Материально-техническая база в сфере образования – совокупность материальных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения и системы образования в целом. К ней относятся все закрепленные за образовательными учреждениями материально-вещественные средства, предназначенные для учебной деятельности, для обеспечения условий труда и быта учащихся и преподавателей.
Образовательные учреждения являются частью экономической системы России. Следовательно, происходящие существенные изменения в экономике государства проявляются в деятельности учреждений системы образования.И в общей, и в профессиональной школе произошли важные изменения. Они коснулись законодательной базы, правил и организации учебного процесса, финансовой деятельности, работы с кадрами.
Отечественная система образования призвана поддержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования.
Следует особо подчеркнуть, что развитие и углубление образовательного процесса в стране происходило в последнее десятилетие в сложной политической и экономической ситуации.На развитии образования отрицательно сказывались: социальная и экономическая нестабильность в обществе; острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики; недостаточно четкое разграничение компетенции органов государственной власти; недостаточная ясность схем межбюджетных отношений; неоперативное устранение старых подходов и механизмов финансирования образования в изменившихся условиях, когда усиливалась децентрализация управления; уход от ответственности органов государственной власти во многих субъектах Российской Федерации за полноту и бесперебойность финансирования образовательных учреждений, в особенности муниципальных.
Кризисные ситуации в системе образования нередко возникали из-за серьезных недостатков в финансировании, малого объема бюджетных средств в расчете на одного обучающегося. Высокий уровень инфляции приводил к сокращению реальных объемов финансовых ресурсов. В ряде мест сохранялась значительная задолженность государства образовательным учреждениям за предыдущий период (в том числе по зарплате). Продолжала иметь место напряженность с оплатой коммунальных услуг.Из-за недостатка средств не проводился своевременно капитальный ремонт, в незначительном объеме велось новое строительство, недостаточно материально оснащался учебный процесс. Все это приводило к ухудшению материальной базы образования.
В последние годы повысился интерес молодежи к получению профессионального образования.
Определенной стабильности системы образования способствовала преданность своей профессии основного состава преподавателей и других работников образования.
Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли.
Производится это в тесном взаимодействии с другими реформами. При этом модернизация образования служит основанием обеспечения необходимого кадрового ресурса.
Вводится профильное обучение в старшей ступени общеобразовательной школы.Ведется экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена. Разрабатывается система дистанционного обучения. Усиливается внимание внедрению в учебный процесс средств информатики, вычислительной и оргтехники. Осуществляются мероприятия по всесторонней поддержке сельских и поселковых школ, совершенствованию их образовательного процесса и материально-технической базы.
Все больше придается значения экономической самостоятельности образовательных учреждений, автономности вузов, в том числе в привлечении дополнительных средств.
Осуществляются важные для сферы образования федеральные и региональные целевые образовательные программы.
Проводится структурная и институциональная перестройка профессионального образования. Усиливается его ориентация на потребности федерального и местного рынка труда, а также на необходимую переподготовку высвобождающегося и незанятого населения.
Придается значение повышению социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования.Престижность педагогического труда обязательно должна быть поддержана достойным уровнем его оплаты.
Несмотря на меры по некоторому увеличению размера стипендий, они еще слишком малы и не покрывают расходы на первоочередные нужды (проезд на общественном транспорте, питание, лечение, культура и т.д.).
Требуется увеличение объемов финансирования образовательных учреждений по статьям текущих расходов, на капитальный ремонт, приобретение оборудования и аппаратуры, дополнительные вложения на новое строительство учебных, лабораторных и социально-культурных зданий.
Следует особое внимание в законодательстве уделить вопросам поступления и эффективного использования финансовых ресурсов в системе образования, повышения ответственности органов государственной власти на всех уровнях за обеспечение приоритетного развития образования.