Образовательный проект "Во саду ли в огороде" - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Образовательный проект "Во саду ли в огороде"

Клеймёнова В.А. 1, Хлупина Н.О. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экологическое образование дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у детей представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как-то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с ФГОС общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с ФГОС дошкольного образования, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Цель: систематизация представлений об овощах и фруктах у детей 4-5.

Задачи:

- сформировать у детей представления об овощах и фруктах;

- учить различать овощи и фрукты по цвету, форме, месту произрастания;

- развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний об овощах и фруктах.

Для реализации проекта предполагаются следующие этапы:

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный

-Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

-Диагностические задания для детей на выявление первоначального уровня представлений об овощах и фруктах
(Приложения 1)

-Анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей 4-5 лет в детском саду и его осуществления в семье.
(Приложения 2)

Январь 2018 г. - долгосрочный этап

Педагоги ДОУ, дети среднего дошкольного возраста

Основной

Пополнение предметно-развивающей среды:

-Внесение пластмассовых муляжей овощей и фруктов, дидактических игр «Овощи и фрукты», «Дары лета» (Приложения 3)

Совместная работа родителей и детей:
- Заучивание с ребенком стихотворения (загадок) об овощах и фруктах (Приложения 4);
- Работа с родителями Консультация «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах» (Приложения 5)

Организованная образовательная деятельность

-ООД по речевому развитию «Овощи и фрукты - полезные продукты» (Приложение 6)
-ООД по экологическому развитию «Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты!» (Приложение 7)
-ООД чтению по художественной литературы «В гостях у сказки «Репка» (Приложение 8)
-ООД Игра-сказка «Фрукты и овощи» (Приложение 9)
-ООД Овощи и фрукты-герои сказок (Приложение 10)

Совместная работа воспитателя и ребенка в ходе режимных моментов:
-Проектная деятельность для детей 4-5 лет «Чудо луковое» (Приложение 11)
-Трудовая деятельность для детей средней группы труд в природе
-Эксперимент – наблюдение за ростом лука
-Дидактические игры и упражнения на закрепление знаний о фруктах (Приложение 12)
-Чтение сказки «Фруктоград»
-Чтение сказки «Спор овощей»
-Чтение сказки «Мудрая груша»

Февраль - Апрель 2018 г. - долгосрочный этап

Педагоги ДОУ, дети среднего дошкольного возраста

Заключительный

-Конкурс сочинения познавательной сказки экологического содержания родителей и детей

Март 2018 года - краткосрочный этап

Педагоги ДОУ, дети среднего дошкольного возраста

Ожидаемые результаты:

1. Закреплены знания детей об овощах и фруктах, их многообразии, сортах и местах произрастания;

2. Умеют различать овощи и фрукты по цвету, форме, месту произрастания;
3. Получили опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний об овощах и фруктах.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? (Подчеркнуть или дописать)

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

б. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду:

«Воздух в вашей квартире»

1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:

а) чистый;

б) грязный;

в) не знаю.

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире? Да / Нет

3. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

4. Сколько у вас комнатных растений?

5. Часто ли вы проветриваете помещение:

а) регулярно;

б) изредка;

в) не обращаю на это внимание.

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

а) каждый день;

б) раз неделю по выходным;

в) другие варианты.

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:

а) мебели - Да / Нет;

б) обоев - Да / Нет;

в) ковров - Да / Нет.

8. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

8. Как очищаете воздух в квартире?

«Экология и курение»

1. Сколько человек в вашей семье курят?

2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?

3. Если вы не курите, считает ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?

Да\ Нет

4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?

Да\ Нет

5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей?

Да\ Нет

Приложение 2

Диагностическое задание

Цель. Выявить представления об овощах и фруктах.

Материал. Кукла Незнайка. Муляжи овощей (репа, морковь, огурец, помидор, капуста, картофель) и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан) или картинки с их изображением. По две корзинки на каждого ребенка.

Инструкция к проведению

Задание дети могут выполнять индивидуально или по подгруппам. Одновременно могут участвовать до пяти ребят. Дети сидят за отдельными столами. Воспитатель фиксирует результаты задания.

