Психологическая характеристика суицидального риска в подростковом возрасте - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психологическая характеристика суицидального риска в подростковом возрасте

Пунинская Ю.Н. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самоубийство является не частым событием в период до 12 лет, резко увеличиваясь в возрастном промежутке 12—14 лет и достигая высокого уровня в старшем подростковом возрасте. Подростковый возраст трактуется психологами (Л.И. Божович, Г.Крайг, И.В.Шаповаленко и др.) как кризисный период, акцентируя его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для взаимодействующих с ним взрослых [4], [7], [13].

А.Е Личко считает, что бурные гормональные изменения подросткового периода создают условия для актуализации ряда генетически обусловленных изменений. В результате на пубертатный период приходится обострение эндогенных психических заболеваний. Ситуация усугубляется явлениями «эпохальной акселерации», проявившейся во второй половине XX века. Половое созревание у подростков теперь начинается на 1-2 года раньше, а физическая зрелость наступает у девушек к 16-17 годам (раньше это было 18-20 лет), а у юношей к 17-19 годам (раньше это было 23 - 25 лет) [8].

Исследования Сосюкало О. Д., Большаков А. Г., Кашникова А. А. показали, что сексуальная активность у подростков проявляется онанизмом или ранним началом половой жизни. У современных подростков-мальчиков уровень тестостерона в 13 лет достигает уровня развития 16 - летних юношей, развивающихся нормально. Подростковый период часто сопровождается ярко выраженными вегетативно-эндокринными дисфункциями (нарушениями сна, учащенным сердцебиением, потливостью, повышение аппетита и т.д.). Это в свою очередь обостряет аффективные проявления у подростков: эмоциональные всплески, конфликтность, немотивированные перепады настроения. Специалисты выявили, что психические расстройства у подростков-акселератов встречаются чаще, чем в общей популяции [11].

В. И. Мельникова и В. П. Шишулин считают, что инфантилизм (задержка сексуального и физического развития) так же может служить благоприятной почвой для таких нервно-психических расстройств как конституциональная психопатия, шизофрения. Физический инфантилизм сопровождается психологической незрелостью: капризностью, несформированностью волевых качеств, ответственности, самостоятельности, «детскостью интересов». Инфантилизм способствует формированию психопатий и акцентуаций характера. Чаще встречаются конформная, неустойчивая, истероидная и лабильно-истероидная акцентуации характера.

Изучением психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте занимался А.Е. Личко. Он утверждал, что акцентуации характера — это проявление крайних вариантов нормы, которые выражаются в «заострении» отдельных черт характера. При этом возникает уязвимость в отношении определенных психогенных факторов при нормальной и даже высокой устойчивости к другим. А.Е. Личко выделяет несколько типов психопатий и акцентуаций характера. В своих работах он дает развернутую характеристику проявлений акцентуаций в детском возрасте, в подростковом возрасте, а так же анализирует «ахиллесову пяту» каждой акцентуации и те социально - психологические условия, при которых возникают серьезные неблагоприятные последствия. А.Е. Личко проводил свои исследования в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, и его выводы обосновываются клиническими описаниями случаев неудавшихся суицидов подростков. А созданный А.Е. Личко совместно с Н.Я. Ивановым «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» выявляет не только психопатии и акцентуации характера, но и сопряженные с ними риски депрессии, применения наркотиков, истинных и демонстративных суицидов [6].

Э.Эриксон оценивает подростковое поведение как «кризис идентичности». С позиции Эриксона в старшем подростковом возрасте происходит «распад детского Я» и формирование «взрослого Я». Процесс этот трудный, но необходимый.

Другой представитель психоаналитического направления G. Nissen (1971) считает, что помимо «кризиса идентичности» в подростковый период актуализируется «кризис авторитета». Кризис авторитета – это последствие «эдипового комплекса», характеризуемого З.Фрейдом как протест мальчика против отца. В распространенных в наше время неполных семьях или в полных семьях со «слабым отцом» мужской авторитет отсутствует, и протест подростка распространяется на всех взрослых людей. Проявлениями «кризиса авторитета» может быть побеги из дома, попадание в асоциальные компании сверстников и, как следствие, риск суицида [19].

