рабочей силы страны. От 9 до 50% всех ныне существующих профессий могут исчезнуть в ближайшие десятилетия в ходе цифровизации.

К 2025 году нехватка специалистов категории «Знание» будет составлять 5.8 млн., в то время, как специалисты категории «Умение» и «Правило» будут «лишними людьми», которые могут быть заменены машинами.

Авторы экспертных докладов выделяют несколько причин недостаточного развития экономики знаний в России, в том числе: не сформировалась критическая масса спроса на специалистов категории «Знание» в экономике страны. В обществе преобладает стремление к стабильности, а не к инициативе, активности, росту.

Важно отметить, что отечественная система образования недостаточно готовит таланты для экономики знаний. В связи с этим большой научный интерес представляют разработанные Высшей школой экономики «12 решений для нового образования» [2], в которых представлены проекты развития Российского образования, требующие изучения, осмысления и выработки конкретных программ действий.

Список литературы:

1. Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095

2. Доклад «Двенадцать решений для нового образования» URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 24.05.2018).

Просмотров работы: 73