Взрослый раскладывает перед детьми муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением и говорит: «Незнайка просит помочь ему рассортировать овощи и фрукты». Предлагает детям взять по две корзинки и сложить в одну корзинку овощи, в другую - фрукты.

Незнайка задает каждому ребенку вопросы:

- Почему ты считаешь, что морковь, помидор и картофель - это овощи, а яблоко, груша и слива - это фрукты?

- Где растут овощи, а где растут фрукты?

- Как можно употреблять эти овощи и фрукты в пищу? Что можно из них приготовить.

Оценка результатов

Высокий уровень. Ребенок без особого труда сортирует представленные муляжи или картинки с изображением овощей и фруктов. Знает их названия и характерные признаки. Знает, где растут овощи, а где растут фрукты. Знает, как можно употреблять в пищу данные овощи и фрукты

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при определении овощей и фруктов. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки овощей и фруктов, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос: «Где растут овощи, а где растут фрукты». Иногда затрудняется сказать как отдельные овощи и фрукты можно употреблять в пищу.

Уровень ниже среднего. Ребенок допускает частые ошибки при сортировке овощей и фруктов. Затрудняется называть их характерные признаки. Не знает, где растут овощи и где растут фрукты. Затрудняется сказать, как отдельные овощи и фрукты можно употреблять в пищу.

Приложение 4

Загадки про овощи и фрукты

Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий...

Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий...

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь, мякоть красную поешь.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за мяч?

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет...

На шнурочке-стебелёчке
Сладких ягод груда
На большое блюдо.

Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюмом к нам домой.

Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

Приложение 5

Консультация для родителей на тему: «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах»

О пользе овощей и фруктов знают все. Их биологическая ценность для организма неоспорима. Овощи и фрукты не обладают большой энергетической ценностью, но являются поставщиками важнейших нутриентов, от которых напрямую зависит здоровье человека. Кроме того, овощи и фрукты имеют превосходный вкус и аромат, никакая другая еда не приносит большего удовольствия и пользы. Это настоящий подарок природы, позволяющий обеспечить организм жизненно необходимыми полезными веществами.

Сегодня давайте выясним, какие самые распространенные мифы существуют о фруктах и овощах, и попытаемся их развеять.

Миф № 1: Фрукты и овощи в свежем виде более питательны, нежели измельченные и замороженные

Правда: В замороженном виде овощи и фрукты не менее питательны свежих. В измельченном виде они упаковываются и подвергаются заморозке непосредственно сразу же после сбора. Благодаря специальным современным технологиям в таких продуктах питания сохраняется большинство полезных веществ.

Миф № 2: Ананасы, грейпфруты, сельдерей, капуста, кофе и некоторые другие продукты сжигают жир и снижают вес

Правда: Нет таких продуктов. Некоторые фрукты, овощи и даже кофеин действительно способны ускорят скорость метаболизма (то есть скорость, с которой организм сжигает калории или энергию), но лишь на некоторое время. Сами по себе же они не являются природными жиросжигателями, в каком большом количестве вы бы их не употребляли.

Миф № 3: В моркови содержится много сахара

Правда: Одна чашка сырой моркови равна 52 ккал и 12 граммам углеводов, причем половина из них – простые сахара, а остальные полезная для организму клетчатка и сложные сахара. Сахар в моркови идет как бы «в комплекте» с огромным количеством витаминов и минералов (бета-каротином, витамином А, фалкаринолом и др.) и уж совсем не является вредным для фигуры.

Миф № 4: Салат Айсберг совершенно бесполезный продукт

Правда: Многие думают, что этот салат – трава травой, но это не так. Айсберг – настоящий кладезь полезных веществ. В одной чашке салата содержится 20 % суточной нормы кальция, 15 % - витамина А и более 90 % - витамина В9.

Миф № 5: От картофеля толстеют

Правда: Если вы запечете одну картофелину и съешьте ее, то она прибавит вам всего 161 ккал и 4 грамма клетчатки. К тому же, в охлажденной приготовленной картошке присутствует резистентный крахмал, который играет свою важную роль в похудении. Главное – это следить за размером съедаемых порций и отказаться от картошки в жаренном виде и фри.

