Теоретико-практические аспекты совершенствования содержания методической работы педагога профессионального обучения в процессе преподавания художественных дисциплин - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Теоретико-практические аспекты совершенствования содержания методической работы педагога профессионального обучения в процессе преподавания художественных дисциплин

Полывянова А.Р. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной психолого-педагогической литературе исследуются различные аспекты профессиональной деятельности, но наиболее менее изученным остается вопрос теоретико-практических аспектов совершенствования содержания методической работы педагога профессионального обучения в процессе преподавания художественных дисциплин. Проблеме повышения педагогической квалификации преподавателя дисциплин художественно-эстетического направления, в целом, уделялось большое внимание в трудах С. П.Баранова, М. Я. Басова, Б. 3.Вульфова, Д. М. Гришина, А. Н.Зевиной, Г. М. Коджаспировой, Н. Д.Никандрова, JL Ф. Спирина. Аспекты саморазвития и профессионального роста - педагога изучались Т. Ю. Коровиной, А. К. Марковой, JL М. Митиной, P. X.Шакуровым. Изучение профессионального и личностного саморазвития тесно взаимосвязано с изучением внешних и внутренних факторов развития, системы мотивации. Мотивы образуют движущую силу человеческой активности, определяют характер деятельности, направляют поведение человека к реализации поставленных целей и задач (В. И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, С. JI.Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, П. М.Якобсон).

Следовательно, цель исследования в данной статье: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогическую модель профессионального совершенствования преподавателя изобразительного искусства в системе методических центров.

Задачами исследования теоретико-практических аспектов совершенствования содержания методической работы педагога профессионального обучения в процессе преподавания художественных дисциплин являются:

1. Проведение системного анализа философских, психолого-педагогических, искусствоведческих, методических трудов по проблеме профессионального совершенствования педагогов искусства.

2. Выявление современных концептуальных подходов к повышению профессиональной квалификации педагогов изобразительного искусства в истории и практике отечественного художественного образования и на этой основе дать теоретическое обоснование модели профессионального совершенствования - преподавателей изобразительного искусства в методических центрах.

3. Определение наиболее значимых условий эффективной реализации обоснованной модели; выявить принципы организации и структурные составляющие образовательного пространства методического центра; обосновать факторы педагогического потенциала данной структуры.

4. На основании обобщения результатов опытной апробации модели создать научно-методические рекомендации, раскрывающие условия и описывающие процесс профессионального совершенствования преподавателей изобразительного искусства в системе методических центров.

В настоящее время особенно активно идут поиски новых форм, подходов, технологий осуществления сложного многокомпонентного процесса профессионального совершенствования по художественно-эстетическому направлению. Это связано с тем, что, как отмечают исследователи проблемы (С. Г. Вершловский, А. Н. Волковский, И. А. Колесникова, И. В. Крупина, М. М. Левина, А. Е. Марон, В. А. Сластенин и др.), в традиционной модели повышения квалификации, нацеленной на обеспечение функционирования системы образования в целом - и преподавателей, в частности, наблюдается недостаточная, систематизация организации процесса освоения образовательных технологий; отсутствие преемственности в работе со слушателями; преобладающий информационно-инструктивный, личностно-отчужденный характер взаимодействия с ними.

Одним из актуальных направлений данного процесса является профессиональное совершенствование педагогов искусства. В основе профессионального совершенствования лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Между тем учеными не был затронут такой аспект деятельности преподавателя, например изобразительного искусства, как его профессиональное совершенствование в методических центрах, являющихся одной из наиболее динамичных современных структур послевузовского образования. Приоритетными направлениями послевузовской подготовки в методических центрах являются создание особого пространства педагогического общения для выявления и раскрытия творческой индивидуальности; активная работа с молодыми специалистами; освоение инновационных педагогических технологий и навыков проектных форм работы и др.

Такая разноплановая работа обеспечивает всестороннее профессиональное совершенствование преподавателей изобразительного искусства, позволяя им расширять методический, искусствоведческий, профессиональный кругозор; связывать полученные теоретические знания с практической педагогической работой; объединять преподавателей в единый коллектив, что способствует взаимообмену накопленным педагогическим опытом. Особенно значима в этом случае работа с молодыми специалистами.

Анализ практики повышения квалификации преподавателей изобразительного искусства и дисциплин художественно-эстетического направления, изучение состояния непрерывного образования педагогических кадров дают основание заключить, что на данном этапе функционирования системы повышения квалификации существует ряд недостатков: преобладание лекционных форм работы; ограниченность учебных часов и финансирования; недостаточная подготовленность специалистов к совершенствованию своего профессионального мастерства на основе творческого усвоения дисциплин; неупорядоченность системы самообразования; не разработанность проблем повышения квалификации специалистов в послекурсовой период.

