Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности – это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий.
Активное использование данного метода началось еще в 2014 году, но эта часть учебного процесса никогда не была систематизирована, не создавалось какой-либо общей базы выполненных проектов. Информационные системы являются основным средством, инструментарием решения задач и информационного обеспечения.
С помощью специализированной информационной системы для школы можно значительно сократить время на оформление документов. При повторном обращении учителя или ученика для восстановления картины исследовательского проекта можно будет воспользоваться электронной базой, а не отыскивать необходимые документы в архиве школы. В случае утери учителем или учеником данных о проделанной исследовательской работе (паспорта проекта, реферата, чертежей, схем и др.), являющиеся важными документами для защиты продукта, оформления портфолио, дальнейшей модернизацией и др., можно будет ее распечатать заново.
Для того что бы провести автоматизацию проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении необходимо основываться на уже готовых решениях и создать такое, которое бы подходило конкретной организации.
Автоматизированная информационная система – комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках образовательного процесса. Все известные системы, которые представлены сегодня на рынке, позволяют решить широкий спектр задач, и имеют базовые компоненты, например, электронный журнал для учёта успеваемости, учёт школьного питания и прочее, но ко всему прочему не отвечают современным требованиям об учете данных исследовательской деятельности учеников.
Для реализации базы данных информационной системы «Исследовательская деятельность в школе» необходимо выбрать инструменты разработки и средства хранения данных. Данные средства должны удовлетворять требованиям, предъявленным на этапе постановки задачи, а также разработанная ИС должна функционировать на той программной и технической архитектуре, определенной в организации.
Для разработки была выбрана СУБД MS Access 2010. Microsoft Access предоставляет максимальную свободу в задании типа данных (текст, числовые данные, даты, время, денежные значения, рисунки, звук, электронные таблицы). Можно задавать также форматы хранения представления этих данных при выводе на экран или печать. Для уверенности, что в базе хранятся только корректные значения, можно задать условия на значения различной степени сложности.
Так как Microsoft Access является современным приложением Windows, можно использовать в работе все возможности DDE (динамический обмен данными) и OLE (связь и внедрение объектов). DDE позволяет осуществлять обмен данными между Access и любым другим поддерживающим DDE приложением Windows.
В Microsoft Access для обработки данных базовых таблиц используется мощный язык SQL (структурированный язык запросов). Используя SQL, можно выделить из одной или нескольких таблиц необходимую для решения конкретной задачи информацию. Access значительно упрощает задачу обработки данных. Совсем не обязательно знать язык SQL. При любой обработке данных из нескольких таблиц Access использует однажды заданные связи между таблицами.
Немаловажным в решении руководства организации разработать собственную информационную систему оказался тот факт, что в школе используется пакет прикладных программ MSOffice включающий в себя MSAccess 2010. По сравнению с другими АИС, разработка более проста в использовании и обучении сотрудников и облегчает ведение учета выполненных проектов.
Системные требования:
Программные:
операционные системы: XP\Vista\7\8\10;
пакет MS Office 2010/2013/2014/2016, включающий MS Access;
Аппаратные:
Устройство ввода: клавиатура, мышь.
Для разработки главной кнопочной формы была задействована СУБД MS Access 2010.
Рис.1. Главная форма ИС «Исследовательская деятельность в школе»
С формы на рисунке 1 осуществляется навигация по всем функциональным формам программы, и выполняются различные действия по манипулированию данными: первая кнопка «Формы» с возможностью осуществить поиск по справочникам (рисунок 2), и вторая кнопка «Отчеты» с возможностью вывода отчета для дальнейшей печати (рисунок 3).
Рис.2. Кнопка «Формы»
Рис.3. Кнопка «Отчеты»
Для работы с информационной системой производится первоначальное заполнение справочной информации, которая может быть использована в работе. Часть справочной информации заполняется по мере защиты проектов, принятия в организацию новых учителей или учеников. Справочники представлены на рисунках 4-6.
Рис.4. Макет справочника «Ученики»
Благодаря разделу базы «Ученики» можно обратиться к информации об ученике, который выполнял проектно-исследовательскую деятельность.
Рис.5. Макет справочника «Предметы»
Справочник «Предметы» формируется для накопления информации о предметах, по которым выполняются проекты учениками, оценкам или учениках.
Рис.6. Макет справочника «Учебный план»
Все проекты учеников, которые прошли защиту (была поставлена оценка выше 2) по предмету записываются в справочник «Учебный план».
Каждый отчет вызывается отдельным окном, из которого информация может быть просмотрена или распечатана. Отчет по подсчету средней оценки проектов по предмету представлен на рисунке 7.
Рис.7. Печатная форма отчета по средней оценке проектов
База данных функционирует в режиме реального времени, доступ к базе данных обеспечивается по мере необходимости. Обеспечен многопользовательский доступ.
Ожидаемая практическая значимость разработки состоит в повышении оперативности заполнения необходимой документации исследовательской деятельности учеников.
Список литературы:
Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 272 c.
Илюшечкин, В.М. Основы использования и проектирования баз данных: учеб.пособие / В.М. Илюшечкин. - М.: Юрайт, 2014 - 213c.
Информационные системы и технологии управления: учебник / под ред. Г.А.Титоренко. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 591c.