Актуальность исследования. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Согласно требованиям ФГОС ДО, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и предусматривает создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать и эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Работа педагогических работников ДОУ по развитию и формированию эмоциональной сферы ребенка может осуществляться в различных видах деятельности дошкольника. Например, в театральной деятельности.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Театр доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность данной проблемы для современного психологического анализа.
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса [13, с. 125].
Согласно определению Л.В. Обуховой, эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [20, с. 119].
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями [7, с. 90].
Подробному рассмотрению развития эмоциональной сферы ребенка посвящены работы В.К. Вилюнаса, А.И.Захарова, Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитова. По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
Методологической основой исследования явились педагогические труды классиков педагогики К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, А.П.Усова, А.В.Запорожца, Ян Амос Каменского.
Цель исследования:определение содержания, методов и приемов эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности.
Задачи:
Рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментально изучить влияние театральной деятельности на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Выявить результаты исследования и разработать практические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей.
4. Разработать план кружка «Веселый час» для повышения эмоционального состояния детей и побудить интерес к театральной деятельности.
В ходе теоретического исследования нами изучены особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и рассмотрены педагогические аспекты работы по организации театральной деятельности. Целью эмпирического исследования является сравнительный анализ психологических особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста до и после проведения специальных занятий – театральных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Подобрать психодиагностический инструментарий, адекватный цели исследования.
Подобрать систему специальных занятий, направленную на коррекцию эмоциональных комплексов у дошкольников.
Провести эмпирическое исследование, направленное на анализ психологических особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста до и после проведения специальных занятий по театрализованной деятельности.
Обобщить и проанализировать полученные результаты.
С целью подтверждения гипотезы заключающейся в том, эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: применять определенные этюды, упражнения, игры, нацеленные на развитие мимики и пантомимики; организовать театральную деятельность, которая позволит ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от лица какого-либо персонажа вся выборка испытуемых была разделена на две группы: контрольную (воспитанники 1-ой группы «Сулусчаан») (см. приложение 1) и экспериментальную (воспитанники 2-ой группы «Чэчир») (см. приложение 2). При этом специальные занятия проводились только с экспериментальной группой, а исследование эмоциональной сферы - с обеими группами.
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Кустук», села Телей – Диринг Чурапчинского улуса. В обследовании принимали участие 20 воспитанников в возрасте 6 лет: 10 детей – экспериментальная группа, 10 детей – контрольная группа.
Принципы разностороннего развития:
«Креативность» - создание условий для творческого развития, сотрудничество и сотворчество.
«Разностороннее развитие» - театрально-игровая деятельность помимо специфических задач нравственного воспитания, должны комплексно решать умственное, физическое, эстетическое, экологическое и трудовое воспитание.
«Оздоровительная направленность» - это целесообразность проведения различных видов совместной со сверстниками театрально-игровой деятельности, необходимо рассматривать с позиции эмоционального благополучия каждого ребенка.
Направления педагогической деятельности:
Воспитательно-образовательная деятельность:
игры-развлечения
Досуги «Игры-затеи», конкурсы «Сочиняем сказку», литературная викторина «Путешествие по сказкам»;
Оздоровительная работа: игры-драматизации «Харах симирики», театрализованная деятельность «Бэйбэрикээн эмээхсин», ритмопластика: «Лягушка-путешественница»
Методы работы: наглядный; словесный; игровой; соревновательный практический.
Приемы работы: приучение; разъяснение; вовлечение; убеждение; поощрение; осуждение; показ.
Классификация театрализованных игр:
- игры в кукольный театр (настольный театр, стендовый театр, театр на руке, театр живой куклы);
- игры-драматизации (инсценирование песен, инсценирование небольших сказок, творчество детей);
- игры-спектакли (драматический спектакль, музыкально-драматический спектакль, пантомима, спектакль ритмопластики).
- театрализованное действие (праздники, развлечения).
Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов дошкольников, в том числе и при помощи театральной деятельности.
Таким образом, занимаясь с детьми с театрально-игровой деятельностью, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Список литературы:
Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития ребенка. – М.: Педагогическое общество России, 2009.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М.Грановская – Л.:ЛГУ, 1998.
Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А.Базыма. – СПб.: Питер Пресс, 1997.