Научная, новизна исследования. Концептуально обоснованы теоретические аспекты создания - модели профессионального совершенствования преподавателя изобразительного искусства, эффективность которой определяется взаимодействием таких сфер, как профессиональное развитие на основе активизации педагогического и художественного творчества преподавателя, освоения современных педагогических технологий и методов обучения разным видам пластических искусств в их взаимосвязи; ценностное развитие, включающее повышение мотивации педагогического творчества и профессионального роста, и саморазвитие, основанное на повышении потребности в самосовершенствовании в личном и профессиональном плане, усилении педагогической рефлексии.

Выделены эффективные условия профессионального совершенствования преподавателей изобразительного искусства в системе методических центров (активное вовлечение педагогов в выставочную и конкурсную деятельность; создание условий для взаимообмена педагогическим (в его теоретическом и практическом аспектах) и эстетическим опытом; организация пространства активного педагогического общения для раскрытия творческой индивидуальности каждого педагога). Обоснован потенциал педагогического руководства этим процессом, включающий такие аспекты взаимодействия центра с педагогами, как фронтальная (интерактивные технологии), групповая (проектные технологии), индивидуальная работа (инновационные технологии творческого роста педагогов).

Выявлено, что свойственная деятельности методиста полифункциональность (программирование, проектирование, диагностирование) определяет развивающее влияние на педагогов, стимулирует их стремление к постоянному профессиональному совершенствованию. Теоретически и методически обоснованы содержание, структура и основные принципы модели профессионального совершенствования преподавателей изобразительного искусства в системе методических центров: связь теоретических знаний с практикой, создание на занятиях условий для роста потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии; соответствие содержания курсов повышения квалификации требованиям к подготовке преподавателя в области современных педагогических технологий, поддержка свободного выбора преподавателем педагогической технологии и раскрытия на этой основе собственной - творческой индивидуальности.

В данном контексте существенной представляется проблема профессионального мастерства преподавателей художественно-эстетических дисциплин. Только педагог, стремящийся к совершенствованию собственного художественно-педагогического сознания, способен адекватно и эффективно строить процесс изобразительного развития учеников. Для этого преподаватель должен владеть высоким уровнем профессионального мастерства, который складывается из следующих составляющих: способности к самостоятельному педагогическому творчеству, саморазвитию, освоению инновационных педагогических технологий, владению научно-аналитическим мышлением, хорошей изобразительной школой.

В целом, было доказано, что стремление к профессиональному совершенствованию позволяет преподавателю не только разрабатывать авторские программы, но и организовывать эффективный обмен художественно-педагогическим и методическим опытом работы с другими преподавателями, активно участвовать в научно-исследовательской деятельности.

Процесс профессионального совершенствования как область дополнительной профессиональной подготовки педагогических кадров необходимо формировать на основе современных теорий художественного образования. Он должен быть ориентирован на повышение мотивации профессиональной деятельности преподавателя и формирование свободы проявления педагогического творчества, на раскрытие его педагогической индивидуальности и субъектно-личностного отношения к искусству. В основе работы с педагогическими кадрами должны лежать дидактические принципы работы, формирование потребности в непрерывном самообразовании преподавателя изобразительного искусства.

Одним из наиболее значимых условий эффективности профессионального совершенствования в системе методических центров является неукоснительное соблюдение следующих принципов:

• опора на современные теории художественного образования, ориентированные на повышение мотивации профессиональной деятельности и формирование свободы проявления педагогического творчества;

• личностно-ориентированный подход к каждому преподавателю, создающий условия для раскрытия его педагогической индивидуальности и роста потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии;

• целостность художественной, педагогической и психологической подготовки, соответствующей теоретической и практической подготовки преподавателя в области современных педагогических технологий, в том числе проектных технологий, выставочной деятельности, интеграции и взаимодействия искусств;

• моделирование содержания учебных планов на основе использования интерактивных технологий обучения преподавателя.

Доказано, что в процессе профессионального совершенствования преподаватель изобразительного искусства проходит несколько уровней: от базовых (приращение предметных знаний и умений: учитель-художник; освоение педагогического мастерства: учитель-психолог) до интегрированных (расширение теоретического базиса; учитель-исследователь; обогащение педагогического опыта; учитель-организатор). Ведущими критериями интегрированных уровней являются научно-педагогическая эрудиция и теоретическая подготовленность, открытость к обмену педагогическим и эстетическим опытом, развитая педагогическая рефлексия, устойчивая мотивация на педагогическое творчество.

Литература:

1 Баранов П.А. Накопительная система как условие эффективности повышения квалификации педагогических кадров//Преподавание истории и обществознания,2007,№2

2 Барышникова М.Ю. О моделях повышения квалификации специалистов образования//Вопросы образования,2005,№3

3 Балашов М.Е. Совершенствование профессиональной культуры преподавателя художественно-эстетического цикла в последипломном образовании. Дисс.канд.пед.наук. С-Пб.,2000

Просмотров работы: 15