И.В. Шаповаленко отмечает ряд условий для попадания подростка под влияние неблагоприятных влияний среды: становление характера, формирование новых интересов и социальных отношений, переход от полной зависимости к самостоятельности. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях провоцируют частые конфликты с учителями и родителями, приводят подростков к протестному и асоциальному поведению. Сензитивность к оценке своих способностей, внешности сочетается у подростков с черствостью, пренебрежением в отношениях с другими людьми, особенно взрослыми. В подростковом возрасте наблюдаются поведенческие характеристики, которые могут при определенных условиях привести к суицидальным проявлениям. Социальными детерминантами формирования риска суицида является: мелочный контроль и гиперопека со стороны родителей, игнорирование желаний и интересов подростка, высокомерное отношение [13].

А.Е.Личко считает, что негативное поведение подростка обостряется при истероидной и шизоидной психопатии, а так же при акцентуациях характера: гипертимной и шизоидной. При гипертимной акцентуации подросток нетерпим к критике со стороны взрослого, склонен к нарушению правил и запретов. При шизоидной акцентуации подросток замкнут и упрям, а реакция эмансипации иногда приобретает вычурные формы: забота родителей оценивается как желание «лишить воли», а запрет на ночные прогулки приводит к агрессивным реакциям [8].

Вторым характерным поведением в подростковом возрасте, как отмечает И.В. Шаповаленко, является стремление к группированию со сверстниками. В референтной группе подросток удовлетворяет потребность в общении, принятии. При определенных условиях, прежде всего безнадзорности, педагогической запущенности ребенка, подросток может оказаться в асоциальной группе. Статистика свидетельствует, что подавляющее количество правонарушений подростки совершают в группе [13].

Третьим ярким проявлением подросткового возраста является реакция увлечения (хобби-реакция). Азартные игры, спорт, коллекционирование, стремление занять лидерские позиции, больше свойственны мальчикам. Увлечения, благодаря которым удается привлечь к себе внимание окружающих (танцы, пение, участие в драмкружках и самодеятельности, эпатажная одежда и поведение.), более типичны для девочек. Интеллектуально - эстетические занятия, характеризующие интерес к какому-либо школьному предмету или явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут быть свойственны как мальчикам, так и девочкам. Хобби может быть своеобразным способом отвлечься, переключиться, забыть о проблемах. Увлечения подростков могут приводить к серьезным нарушениям поведения: забрасывается учеба, работа, подвергается опасности жизнь и благополучие. Экстремальноемолодежное движение «зацеперов», проезд на крышах, подножках, других выступающих частях электропоездов возникло на фоне стремления подростков выделиться из толпы, проверить свои силы, почувствовать адреналиновый всплеск. В связи с огромным риском для жизни, организаторы групп «зацеперов» занимаются пропагандой суицида среди подростков. То же самое можно сказать и о сравнительно недавних трагических событиях в среде российских подростков после вовлечения в группы смерти «Синий кит», «Разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом» [13].

А.Г.Амбрумова, Е.Г.Трайнина, Н.А. Ратинова сообщают о случаях завершенных самоубийств среди 16-18-летних подрост­ков, происшедших в отсутствие явных психотравмирующих си­туаций и конфликтов. Согласно проведенным исследованиям, все изученные самоубийцы в прошлом периодически, с целью получения "острых ощущений", сознательно, путем сдавлива­ния обеих общих сонных артерий, вызывали у себя обморочное состояние .

А.Е. Личко считает, что важную роль в жизни подростка начинает играть сексуальное влечение. В силу большой силы и отсутствия опыта сексуальные влечения часто приобретают отклоняющиеся формы: онанизм, ранняя половая жизнь, петтинг, подростковый гомосексуализм, сексуальная демонстративность, аутоагрессивные реакции при проблемах с лицами противоположного пола и др. [8].

Для подросткового возраста характерна так же так называемая «реакция имитации». Для подростков образцами для подражания служат актеры, музыканты, спортсмены. Подросток выбирает кумиром для подражания человека достигшего определенного успеха в той области, в которой сам ребенок хочет само реализоваться. Причиной серьезных проблем может стать подражание отрицательным, асоциальным персонажам. Преступное, агрессивное поведение подталкивает подростка к деструктивным проявлениям: воровству, алкоголизму, наркомании, суициду.

Увеличение числа суицидов после самоубийства известного человека специалисты называют «эффектом Вертера». Вертер – герой романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера» покончил жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. После выхода в свет книги по Европе прошла волна самоубийств молодежи. В середине 70-х годов прошлого века «эффект» или «синдром Вертера» вывел американский социолог Дэвид Филипс. Он доказал, что после одного громкого самоубийства следуют другие - «подражательные».