Миф № 6: Кукуруза – это сплошные углеводы

Правда: Да, это так, но углеводы в ней самые «высококачественные», то есть сложные. Так, один большой початок кукурузы содержит 15 % суточной дозы клетчатки. Кроме того, зернышки этого продукта богаты фруктозой, витаминами группы В, лютеином и зеаксантином, обеспечивающие «взгляд как у орла».

Миф № 7: Фруктовые соки низкокалорийные

Правда: Фруктовые соки, хоть и обеспечивают наш организм необходимыми витаминами и минералами, весьма калорийны. Современный человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, медицина предлагает нам самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях. Однако не будем забывать, здоровье – это то, что едим мы и наши дети.

Здоровье и питание детей неразрывно связано. Всё больше число детей отчаянно борются с собственным весом. Многие дети имеют повышенный уровень холестерина, такой, который врачи ожидали бы найти у их располневших родителей. Когда научные исследователи смотрят на состояние детских артерий, то они обнаруживают ранние стадии артериальных повреждений, которые являются первыми признаками того, что у ребёнка случится сердечный приступ.

Правильное, рационально организованное питание детей влияет не только на физическое состояние ребёнка, но и на его нервно – психическое развитие. Здоровое питание также является важным условием хорошей успеваемости ребёнка в школе. Обычно, дети, которые питаются правильно и качественной пищей растут быстро и хорошо учатся в школе. Что входит в состав продуктов, которыми вы кормите ребёнка? Полезны ли они в его возрасте? Каким должен быть режим питания в той или иной ситуации? Включая по телевизору какую – нибудь детскую программу, практически невозможно избежать атаки бесконечной рекламы, пропагандирующей продукты для «лёгкого перекуса». А ведь перед этой продукцией зачастую родители не могут устоять, не говоря уже об их детях. Какой бы завлекательной ни была реклама, в какие бы пёстрые коробочки ни упаковывали товар, не забывайте – питание детей должно быть натуральным!

Пища помогает ребёнку расти. Он растёт с самого рождения до юности. Еда даёт ему необходимую энергию.

Ребёнку необходимы различные виды энергии, которая образуется путём сжигания продуктов питания. Растущему организму ребёнка нужна энергия для жизнедеятельности мозга и нервов. Продукты питания – это топливо для энергии, энергия ведёт к активной жизнедеятельности и выработке тепла, которое используется нашим телом для функционирования всех органов и систем.

Питание влияет на внешность ребёнка. Здоровый блеск волос первый признак правильного питания, так как волосы на 98 % состоят из белка. Поэтому употребление необходимого количества белков способствует улучшению волос, их вида и роста. Также как и волосы, ногти и кожа требуют употребление витаминов и белков, их состояние - индикатор правильности питания вашего ребёнка.

Какие же продукты необходимо употреблять в питании детям и чем богаты эти продукты?

Овощи: содержат витамин С, бета-каротин, железо, кальций, клетчатку. Особенно богаты ими тёмно- зелёные овощи с листьями.

Фрукты: содержат витамин С и бета-каротин, большое количество пищевого волокна. Цельные фрукты предпочтительнее.

Цельные зёрна: входят рис, хлеб, макароны, кукуруза, просо, ячмень, гречневая крупа.

Цельные зёрна содержат большое количество пищевого волокна и других сложных углеводов, белка, витамина В и цинка.

Бобовые: горох, бобы, чечевица богаты источником клетчатки, белка, железа, кальция, цинка и витамина В.

Приятного аппетита и здоровья Вам и вашим деткам!

Приложение 6

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Цели и задачи:

систематизировать представления детей о фруктах и овощах;

учить выделять характерные признаки овощей и фруктов;

закрепить знания о месте их произрастания;

познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов;

продолжать воспитывать благодарные чувства к природе.

Материал: плакаты с изображением дерева и грядки, картинки овощей и фруктов, овощи и фрукты (натуральные), кастрюли, корзинки, муляжи фруктов и овощей, чудесный мешочек.

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап:

Ребята, я знаю, что вы очень любите играть, но что бы сегодня игра началась, надо попробовать отгадать, о чём мы будем сегодня говорить. Я вам предлагаю игру:

«Доскажи словечко»

(Воспитатель говорит начало слова, а дети добавляют конец слова.)

