СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Дегтева М.С. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профильное обучение – это специальная подготовка школьников, которая направлена на индивидуальное обучение.

Основные цели перехода к профильному обучению:

более углубленное изучение дисциплин программы полного общего образования

создание условий для значительного разделения содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Самые распространенные профильные классы в школах: математический (физико-математический), естественно-научный, гуманитарный и др. В государственном стандарте общего образования обозначены следующие профили: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, художественно-эстетический, оборонноспортивный, индустриально-технологический, универсальный (общеобразовательный).

Как именно школа выбирает свой профиль? Школа может остаться непрофильной, т.е. сохранить общеобразовательные классы, выбрать только один профиль обучения в зависимости от предпочтений учащихся или стать монопрофильной. Поддержание школой более двух профилей очень сложно, поэтому большинство школ создаюn один ли два профильных класса.

Для школы очень сложно определить профиль обучения, так как все учащиеся очень разные и у всех свои предпочтения. В таком случае есть классы гибкого состава, в которых обучаются две группы учащихся по разным направлениям. В таких классах общеобразовательные предметы посещают все ученики, а при изучении профильных дисциплин класс делится на группы. Индивидуальные образовательные траектории позволяют учесть интересы разных групп школьников, и расписание учебных часов на неделю составляется индивидуально для каждого.

Как определяется выбор профиля учащимися? Ученики, которые выбрали профиль обучения по своим интересам или желаниям. Ученики, которые выбрали класс под внешним воздействием (желание родителей).

Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, так как психолого-педагогические исследования показали, что у учащихся определенного профиля есть свои индивидуально-типологические особенности. Это особенности, которые позволяют учащимся успешно усваивать профильные предметы.

Благодаря профильному образованию ученики более действенно подготавливаются к поступлению в университет.

Существуют определенные трудности в организации профильного обучения. Вот, например, одни из них:

диагностика профессиональной ориентации школьников;

организация целостного образовательного процесса, соответствующего параметрам базисного учебного плана и решающего конкретные задачи профилизации;

обеспечение более тесного взаимодействия педагогических коллективов школ и преподавательского состава вузов;

проведение регионального мониторинга специальностей;

повышение качества образовательного процесса.

Уже имеются определенные подходы к решению проблем. Используются различные технологии и методики. Например, составление индивидуальных психолого-педагогических карт учащихся, классы гибкого состава, ярмарки вакансий, научно-практические конференции, семинары учителей и преподавателей вузов. Сейчас мы можем наблюдать положительные результаты, которые говорят об перспективном и эффективном создании профильных классов.

Список литературы

1.  Алексеева Г. И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения Северных регионов России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 2010. 55 с.

2. Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования [Текст] / А. В. Дубинина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 5–7.

3. Попов А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 561-563.

Просмотров работы: 36