В настоящее время происходит активное развитие внутреннего, въездного и международного туризма. Ввиду этого растет необходимость в информационно-туристических центрах, способных помочь туристам во время пребывания в другом городе или стране.
Туристский информационный центр (информационно-туристическая служба, ИТС) – это организация, ответственная за прием и консультации посетителей (потребителей), а также за рекламу услуг, связанных с туризмом.
Сейчас информационно-туристический центр можно найти в каждом крупном городе мира, в том числе и в российских городах. Туристы активно приходят в такие центры для получения подробной информации о месте пребывания, а также для того, чтобы узнать что-то необычное, ведь работники информационно-туристических центров являются жителями этих городов, а значит, могут интересно рассказать о них.
Туристы из Европы и Америки, как правило, знают о существовании информационно-туристических центров, поэтому, приехав в другой город, приходят туда и узнают всю необходимую им информацию. Стоит отметить, что большая часть иностранных туристов, посещающих Екатеринбург, путешествует по всей России на поезде и останавливается в больших городах на 1-2 дня. Такие туристы обычно приходят в ИТС и спрашивают, что стоит посетить, иногда просят воспользоваться компьютером ввиду проблем с Интернетом на своих устройствах.
Что касается российских туристов, то большинство из них никогда не слышали о информационно-туристических службах, либо думают, что такое есть только в Европе. А также у туристов из России распространена привычка – искать в сети Интернет информацию о городе пребывания, достопримечательностях, экскурсиях, обмене валюты, а также читать отзывы «бывалых» путешественников об этих краях и интересных местах.
Так в чем заключается преимущество информационно-туристических центров перед Интернетом и путеводителями?
Во-первых, посещение информационно-туристического центра предоставляет возможность живого общения с компетентным жителем данного города, который может, опираясь на свой личный опыт, рассказать о достопримечательностях, которые нужно посетить в первую очередь или о тех, посещение которых можно отложить на следующий визит. Также работник расскажет, где попробовать самые вкусные блюда традиционной кухни, где и какие сувениры купить, какие агентства предоставляют интересные и выгодные экскурсионные услуги, график работы банков для обмена валюты, как найти тот или иной объект.
Так, в ИТС г. Екатеринбурга распространенными вопросами являются: как добраться до Ганиной Ямы и границы Европа-Азия. Некоторые приезжают специально с целью посещения двух этих мест.
Также популярными запросами являются посещение бани и ресторанов русской кухни, покупка сувениров (можно отметить специфические для Урала сувениры – изделия из поделочных камней и самоцветов, из дерева, бересты и др.).
Многие гости города интересуются предназначением цветных (красной, синей и желтой) линий на асфальте в центральной части города.
Во-вторых, в поездках в другую страну часто встречается проблема с Интернетом (дорогие тарифы, wi-fi не во всех заведениях и др.). Информационно-туристическая служба, как и многие другие центры, предоставляет туристам компьютер в свободное пользование на один час. Это значит, что турист имеет возможность связаться с родными, заказать экскурсию, найти полезную информацию и многое другое.
В-третьих, информационно-туристические службы предоставляют туристам бесплатную полиграфию. Как минимум, турист получит карту города и путеводитель с важной информацией. Например, в ИТС г. Екатеринбурга карты города – двуязычные (русский и английский); путеводители на трех языках: русский, английский и испанский (специальный выпуск к Чемпионату мира по футболу, так как в Екатеринбурге проходили матчи с участием трех испаноговорящих стран: Уругвай, Перу и Мексика).
В-четвертых, иногда у туристов появляются вопросы, ответы на которые не всегда получится найти в сети Интернет. Для этого можно прийти в информационно-туристический центр и попросить помощи у работников. Есть вероятность, что они будут знать ответ ввиду долгого проживания в данной местности либо им будет легче найти информацию в сети Интернет в связи со знанием города, а в некоторых случаях и языка. Необычные вопросы иногда задают и туристы, посещающие ИТС г. Екатеринбурга. Например, некоторые туристы хотят посетить пока несуществующие экскурсии: пара из Германии хотела попасть на тур по «Екатеринбург-Арене», молодой человек из России хотел записаться на экскурсию в Дом Севастьянова.
В-пятых, бывают ситуации, когда иностранным туристам необходимо позвонить в компанию, где никто из работников не говорит на английском языке. В таком случае можно прийти в информационно-туристический центр и попросить связаться с компанией, а потом перевести полученную информацию на английский язык. Например, часто иностранные туристы обращаются в ИТС для помощи с вызовом такси. Были также случаи, когда туристам было необходимо связаться с посольством третьей страны в России (например, женщина из Австралии звонила в посольство Кубы в Москве, чтобы получить там визу в Кубу).
Подводя итог, хочется подчеркнуть значимость информационно-туристических центров, работники которых всегда готовы помочь как туристам, путешествующим внутри страны, так и из-за рубежа. Иностранным туристам, безусловно, эта помощь нужнее ввиду незнания языка и отсутствия Интернета. Главное, что у туристов – посетителей крупных городов – есть возможность обратиться в информационно-туристический центр, а воспользоваться этой возможностью или нет, каждый решает самостоятельно.