В нашей стране после сообщения в СМИ о самоубийстве лидера солиста молодежной поп-группы Игоря Сорина несколько девочек-подростков свели счеты с жизнью.

Многие исследователи (А.Г. Амбрумова, Е.М. Врно, А.Е. Войскунский А.Е. Личко, О.В. Смыслова, В.М. Ялтонский и др.) отмечают, что серьезную проблему, провоцирующую суицидальный риск, составляют подростковые зависимости или аддикции [2], [3], [8], [10].

Аддиктивное поведение (склонность, пагубная привычка) – это одна из форм отклоняющегося поведения человека, которая проявляется в навязчивой потребности в чем-то или в ком-то в целях адаптации. Аддиктивное поведение может применяться подростками для импульсивной эмоциональной разрядки и в дальнейшем приводит к дискомфорту. Наличие аддиктивного поведения связано с нарушением определенных моментов адаптации ребенка в социуме и проявляется в форме: зависимости от Интернета и компьютерных игр, химической зависимости (наркотики, алкоголь, токсические вещества, курение), проблемы пищевого поведения (переедание или отказ от еды), религиозные аддикции (вовлеченность в деструктивные секты), сексуальная зависимость [10].

Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова изучали Интернет-зависимость современных подростков. Интернет-зависимость – сложная психологическая проблема, имеющая сложную структуру и развивающаяся как форма зависимости от какой-либо формы деятельности в сети: общение, проверка почты и т.д. Анонимность личности и привлекательная простота общения в виртуальной реальности нередко чрезмерно увлекают, заставляя человека забыть о текущих проблемах [3].

Мотивами формирования химической зависимости у подростков может стать поиск новых ярких ощущений. Иногда употребление алкоголя и наркотиков – своеобразная форма протеста подростка против норм и ценностей общества. Неблагоприятные жизненные обстоятельства могут привести подростка в деликвентную группу «уличных» сверстников и там алкоголь и наркотики становятся средством «стать своим», избавиться от внутреннего напряжения, тяжелых мыслей о проблемах. Исследования подтверждают, что именно в подростковом и юношеском возрасте начинает формироваться устойчивая алкогольная зависимость. Так по данным Ф.Г. Углова взрослые, злоупотребляющие алкоголем, в 31,8% случаев начали употреблять спиртное в 10 лет, а в 64,4% - в возрасте 11- 15 лет. [12].

Т.Д. Лоскучерявая, В.П. Медведев, Л.А. Чернова в исследовании поднимают вопрос о росте числа подростков с нарушениями пищевого поведения. Нервной анорексией страдает 1 % девушек-подростков, а булимия встречается - у 5%. Среди факторов риска нарушений пищевого поведения специалисты называют:

1. Генетические факторы

2. Биологические факторы

3. Семейные факторы (наличие в семье больных нервной анорексией или булимией)

4. Личностные факторы (перфекционистски - обессивный тип личности)

5. Факторы культуры (проживание в стране, где худоба – главный критерий женской красоты)

6. Стрессовые события – смерть близкого человека, друга, физическое или сексуальное насилие.

7. Возрастной фактор (подростки, не уверенные в своем будущем находят утешение в еде, а при анорексии худое тело – это достижение поставленной цели) [9].

Л. В. Романов, Д. Г. Трунов считают, что серьезной проблемой стало распространение на территории России большого количества религиозных сект. Социально-экономические проблемы, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, ценностная дезориентация, одиночество побуждают часть наших сограждан искать прибежище в религии: традиционных верованиях и сектах. Подростки особенно восприимчивы к влиянию новых религиозных учений. Сказывается стремление подростка к познанию глубинных вопросов жизни и смерти, поиску новых ощущений. Деструктивные секты, используя различные методы манипулирования сознанием, воздействия психотропными веществами, откровенную ложь и насилие заставляют полностью подчиняться попавшего в секту подростка. Последствия пребывания в деструктивной секте самые плачевные: потеря связи с родными людьми, потеря свободной воли и контроля над жизнью, чувство вины и страха, тревожность и депрессия, искаженное восприятие реальности, суицидальное мышление. Вовлечение в деструктивные секты происходит на фоне неблагоприятной ситуации в семье подростка, одиночества и неудовлетворенности своим существованием, приводящим к уходу из дома.

Грубое вмешательство взрослых в проявление первых любовных взаимоотношений у подростков так же могут привести к неблагоприятным последствиям и суицидальному поведению. В Японии известны, так называемые, самоубийства от люб­ви - синьжу. Молодые люди, влюбленные друг в друга и не имеющие возможности обрести счастье в этой жизни (по разным обстоятельствам: несогласие родителей, материальное неблагополучие и т.п.), надеются на другую загробную жизнь, в которой соединятся с любимым существом.

