К вопросу антиобщественного поведения школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К вопросу антиобщественного поведения школьников

Ефимова К.Н. 1
1ИвГУ, филиал г. Шуя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса» - писал В.П. Кащенко - основоположник коррекционной педагогики. Данная фраза – выдержка из статьи, правда, слова Всеволода Петровича вышли в свет более 70 лет назад, очевидно одно – проблема актуальна и сегодня.

Речь пойдет об асоциальном поведении и его проявлении в образовательном процессе. Прежде всего, само понятие «asocial» (с английского) трактуется, как направленный против общества, а это ни что иное, как нарушение норм и правил, принятых в обществе. С этим можно поспорить, не так ли? Ведь смотря, о каком обществе, мы говорим, смотря, о каких устоях в данном обществе мы говорим, и что есть норма для конкретного общества, а что нет – в этом вопрос. Стандартный пример, который приводится различными источниками на просторах интернета – употребление алкоголя и курение. «Это действительно распространенная норма поведения взрослых людей. А вот поведение детей с такими «увлечениями» относятся к антиобщественному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям».

Стадия социализации личности под название – индивидуализация. Тот самый период – само выразиться, найти «свой путь». Но первый звоночек был за долго, прежде чем ребёнок перешел в стадию подростка. Все началось с адаптации или стадии первичной социализации. Действительно, совсем недавно не было и речи о противообщественном поведении школьников младших классов. Но с тех пор, как школы начали вызывать наряды полиции, стало понятно, что проблема более чем созрела. Детская преступность берет свое начало уже с начальных классов, если не раньше. Мелкое хулиганство - воровство денег или личных вещей актуально ныне. Антиобщественное поведение младших школьников – не что иное, как результат закономерности. Изменения в социально-экономической системе, нравственная опустошенность и низкий уровень культуры в семье, та самая «инструкция по применению».

С проблемой в социально-экономической системе все очевидно: на примере - мать и отец ребенка в разводе, зарплата матери равна прожиточному минимуму конкретного региона нашей страны, отец не платит элементы, полиция привлечь его к ответственности не может. Отсюда: внешний вид ребёнка – на что денег хватит, не говоря уже о модных тенденциях. Платное дополнительное образование – табу, путешествия – табу, праздники с размахом – табу. Как следствие - агрессия на сверстников, членов семьи и на себя. Последствия могут быть любыми – от воровства шоколадки из супермаркета, до подростковых группировок с суицидальными наклонностями.

Недостатки воспитательной системы или семейные устои? Очевидно, что школа выполняет обе функции – образовательную и воспитательную, но, основы воспитания и норм поведения идут из дома. Не научили уважать чужое мнение, не выработали терпение в раннем детстве, не рассказали об обязанностях и многое другое. Ситуация с ударом школьным портфелем сверстника по голове из-за того, что тот имеет другой взгляд на ситуацию, в перспективе может обернуться судебным делом.

Культурный уровень семьи или его отсутствие, тоже влияют на антиобщественное поведение школьника. Как писал Анатолий Кемпинский - польский психиатр, психолог и философ: «Цивилизация – это власть над миром, а культура – любовь к миру». Нравственные, эстетические, религиозные ценности обогащают личность человека, формируют правильные взгляды на жизнь. На примере Православной гимназии города Коврова, в одном из классов среднего звена, более 60% детей ведут себя антиобщественно. Это выражается во внеурочной деятельности: не уважение старшего – панибратство, нарушения общественных норм и правил, богохульство, нецензурная брань.

Другой пример – благополучная семья, с хорошим достатком, единственный ребенок в семье, а точнее уже подросток 17ти лет. Одет по последнему слову моды, знакомых и приятелей хоть отбавляй, получает образование в колледже, каждый год выезжает с родителями за границу. Идеальная семья? Отнюдь, понимая между родителями и подростком нет, об этом еще И.С. Тургенев писал в своем романе «Отцы и дети». Проблемами подростка родители интересуются мало, или не интересуются вовсе, обеспечивают финансово, на карманные расходы хватает и не только. Но вот парадокс – зарабатывать парень хочет сам. Опят «идеальный» момент в индивидуализации? Но и здесь промах! Зарабатывает он распространением легких наркотиков, частый гость полицейского участка. Снова мы сталкиваемся с противообщественным поведением. Правда, в своем романе Иван Сергеевич убежден, что «всякий человек сам себя воспитать должен». Но в детском и подростковом возрасте данная выдержка не ляжет на восприятие.

Закончить хочется словами В.П. Кащенко - «Никогда еще эта проблема заботы об исключительном ребенке не стояла так остро и никогда не была осознана, как ныне».

Список литературы

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.: ил.

Кемпинский А. Экзистенциальная психиатрия. - М. - СПб.: Университетская книга, Совершенство, 1998. - 320 стр.

Просмотров работы: 12