Социализация в жизнедеятельности человека представляет исключительную важность, так как связана с личностью, ее формированием, воспитанием, становлением, приобретением навыков общения, умений взаимодействия личности с окружающей средой. Изучение факторов социальной среды, влияющих на процесс социализации, расширяет социологические знания в области социализации личности. Особое значение процесс социализации имеет для детей с ограниченными возможностями.
Исследование процесса социализации детей с нарушением слуха дает возможность выявить особенности социально-реабилитационной деятельности, адаптации к социальным условиям и интеграции данных лиц в общество. Данная проблема приобретает особое значение для слабослышащих детей, находящихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, где имеется специфика ограниченного социального пространства с недостаточностью развивающего воздействия окружающей среды, с невозможностью получения полноценного общения и использования широких социализирующих мероприятий [7].
Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определенные ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Слабослышащие дети имеют различный психологический статус, степень нарушения слуха, а следовательно, им требуется неодинаковая организация помощи со стороны специализированных учреждений и специалистов, но все они требуют дополнительных специфических условий и форм работы [6].
С целью эффективной социализации детей с нарушением слуха необходимо создание специальных сурдопедагогических условий для постепенного овладения ими социально значимым опытом поведения, нормами культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культурой, развития коммуникативных навыков [6].
Процесс социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет успешнее, если:
будут созданы педагогические условия для социальной адаптации;
работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха;
использовать специально подобранные методы и приемы формирования личности ребенка.
Для развития ребенка, как полноценной личности, необходимо создание соответствующих условий в той социальной среде, в которой он живет и воспитывается, следовательно необходим процесс гуманизации среды. Гуманизация социальной среды предусматривают как распространение знаний, так и повышение общей культуры всех его членов, создание социальных отношений.
Важнейшей задачей, стоящей перед специалистами, является то, чтобы ребенок с нарушением слуха не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива. Необходимым условием эффективной социализации ребёнка с нарушением слуха является коррекционной работа по формированию коммуникативно-речевых навыков.
Коррекция в сурдопсихологии - процесс исправления, доведения до нормы тех психических функций, которые не соответствуют норме в результате аномального развития. Коррекционная работа с детей с патологией слуха осуществляется силами логопеда, сурдопедагога и воспитателя. Логопедические занятия дифференцируются с учетом состояния слуховой функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей.
Компенсация и коррекция навыков общения в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности глухих и слабослышащих детей осуществляются посредством целой системы форм методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.
Содержание взаимодействия школы и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса социализации ребенка, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам формирования коммуникативной культуры лиц с нарушениями слуха.
Работа по формированию коммуникативных навыков должна осуществляться с опорой и на общедидактические, и на специальные принципы. При этом учитываются комплексный подход, коррекционно-компенсирующая, социокультурная направленность, направленность на саморазвитие обучающегося, индивидуальный и дифференцированный подход [3, с.159].
К средствам формирования коммуникативной компетенции учащихся с нарушениями слуха относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), психологическая помощь (просветительская работа и психолого-профилактическая, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, специальная помощь (игротерапия, арт-терапия или терапия искусством музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, куклотерания, сказкотерапия,), обеспечение (технические приспособления, оборудование, необходимые для ребёнка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.)[5, с.59].
В практике социальной работы широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством). Игротерапия -метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается; путем установления положительного эмоционального контакта между ребенком и взрослым. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, способствует повышению самооценки, расширению способностей детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.
Применение игротерапии полезно при замкнутости, необщительности и сверхпослушании, при нарушении поведения [2, с 223].
Особенно эффективно в процессе социализации детей с нарушением слуха использование арт-терапевтических технологий. Арт-терапия особенно эффективна для слабослышащих детей, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.
Цель арт-терапии состоит в развития гармоничной личности через развитие способности творческого самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия, с точки зрения представителей психоанализа, является техника активного воображения. Она направлена на «столкновение» сознательного и бессознательного и примирения их между собой посредством аффективного взаимодействия. Представители гуманистического направления определяют коррекционные возможности арт-терапии, связанные с представлением ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в разнообразных творческих продуктах, в глубоком познании своего «Я».
Недостаток общения, характерный для большинства людей с ограниченными возможностями приводит к тяжким последствиям в душевном развитии. Дефицит внимания приводит к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны общества. Возможности арт-терапии позволят решить такие важные задачи, как формирование саморегуляции и контроля за своим поведением, умение сдерживать аффективные проявления, а также профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности, социокультурное и познавательное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае, слуха.
Рисование - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.[4, с.185].
Библиотерапия специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.
Таким образом, создание социально-терапевтической среды означает создание деятельностной среды, вовлечение детей-инвалидов в активную деятельность. Это в значительной степени способствует социализации детей-инвалидов.
Социализация личности - это сложный процесс становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей.
Система социализации включает в себя следующие методы:
1. Комплекс социально-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию или компенсацию первичного дефекта и предупреждение вторичных отклонений.
2. Комплекс медицинских и психофизических мероприятий, способствующих развитию физиологических возможностей ребенка с нарушением слуха.
3. Обучение коммуникативному взаимодействию (тренинговая работа, участие в различных мероприятиях, играх, способствующих развитию речевых навыков).
4. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и трудовой деятельности (развивающие игры, тренинги, создание ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий).
5. Включение детей с нарушением слуха в инклюзивную среду. Насыщенная социальная среда способствует повышению мотивации детей с нарушением слуха к общению со здоровыми детьми.
6. Развитие социальной активности таких детей (проведение встреч со студентами и выпускниками специальных учебных заведений, организация и проведение выставок работ, выполненных руками воспитанников, поездки учащихся в художественные музеи, галереи).
Таким образом, вышеперечисленные формы и методы направлены на создание условий, обеспечивающих независимое существование детей-инвалидов с нарушением слуха и максимально полноценное функционирование в обществе.
Список литературы:
Бибикова Н.В. Технологии развития креативности личности / Учебное пособие – М.: Прометей, 2012. – 127с.
Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. - М.: Владос, 2009. – 300 с.
Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Н.Ю. Борякова. - М.: изд-во "АСТ, Астрель", 2015 г. - 222 с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2012 - 510 с.
Плохова И.А. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно-методическое пособие / Плохова И.А., Бибикова Н.В. -Ульяновск: УлГПУ, 2014. - 72 с.
Санташова О.В. -Особенности взаимосвязи уровняразвитиядвигательнойипознавательнойсферыумладшихшкольниковснарушениямислуха//РГПУим.Герцена.–2008.-№70-2. (45)
Яргина Ю. В. Социализация детей с нарушением слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения//Вопросы теории и практики: Грамота, 2014. № 6 (44): в 2-х ч. Ч. II. C. 208-210.