Воспитатель: огу-

Дети: рец.

Воспитатель: поми-

Дети: дор.

Воспитатель: как назвать всё это одним словом?

Дети: овощи.

Воспитатель: правильно, ребята. Играем дальше. Ябло-

Дети: ко.

Воспитатель: апель-

Дети: син.

Воспитатель:
Поисковый этап:

Как назвать всё это одним словом?

Дети: это фрукты.

Воспитатель:

Овощи и фрукты - полезные продукты. Почему так говорят?

Дети:

Овощи вкусные, в овощах и фруктах много витаминов.

Воспитатель:

Правильно, ребята, вы сказали. Овощи и фрукты - очень полезные продукты. Я предлагаю их внимательно рассмотреть; какого они цвета, какой формы.

Дети рассматривают овощи и фрукты на подносе.

Воспитатель предлагает игру:

«Чудесный мешочек».

(Каждый ребёнок пробует определить на ощупь что ему досталось; фрукт или овощ.)

Воспитатель:

Ребята, а где же растут все эти замечательные овощи и фрукты?

Дети:

Овощи растут на огороде, а фрукты в саду.

Воспитатель:

Правильно, ребята, овощи растут на грядке в огороде.

(Воспитатель показывает макет грядки.)

Фрукты растут в саду на фруктовых деревьях.

(Воспитатель показывает макет дерева.)

Практический этап:
Игра «Что где растёт»

Воспитатель:

Сейчас ко мне выйдут ребята, у меня на столике лежат карточки с овощами и фруктами, но они все перемешались и ваша задача их разделить. Овощи мы отправим куда? (дети отвечают-на грядку, а фрукты мы отправим куда? (дети отвечают-на дерево)

Дети поочерёдно располагают свои карточки; кто на грядке, кто на фруктовом дереве в саду.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами узнали что такое фрукты и что такое овощи, узнали где они растут. А теперь давайте вспомним, что же можно приготовить из овощей, а что из фруктов. Сейчас мы с вами поиграем в игру:

«Поварята»

Воспитатель:

На столиках стоят кастрюли, ваша задача приготовить блюдо из овощей и фруктов, а когда вы приготовите их мы вспомним, что ещё можно сварить из овощей и фруктов, и перечислить состав блюда.

После приготовления дети называют блюда из овощей и фруктов (если затрудняются помогает воспитатель).

Молодцы ребята, из вас вырастут настоящие поварята.

Воспитатель:

У меня есть ещё одно задание. Так как вы уже узнали что такое овощи и фрукты, вам нужно помочь дедушке убрать фрукты с грядки и разложить урожай по корзинам.

Презентация «Овощи и фрукты»

Рефлексивно-оценочный этап:

Ребята, мы сегодня с вами хорошо поиграли, вспомнили о том, что овощи и фрукты очень полезны, а сколько вкусных блюд приготовили. Вы теперь знаете, что у фруктов и овощей есть форма, цвет, запах. А самое главное мы узнали, что овощи и фрукты - полезные продукты.

И в заключении нашего занятия мы посмотрим мультфильмы про овощи и фрукты.

Приложение 7

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию «Овощи, ягоды и фрукты -витаминные продукты»

Цель: закрепление представлений детей о пользе фруктов, ягод и овощей как об основных природных источниках витаминов и минеральных веществ, их значении для организма.

Задачи:

- систематизировать знания детей об овощах и фруктах как витаминосодержащих продуктах;

- рассказать детям об их оздоровительном влиянии на организм человека, а именно, какие органы и системы человека они укрепляют.

Используемые приемы и методы: путешествие на «Остров Здоровья», беседа - обсуждение, чтение стихотворения, дидактическая игра, отгадывание загадок и кроссворда, тематические физкультурные паузы.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально-художественная.

Материалы и оборудование: ткань, цветная пленка, цветные кубики с изображением фруктов, ягод и овощей; названия станций витаминов А,Б,С; сундучок с сюрпризом; фонограмма «Чунга – чанга»; корзина, муляжи фруктов, ягод и овощей; листы с заданиями; письмо – «Советы Обезьянке от Айболита»; фишки красного, синего и белого цвета; кроссворд.

