К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Берендяева В.А. 1, Николаева Л.В. 1
1СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процессы глобализации и интеграции, социокультурные явления современного мира характеризуют не только развитие общества, но и ведут к некоторым проблемам. В настоящее время мир испытывает рост агрессии, непонимания и отчуждения, распространяются насильственные способы решения социально-политических, этнических проблем. С экранов телевизоров мы видим войны, конфликты, теракты в разных точках планеты, толпы беженцев. Все эти негативные реалии современности разрушают картину мира и ценностные ориентации детей и молодежи и нацеливают на поиск адекватных методов профилактики экстремизма и национализма.

Большое значение имеет поликультурное образование, нацеленное на формирование толерантности у современной молодежи.

Россия - многонациональное государство. В ее состав входят 88 регионов субъектов федерации. Из них 32 региона являются национально-административными образованиями с полиэтническим составом населения. Разнообразие этносов, проживающих в Российской Федерации, сложные процессы самоидентификации народов, миграция населения требуют от участников межкультурных контактов навыков межкультурного общения и толерантности.

РС (Якутия) является самым крупным регионом Российской Федерации. Отличительными особенностями региона являются огромная территория, составляющая 3 083 523 км², отдаленность друг от друга населенных пунктов, суровые климатические условия, зимние морозы, полярные ночи на Севере, резко-континентальный климат, зависимость человека от природы и др. Все эти факторы обусловили особенности уклада жизни народа, отраженных в этнокультурных традициях и менталитете народа саха.

Республика Саха (Якутия) входит в состав Дальневосточного федерального округа и является одним из исторически сложившихся поликультурных регионов России, где веками вместе живут и трудятся представители свыше 129 народов. Исконными представителями населения республики являются коренные северные народности – якуты, чукчи, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы. По данным переписи 2010 г. в Якутии проживают 958129 человек, из них 129 человек разных национальностей: саха – 466492 (48,7%), русские – 353649 (37,0%), эвенки – 21008 (2,2%), эвены – 15071 (1,6%), долганы – 1906 (0,2%), юкагиры – 1281 (0,13%), чукчи – 970 (0,07%) и др.

Особенность социолингвистической ситуации в Республике Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации состоит в том, что наряду с русским государственным языком является также родной язык – якутский. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – пять официальных языков – эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский и долганский [5].

Таким образом, в настоящий момент в современном поликультурном российском обществе проблема формирования толерантности особенно актуальна.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить научно-понятийный аппарат проблемы толерантности. По данной проблеме мы ознакомились с трудами А.Г.Асмолова, В.А.Лекторского, В.С.Библера, Р.Р.Валитова, Бетти Э.Риэрдон, В.А.Тишкова и др.

В целом, под толерантностью обычно понимают терпимость людей по отношению друг к другу – то, чего сейчас в целом не хватает в нашем обществе. Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения и особенности [4]. Начиная с дошкольного возраста важно воспитывать в детях толерантность как личное качество, практику поведения и социальную обязанность.

Для изучения вопроса о толерантности студентов вуза нами проведено социально-диагностическое исследование студентов кафедры дошкольного образования СВФУ на основе комплекса социологических, социально-психологических подходов [1, с.8].

Для социально-диагностического исследования нами были выбраны следующие характеристики:

- степень проявленного дружелюбия по отношению к сверстникам (когнитивный уровень социальной установки)

- одобрение той или иной поведенческой стратегии (эмоциональный уровень социальной установки);

- умение понимать другого (коммуникативные навыки [1, с.9].

Первая диагностика направлена на выявление толерантного отношения к своим сверстникам. Тест содержит вопрос «Стал бы ты дружить со сверстником:

- другой национальности……………да нет не знаю

- гораздо богаче тебя…………………да нет не знаю

- гораздо беднее тебя………………...да нет не знаю

- из глубокой провинции……………да нет не знаю

- который учится намного хуже тебя…да нет не знаю

- который учится намного лучше тебя……да нет не знаю

- имеющий не такие, как твои, взгляды на жизнь…..да нет не знаю

Результаты показали, что большинство студентов толерантны к своим сверстникам, но есть 5% студентов, которые проявляют отсутствие толерантности к сверстникам. отличающимся от них самих.

Вторая диагностика «Одобряемый тип поведения» (эмоциональный уровень социальной установки, также характеризующий степень толерантности личности).

Тест №2. Давай поиграем: Предлагается несколько игровых ситуаций. Отвечайте на вопросы, ориентируясь только на свои личные решения и чувства.

Ты – в сказке «Винни-пух». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (Винни-пуха, Пятачка, Ослика, Тигра и др.)

- Дай определение –характеристику иыбранному тобой персонажу: он какой?

Ты – в сказке «Маугли». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (Маугли, Тигра Шерхана, пантеры Багиры, вожака волчьей стаи Акелы, Удава

- Дай определение –характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?

В результате мы получили следующие одобряемые типы поведения спокойное -46,7%;активное без агрессии - 49,3%;агрессивное -4%.