Исследования Ю.Р. Вагина доказывают, что сексуальная зависимость у подростков может проявляться в нескольких видах:

1. Это могут быть чисто сексуальные отношения, когда под­ростки не столько "занимаются сексом", сколько "играют в секс".

2. Между подростками могут существовать и дружеские отношения, которые могут вырастать из сексуальных отношений или перерастать в них.

3. И между подростками может существовать любовь, когда, исходя из определения, другому человеку хочется дать больше, чем от него взять.

Самый неблагоприятный вариант, когда подросток (особенно девушка) прочно фиксирует навязанный стереотип: любовь-дружба-секс и не может вырваться из порочного круга взаимоотношений [5].

Г. Крайг считает, что мысли о суициде у подростка возникают и в результате совершения асоциальных деяний: вандализма, магазинных краж, изнасилований и убийств. Лица до 16-18 лет, совершившие уголовное деяние, называются несовершеннолетними преступниками или деликвентами. По статистике в США на молодежь до 18 лет приходится более 50% тяжких и особо тяжких преступлений. Деликвентность обеспечивает подростку реализацию актуальных для него потребностей: в свободе и автономии, принятии группой сверстников, самоуважении, рискованном поведении [7].

Таким образом, можно обозначить следующие психологические характеристики суицидального риска подростков: бурные гормональные и социальные изменения, в результате которых обостряются психопатии и акцентуации характера, агрессивность и сексуальные влечения, поиск смысла жизни и кризис идентичности, подростковый негативизм и реакция эмансипации. Особенно опасными в плане возникновения истинных или демонстративных попыток суицида у подростков являются аддикции (наркотики, алкоголь, анорексия и булимия, секс и деструктивные секты) и деликвентное поведение (вандализм, магазинные кражи, изнасилования и убийства).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Адлер А. О стремлении к превосходству. - М.: Астер-Х, 2017. – 44с.

Амбрумова А.Г., Врно Е.М., Комарова Л.Э. Суицидальное поведение в ряду других девиаций подростков // Комплексные исследования в суидологии. Сб. научных трудов, М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1986.- с.52-64.

Бабаева Ю.Д. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра", 2000. – с. 11-39

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1968. - 464 с.

Вагин Ю.Р. Авитальная активность: злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков / Ю.Р. Вагин; Департамент образования науки Администрации Перм. обл. Перм. гос. мед. акад. - Пермь : Изд-во ПРИПИТ, 2001 - 292 с.

Иванов Н.Я., Личко А.Е. «Патохарактерологический опросник для подростков»: Методическое пособие. Серия: Выпуск 10. – М.: Фолиум, 1995.- 64с.

Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей) – Изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: «Медицина», 1985. – 416с.

Лоскучерявая Т.Д., Медведев В.П., Чернова Л.А. Нарушение пищевого поведения у подростков: Учебное пособие. – СПб.: Изд. Дом СПб МАПО, 2010. – 58с.

Сирота Н.А, Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебное пособие. — М.: Академия, 2003. — 176 с.

Сосюкало О. Д., Большаков А. Г., Кашникова А. А. О влиянии фактора акселерации на формирование клинической картины шизофрении у подростков //Невропатология и психиатрия, 1978, т. 78, вып. 10, с. 1523—1527.

Трунов Д. Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996, № 4, с. 60-65.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Веасhler J. Suicides. New York: Basic Books, 1979. P. 66.

Bowlby, J. The making and breaking of affectional bonds / J. Bowlby // Tavistock.—L., 1979.

Caplan, G. Principles of Preventive Psychiatry / G. Caplan. – N.Y.: Basic Books, 1964.

Kennedy D.B. Social control, crime prevention, and the police / D.B. Kennedy // Security Journal. - 1995. - №6. - P. 163-170.

Lester, D. (1992-1993). The stigma against dying and suicidal patients: a replication of Richard Kalish’s study twenty-five years later. Omega, 26, 71-75.

Nissen G. Depression in childhood and abolescence. Triangle, 1982, vol. 21, N 2/3, p. 77—83.

Ozsvath, K. Are there any particularities of the suicidal behavior in Hungary / K. Ozsvath // Suicide : Biopsychosocial Approaches : Book of Abstracts. Athens, 1996. - P. 26.

Просмотров работы: 8