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап:

На полу нарисован «Остров здоровья» (из ткани, цветной пленки и пр.). Педагог предлагает детям стать жителями «Острова здоровья»: - Мы будем – сильными, здоровыми, умными, подвижными и пр. Чтобы стать жителями этого острова нужно знать и соблюдать основные правила «Острова».

- Посмотрите, на «Острове» растет пальма, а на ней кокосы, давайте их рассмотрим (при рассмотрении выяснилось, что внутри кокосов есть картинки с различными заданиями):

1. «Скажи по – другому»:

Суп из овощей – овощной суп.

Салат из моркови - … .

Сок из апельсинов - … .

Джем из малины - … .

Варенье из клюквы - … .

2. «Сделано из фруктов»:

Джем – фруктовый;

Мороженое - … ;

Начинка - …;

Пирог - … .

3. «Это правда или нет?»

Яблоки и лимоны – фрукты.

На обед часто готовят суп из смородины и малины.

Спелая редиска падает с веток на землю.

Из помидоров делают томатный сок.

Замечательный компот получается из огурцов, если выкапывать их зелёными.

Медведь любит лакомиться лесной малиной.

Все любят душистое варение из лука.

Поисковый этап:

Появляется охающая обезьянка. Дети интересуются, что с ней случилось.

- У меня болит живот ох-ох-ох.

Я не знаю от чего ох-ох-ох.

Помогите мне ребятки ох-ох-ох

Дети рассуждают, от чего у обезьяны мог разболеться живот (переела, не помыла продукты питания, ела грязными лапками, плохо пережевывала пищу и торопилась).

Педагог и дети объясняют обезьянке, чтобы не болел живот нужно соблюдать гигиену питания:

- Мыть руки перед едой с мылом;

- Тщательно промывать овощи, фрукты и ягоды;

- Тщательно пережевывать пищу;

- Нельзя переедать.

Дети спрашивают обезьянку:

- Ты запомнила правила? (раскладываются карточки с изображением правильной и неправильной гигиены питания, обезьянка выбирает карточки).

Обезьянка: Какие вы умные, а на нашем «Острове Здоровья» есть станции, которые называются «Витаминия». Я слышала, что кто доберется до этих станций, получит сундук с сюрпризом, но до этого сундука могут добраться только самые умные, самые находчивые жители «Острова Здоровья». Мне очень хочется получить сундук. Ребята помогите, пожалуйста. Но, сначала надо узнать, что такое витамины и где они находятся?

Дети:

- Витамины – это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими и здоровыми.

Много витаминов содержится во фруктах и овощах, ягодах, а так же в других продуктах питания. Если ребенок получает мало витаминов, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт.

Практический этап:

Обезьянка: Отправляемся в путь.

1 станция: Витамин «А»

Игра «В каком продукте встречается

На столе лежат картинки в перевёрнутом виде с изображением тех овощей, фруктов и ягод, где содержится витамин А. Дети по очереди берут картинки, выставляют на мольберт, называют продукт и рассказывают о нём всё, что знают

(определяют, что это, в каких блюдах встречается, чем они полезны).

Дети выставляют картинки: помидор, вишня, яблоко (красное, персик, абрикос и т. д.

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением моркови и предлагает детям рассказать о нём всё, что они знают. (Рассказ ребёнка о моркови.)

Воспитатель: Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

Гимнастика для глаз

1. Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их. Повторить 4-6 раз.

2. Погладить в течение одной минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

3. Делать круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо –

вверх – налево – вниз. Повторить 10 раз.

4. Вытянуть вперёд руку. Следить взглядом за пальцем, медленно, приближая

его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. Повторить 5 раз.

Вывод: Витамин «А» - витамин роста и зрения, содержится в моркови, а также в капусте, помидоре, перце, петрушке, зелёном луке, щавеле, абрикосе, салате, шпинате, плодах шиповника. Запомните, что тот, кто ест эти продукты – быстро растет и хорошо видит.

2 станция: Витамин «Б»

Загадки. Отгадывание кроссворда.

Загадки читают заранее подготовленные дети. Дети выбирают картинку – отгадку и выставляют на мольберт, объясняя свой выбор. Воспитатель заполняет кроссворд.