2а. Ты – в мультфильме «НУ. Погоди!». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (волка, зайца)

- Дай определение –характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?

3 диагностика «Мир вокруг меня». Студенты отвечали на вопрос «Как тебе кажется, тот реальный мир, в котором ты живешь, он какой? Подчеркни подходящую тебе позицию [2]

- Дружелюбный-недружелюбный-не знаю

- приятный-неприятный-не знаю

- ласковый-неласкоый-не знаю

- хороший-плохой-не знаю

- справедливый-несправедливый-не знаю

- добрый-злой-не знаю

Почему тебе так кажется? Напиши.

В результате выявлено: целиком положительные реакции у 57,7% студентов, резко отрицательные -0%, скорее положительные, чем отрицательные - 23,3%, скорее отрицательные, чем положительные -6,3 %, неопределенные реакции - 12,7%.

4 диагностика «Тест коммуникативной толерантности» [1,с.25]. Результаты показали, что у 60 % студентов - -высокий уровень толерантности; у 30 % - средняя степень толерантности; у 10 % студентов - низкая степень толерантности.

5. Анализ интерпретационных навыков студентов. Тест №5. «Интерпретация любимой в раннем детстве книги, а также – недавно прочитанной книги. Вспомни свои впечатления.

- Какая книга была для тебя самой любимой в раннем детстве:

- Попробуй при помощи нескольких фраз передать главное в содержании этой книги?

- Кто из героев этой книги тебе особенно понравился?

- Какую книгу ты считаешь самой интересной среди прочитанных в последнее время?

- Попробуй при помощи нескольких фраз передать главное в содержании этой книги?

- Кто из героев книги тебе особенно нравится? Почему?

В зависимости от степени адекватного понимания и интерпретирования главных целей и мотивов обсуждаемого материала Т.М. Дридзе различает адекватные интерпретации, частично адекватные и неадекватные [1, с.31]. Адекватные интерпретации выявлены у 60% студентов. У 30% частично адекватные, и 10% относятся к неадекватным интерпретациям.

При этом, обнаружено, что студенты с адекватными интерпретациями – более толерантны по сравнению с остальными. В их речи представлена позитивная лексика, они одобряют активный, но без агрессии тип поведения. Например, в сказке «Маугли» они выбирают для себя роль Багиры или Акелы, защитников Маугли. В сказке «Винни-пух» выбирают роль веселого Тигра. В мультфильме «Ну. Погоди!» ни с кем себя не отождествляют.

Студенты, проявившие навыки неадекватного интерпретирования, одобряют спокойный тип поведения (Заяц, Пятачок). Агрессивное поведение одобрили студенты, имеющие неадекватные и частично адекватные навыки интерпретирования (выбрали Шерхана, Волка).

Таким образом, 10% студентов не проявляют толерантные качества и позиции.

В современном образовании всегда есть потребность в теоретическом обосновании и практической разработке методики воспитания культуры межнационального общения, соизмеримый с общечеловеческими духовными ценностями [5]

Мы являемся будущими педагогами дошкольного образования, и должны формировать основы толерантности у детей дошкольного возраста, мы сами, в первую очередь, должны быть толерантными и способными формировать ее у детей. Мы разработали модель культуры толерантности студента и программу тренинга «Толерантность как норма жизни» для студентов кафедры дошкольного образования.

Модель состоит из 3 этапов: когнитивный (информационное обеспечение), эмоционально-волевой (формирование субъект-субъектных отношений), поведенческий этап (развитие навыков толерантного взаимодействия).

Цель программы тренинга – развитие толерантной культуры студента, будущего педагога».

В программу тренинга входят психотехнические упражнения, направленные на формирование уважения и понимания другой личности, на акцентирование нравственных ценностей поликультурного общества, что должно составить основание «культуры мира».

Тематика тренинговых занятий: «Уроки доброты и понимания», «Межкультурный диалог», «Я и мой сверстник», «Любимые герои, их поступки», «Моя картина мира» «Международный день толерантности». В основе воспитания культуры мира лежат ценности мира, прав человека, демократии и, самое главное, толерантности [3].

Таким образом, цель воспитания толерантности- формирование готовности личности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Укоренение в образовательных учреждениях духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности – значимый вклад в развитие культуры мира на Земле. Будущие педагоги дошкольного образования должны впитать в себя ценности поликультурного образования, чтобы нести ее детям.

Список литературы

1. Адамьянц, Т.З. Диалог как основа толерантности. – М.: ИС РАН, 2005. – 80 с.

2.Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие. М., 2005

3. Дети и проблемы толерантности. Сборник научно-методических материалов / Отв. ред. Т.З.Адамьянц. – Москва, 2003.

4.Николаева Л.В., Слепцова Г.Н. Теоретические основы формирования толерантности личности//Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16860 (дата обращения: 27.02.2018).

5. Ядрихинская, Л.С. Традиции и опыт воспитания культуры межнационального общения в социуме//Воспитание поликультурной личности: проблемы, поиски, решения. Сборник материалов Всеросс.НПК.- Якутск: Изд.АГИИК. – 200 с.

Просмотров работы: 3