ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОО

Хусаенова Е.З. 1, Филиппова А.Р. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, но значимость и сложность ее решения не вызывает сомнения у педагогов дошкольных образовательных организаций. Поступление ребенка в детский сад, его расставание с родными людьми зачастую сопровождается переживаниями, снижением активности и заболеваниями. По данным официальной статистки заболеваемость среди детей от 3 до 4 лет ежегодно увеличивается на 4-5 %. Почти у 60 % детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают проблему их адаптации к дошкольной образовательной организации. Следовательно, создание оптимально комфортных условий для пребывания ребенка в непривычной для него обстановке носит характер актуальной проблемы.

Термин «адаптация» (от лат. adaption – «приспособление»), впервые был введен в науку немецким физиологом Х. Аубертом во второй половине XIX века и первоначально употреблялся в биологии для обозначения приспособления строения и функций организма к условиям среды, направленного на сохранение гомеостаза. Позднее понятие «адаптация» стало включать также процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды [цит. по: 3, с. 137].

Трехфазная концепция развития личности А.В. Петровского рассматривает адаптацию как один из этапов «восхождении личности к социальной зрелости» [4, с. 160]. Под адаптацией автор понимает усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Адаптация в сочетании с индивидуализацией и интеграцией обеспечивает ребенку успешный переход на новый этап общественного воспитания - в школу и, следовательно, в третий период развития личности. Таким образом, подход А.В. Петровского через новое понимание роли и смысла адаптации дает возможность раскрыть решающую роль этого процесса для развития личности ребенка на разных этапах детства

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой исследования было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [1, с. 19].

Таким образом, адаптация имеет разные проявления у детей. Однако, педагогам дошкольного образования и родителям следует помнить о том, что именно применяя определенные формы и методы работы с детьми в адаптационной период, помогут им быстрее преодолеть данный промежуток времени менее болезненно.

В основных общеобразовательных программах дошкольного образования обозначены ключевые задачи, решение которых позволяет успешно решать данную проблемы. Так, в частности, в комплексной образовательной программе дошкольного образования «ДЕТСТВО» [2, c. 51] в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в рамках 1-ой младшей группы установлены задачи, которые направлены на решение проблемы адаптации детей: способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей; развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности; поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться); формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде; способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

Следует выделить формы и методы работы с родителями, обеспечивающие успешность адаптации детей к дошкольной образовательной организации:

Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Задача данной формы является сбор и обработка информации о семье ребенка.

Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Данные формы взаимодействия с родителями способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Наглядно-информационные (папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», присутствие родителей во время адаптационного периода в группе и укороченное время пребывания ребенка в группе в этот же период). Данные формы знакомят с методами воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации, позволяют рационально оценить деятельность педагогов [1, с. 43].

Кроме традиционных форм работы с детьми, можно предложить педагогам в адаптационный период ребенка использовать: специальные адаптационные игры; музыкальные занятия на развитие движений; релаксационные игры с природным материалом (песок, вода); элементы телесной терапии (обнять, погладить); создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Очень важна в данный период жизни ребенка активная совместная деятельность педагогов и родителей, которая направлена на педагогическое просвещение родителей о данной проблеме. Для более эффективной адаптации детей, можно предложить родителям следующие рекомендации.

Режим дня должен соответствовать режиму дня дошкольной образовательной организации.

Внести в рацион питания новые для ребенка продукты и ознакомить с продуктами, которые входят в меню детского сада.

Необходимо дома ознакомить ребенка с навыками самообслуживания.

Расширять «социальный горизонт» ребенка, то есть должно в жизни ребенка присутствовать общение со сверстниками.

Прививать ребенку положительную оценку о детском саде.

Со стороны дошкольной образовательной организации необходимы тщательно подобранные формы, приемы и методы с детьми, например:

Элементы телесной терапии: расслабление мышц необходимо для их развития, т. к. нервная система получает полноценный отдых и кровообращение приходит в равновесие.

Исполнение колыбельных песен перед сном.

Релаксационные игры (песок, вода): релаксация является методом снятия стресса у ребенка и оказывает положительное влияние на здоровье детей. Основная задача игр в данный период - формирование эмоционального контакта и доверия детей к педагогу .

Таким образом, адаптационный процесс является важным периодом в жизни детей младшего дошкольного возраста. Пребывание в детском саду позволяет успешно социализироваться ребенку, овладеть навыками коммуникации, взаимодействия со сверстниками и педагогами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Успешность адаптации детей к детскому саду безусловно зависит от взрослых, окружающих ребенка в данный период. От слаженной работы педагогов и родителей, их профессионализма, компетентности в данном вопросе и даже, неравнодушного отношения к детским проблемам, зависит полноценное и своевременное психическое и физическое развитие ребенка.

Список литературы

1. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / авт.-сост. Е. А. Долженко [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Долженко. – Волгоград : Учитель, 2015, - 124 с.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 352 с.

3. Летвинова, О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О. Э. Летвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 160 с.

4. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера / / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2014, - 200 с.

Просмотров работы: 8