Спортивная индустрия – это сфера, где маркетинговые закономерности преломляются в зависимости от специфики этого института рынка. Индустрия спорта имеет свой особенный продукт, свои сегменты, свои субъекты. Все бизнес-еденицы этой активно развивающейся индустрии требуют грамотного подхода и знания особенностей товарной политики, политики ценообразования и продвижения.
Агентства, специализирующиеся на спортивной тематике, возникают на Западе в 1970-х гг, то есть около пятидесяти лет назад.
И тем не менее сейчас мы имеем дело с относительно молодым сегментом маркетинговой науки: в России спортивному маркетингу не более 15 лет. Считается, что возникновение спортивного маркетинга и появление маркетинговых исследований в России связано с началом работы профессиональных спортивных клубов, и оформлению их деятельности как самостоятельной в российской спортивной индустрии.
В России в настоящее время спортивная индустрия представляет собой активно развивающийся рынок, в котором можно наблюдать появление расширяющегося ассортимента спортивных продуктов в виде товаров и услуг, возникновение новых структур и организаций, отвечающих на современный растущий спрос.
Проблематика спортивного маркетинга становится все более популярной. В литературе (научно-исследовательской, учебной, популярных интернет-изданиях) все чаще встречаются работы, связанные с различными аспектами спортивного маркетинга. При этом, можно видеть, что определения спортивного маркетинга разнятся. Распространенным является мнение, что спортивный маркетинг – лишь частный случай «всеобщего» маркетинга, где есть лишь специфическая сфера изучения – спорт. Но следует учитывать, что в настоящее время нет единого мнения и по определению маркетинга. Маркетинг это и наука, и профессиональная деятельность, и философия существования в рынке, и учебная дисциплина.
В свою очередь, в спортивном маркетинге выделяют четыре области знаний, на основе которых строится теория спортивного маркетинга. Это спортивные знания, управление бизнесом, средства массовой коммуникации (СМК) и социальные науки. Каждая сфера знаний и область деятельности по своему влияет на маркетинговые технологии в спорте. К спортивным знаниям отнесена обширная область знаний, связанная с философией спорта, спортивным образованием, школьным спортом, управлением спортсменами, социологией и психологией спорта. Управление в бизнесе включает в себя менеджмент, маркетинг, право и экономику спорта. СМК – это все спортивные трансляции и журналистика, связанная со спортивной индустрией, связи с общественностью, реклама в СМИ [2].
На наш взгляд, определение, раскрывающее суть понятия спортивного маркетинга, предложил Джон Бич: «Спортивный маркетинг – это непрерывный поиск возможностей комплексного решения как непосредственных, так и косвенных задач потребителей спорта, компаний, работающих в спортивной сфере, и других физических лиц, и организаций, связанных со спортом, в условиях изменчивой и непредсказуемой среды, характерной для самого понятия «спорт»[3].
Следует отметить специфические аспекты спортивного маркетинга, вытекающие из приведенного определения.
Во-первых, непрерывность. Рынок спортивной индустрии живой и изменяющийся. И для получения стабильного результата необходимо поддерживать отношения с болельщиками, СМИ, спонсорами, органами федеральной и муниципальной власти и другими участниками спортивных событий и соревнований;
Во-вторых, особая непредсказуемая среда спортивных соревновании -она превращает спорт в зрелище. По мнению Л. Березовчук, зрелище удовлетворяет существующую у человека как социального существа потребность в демонстрации всего, что способно восприниматься как неожиданное, сенсационное [4]. В продвижении спорта сейчас на первый план выходит поиск зрелищности в соревнованиях. Оно может проявляться по-разному в различных видах спорта. Состояние зрелищности, переживание яркости и подлинности момента в разных видах спорта эта «ценность момента» – разыгрывается по-разному: в командных видах спорта – игра команды, сплоченность; в единоборствах – драматизм столкновения; в «художественных» видах спорта (синхронное плавание, спортивные танцы, художественная гимнастика) – это сплав состязательности и эмоциональное воздействие искусства и т. д. Спортивные зрелища по своему состоянию «здесь и сейчас» близки театру и такому современному жанру индустрии развлечений как реалити-шоу, но, в отличие от театра, с его заданностью пьесой финала, и прописанностью «сценарных линий» реалти-шоу, на спортивном мероприятии мы никогда не знаем, чьей победой завершится соревнование. Характерно отметить, что принцип зрелищности видов спорта положен в основу отбора новых видов спорта для Олимпиад [5].
В спортивных соревнованиях критерии зрелищности могут быть следующие – эстетичность, визуальна выразительность (аттрактивность), праздничность, драматизм и т. п. Спортивное зрелище в итоге получаете все признаки коммерческого продукта. И чем зрелищней спортивное мероприятие, чем больше зрителей оно привлечет (ценность мероприятия для СМИ так же возрастает), тем оно интереснее для спонсоров и рекламодателей,
По итогам исследования можно выделить следующие специфические задачи спортивного маркетинга:
создание спортивного зрелища, востребованного болельщиками, при этом болельщики становятся участниками продвижения клуба или спортсмена,
поиск спонсора. Спонсорство вообще самая яркая специфическая черта индустрии спорта. У спонсоров в спортивной индустрии могут быть различные цели – это и повышение своего имиджа, поиск новых целевых аудиторий и новых деловых связей, процессе коммуникации со СМИ создание своего лобби, и проч..
создание информационных поводов - для федерации, спонсоров, спортсменов и т. д.
Таким образом, спортивный маркетинг, следует понимать не просто, как составляющую маркетинга, а как отдельное междисциплинарное направление.
Литература
Григорьева Ю. П. Маркетинг в системе предпринимательского управления: пособие [Текст] – СПб: СПбГПУ, 2003. – 136 с.
Бич Дж. Маркетинг спорта / Под ред. Джона Бича и Саймона Чедвика; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 706 с.
Березовчук Л. Зрелищность в кино (к вопросу о содержании понятия). учебное пособие [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/attache/139–180.pdf (дата обращения 10.01.2019)
Зыков И.А., Голубева Т.Б. Отношение зрителей спортивных шоу-программ к фейерверкам // IX Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум-2017» / Раздел «Экономические науки» // Секция «Сервис в индустрии спорта» - 4 с., 115 кб [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/2398/29107(дата обращения 10.01.2019)
МОК сделал ставку на зрелищность при выборе новых дисциплин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/587560#ixzz3sbZbucdK (дата обращения 28.11.2018)