Профилактика Интернет-зависимости у подростков - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Профилактика Интернет-зависимости у подростков

Селуянов А.В. 1
1УлГПУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В век технологий Интернет становится важным фактором, в работе и функционировании современного общества. В данной статье рассматривается профилактика Интернет-зависимости, как социальной проблемы современных подростков. Раскрываются понятия Интернет-зависимости у подростков, как ее распознать, какие меры нужно предпринять для ее предотвращения, где возможна ее профилактика, кроме школы. Какие рекомендации возможны, чтобы избежать Интернет-зависимости.

Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, Интернет-зависимость у подростков, профилактика.

За последние время компьютеры, гаджеты и глобальная сеть Интернет стабильно вошли в нашу повседневную жизнь. Новые технологии привели к изменению информационного пространства современного общества, новый уровень предоставления информации, быстрое и удобное предоставления информации привело к изменениям ее содержания и объема. Однако кроме положительной стороны, появляется отрицательная сторона инновационного века. С ростом новых цифрового развития, появляется и рост интернет-зависимых людей, а именно подростков. Интернет-зависимость – это новая сложная проблема, которая требует подробного научного изучения с разных точек зрения. Анализ научных работ показывает, что проблемы интернет-зависимого поведения подростков изучаются в рамках психологии, социальной педагогики (Е. А. Войскунский, М. Гриффинс, А. Е. Жичкина, М. С. Иванов, Е. И. Изотова), медицины (Т. Ю. Бальбот, М. Н. Степанова, Л. Н. Юрьева, К. Янг). Благодаря этим исследованиям, на сегодняшний день появились условия, позволяющие сделать теоретическое и практическое обоснование проблемы интернет-зависимости у несовершеннолетних в рамках педагогики. На данный момент педагогическая наука оказывает содействие семье, личности подростка через профилактические методы по выявлению Интернет-зависимости и ее предотвращения. Расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом. Предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующее:

использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 годах вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается с 2000 года [7].

В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник по интернет-зависимости. В него были включены и переводы полных текстов докладов основных зарубежных исследователей этой проблемы. Для более конкретного исследования изучения темы необходимо дать ряд определений:

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти [8].

Профилактика:

1) совокупность мер по предотвращению чего-либо;

2) система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [3, с. 33].

Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [3, с. 34]. Современный ученый И. В. Бурлаков выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику:

- Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

- Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

- Третичная профилактика имеет отношение к людям с патологической зависимостью и призвана способствовать предотвращению срывов в период ремиссии. [2, с.39]

Интернет-зависимость подростков — это один из видов аддиктивного поведения в современном обществе [1]. Разные социальные институты изучают регулирование данного поведения личности. Общество может влиять на данное поведение через правовые санкции, социальную поддержку медицинскую и психологическую помощь. В соответствии со спецификой аддиктивного поведения учёные выделяют следующие принципы психопрофилактической работы:

 комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

 адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

массовость (приоритет групповых форм работы);

 позитивность информации;

 минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

максимальная активность личности;

 устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения) [6].

Для выявления интернет-зависимости среди подростков учащихся в лицейских классах в ФГБОУ Ульяновском Государственном Педагогическом Университете г.Ульяновск было проведено исследование среди учащихся 10-11 классов в количестве 45 человек. Диагностика обнаружила, что 82,2 % опрошенных много времени посвящают Интернету, а у 2 % тестируемых ярко выражены симптомы интернет-зависимости. Опробованная в системе профилактической работы диагностика по первичной профилактике интернет-зависимости среди подростков показала, что процент детей, имеющих признаки зависимого поведения, снизился с 91,1 до 82,2 %. Благодаря использованию учебно-воспитательных приемов были достигнуты положительные результаты, направленные на сохранение психологической безопасности образовательной среды и творческого подхода в решении данной проблемы. Для домашней профилактики интернет-зависимости ученые рекомендуют родителям следующие советы: контролировать время, проводимое ребенком в сети Интернет; показывать личный положительный пример, важно, чтобы родители вели контроль и за своими словами, чтобы слова и их действия не были противоречивы, иначе домашняя профилактика будет безрезультатна. И если родители регламентируют время своего ребенка на социальные сети, например, не больше часа в социальных сетях, то и сами не должны посещать их по пять-шесть часов. Родители могут постараться помочь подростку раскрыть для него положительные возможности Интернета — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, созданием сайтов в интернете, займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Для этого желательна помощь профессионального взрослого, который разбирается в этой области и может помочь овладеть этими навыками, но он не должен критиковать подростка и запрещать ему что-то, он должен вежливо объяснить, что это не для него, если это вредно или запрещено. Постепенно уменьшать время посещения социальных сетей, объяснив, что Интернет не право на свободный выбор, а привилегия, поэтому взаимодействие с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать посещение в социальных сетях нельзя. Если у ребенка есть характерность к интерент-зависимости, он может проводить в сети два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами. Предложить подростку новые занятия для времяпровождения. Составить для него список дел, которыми можно заняться в свободное время, и возможно они его заинтересуют. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (спортивные игры, походы в аквапарк, кино, на природу, игра в шахматы и т. д.). Обязательно, обращать внимание на игры, в которые играют подростки, так как некоторые из них могут стать причиной аддиктивного поведения: бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.      Обсуждать игры вместе с ребенком, тем самым научить ребенка критически к ним относится, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. Отдавайте предпочтение развивающим играм. В случаях, если все эти действия будут бесполезны и ребенок будет продолжать проводить много времени за компьютером, то родителям стоит обратиться к специализированным психологам, для применения дальнейших мер, чтобы ситуация не усугубилась.

Таким образом, за поведением детей нужно следить как дома, так и за его пределами. В случае, если у подростка наблюдается интернет-зависимость, его не нужно резко лишать доступа к сети, нужно постепенно его отвлекать от этого заболевания, находить ему новые полезные занятия, чтобы это не отразилось на его психики. Сегодня из-за этой проблемы профилактику интерент-зависимости нужно проводить, раз в полгода для своевременного предотвращения этой проблемы.

Литература:

1. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 480 с. ISBN 978–5-89145–025–7

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009. 528 с.

3. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З. В. Коробкина, В. А. Попов. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.

4. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов, М. В. Данилова, Т. В. Егорова и др.; под ред. В. А. Попова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с. (Сер. Бакалавриат).

5. Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. 1991. N 14. С. 27–39.

6. Коптелова Н. И., Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 970-973. — URL https://moluch.ru/archive/104/24470/ (дата обращения: 31.01.2018)

7. ВойскунскийА Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М. 2002. С. 235-250

8. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29

Просмотров работы: 77