1. Пока рос, он был зелёным. 6. Сверху зелено, внизу красно,

Вырос – покраснел. В землю вросло.

(помидор) (свекла)

2. Как надела сто рубах, 7. Прежде, чем мы его съели,

Захрустела на зубах. Все наплакаться успели.

(капуста) (лук)

3. На грядке длинный и зелёный, 8. Расту в земле на грядке я,

А в кадке жёлтый и зелёный. Красная, длинная, сладкая.

(огурец) (морковь)

4. Светло-зелёный, блестящий бочок 9. Щёки розовые, нос белый,

Солнцу подставил крепыш ….(Кабачок) В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

5. Маленький, горький, луку брат. Вся на солнышке она.

(чеснок) (редис)

Вывод: Витамины группы «В» очень важны для работы головного мозга и всего организма. Витамин содержится в свекле, редиске, зелени салата, зелёном горошке, тыкве,

в бананах, грушах, гранате, землянике.

3 станция: Витамин «С»

- Чем полезен витамин «С»?

Витамин «С» защищает организм от различных болезней, укрепляет кровеносные сосуды. Витамин «С» содержится во всех овощах, фруктах и ягодах. Ну а больше витамина «С» в ягодах чёрной смородины, плодах шиповника, лимона, апельсина, квашеной капусте, чесноке и луке.

Воспитатель: А про лук даже поговорка есть:

“Лук – здоровья друг”.

– Кто может объяснить значение этой поговорки?

А теперь давайте соберём “Витаминную корзину” – в корзину класть только те продукты, в состав которых входит витамин «С».

Игра «Соедини витамин с продуктами»:

Дети выбирают себе пару, подходят к столу. Каждая пара берт 1 лист и соединяет букву с продуктами, в которых есть витамины «А», «В», «С».

Обезьянка:

- Ребята, как вы считаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего?

Дети: летом, осенью.

– Почему? /рассуждения детей/

– А в другое время года?

(чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витамины – таблетки продаются в аптеке, можно вырастить зелень на подоконнике)

Обезьянка:

- Это последняя станция «Витаминии», надо поискать сундук.

Нашли сундук, в нём лежит письмо от Айболита и бананы.

Советы Обезьянке от доктора Айболита:

Если хочешь быть здоров, не бояться докторов,

Ешь побольше ягод, овощей и фруктов –

Самых витаминных продуктов.

При простуде надо пить чай с малиной.

От насморка полезен свёкольный сок.

При кашле пьют настой редьки с медом.

От головной боли помогает избавиться капустный лист.

Не заболеть гриппом помогает лук и чеснок.

Ребёнок: Витамины - просто чудо!

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

Обезьяна благодарит детей за помощь, за полученные знания и угощает их бананами. Звучит песня «Чунга – Чанга». Дети угощаются.

Рефлексия: Никогда не унываем,

И улыбка на лице,

Потому что принимаем

Витамины А, В, С.

Рефлексивно-оценочный этап:

- А наше с вами путешествие подошло к концу. Где мы с вами побывали сегодня? Что вам больше всего понравилось? /Ответы детей. /

Ребята, мне тоже было с вами очень интересно путешествовать.

Кому было очень интересно – возьмите фишку красного цвета.

Понравилось, но не всё – синего цвета, не понравилось – белого цвета.

Приложение 8

Конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе «В гостях у сказки «Репка»

Цель: развитие речи и познавательного интереса, а также желания помогать и выполнять просьбу других.

Задачи:

развивать и совершенствовать речь детей; мелкую моторику рук; координацию движений при выполнении двигательных действий

учить распознавать и называть виды овощей и фруктов; домашних и диких животных, птиц;

продолжать знакомить детей с различными жанрами художественных произведений; с предметами, явлениями, событиями, описанными словами; с цветами и их оттенками;

Материалы и оборудование:

Ковролин, вырезанные фигуры персонажей из сказки «Репка», аудиозапись с голосом персонажа из сказки (дающим задания для детей, наборы фруктов, овощей, домашних и диких животных, птиц, корзины, карточки с изображением домашнего подворья и лесной полянки, геометрические фигуры (бусинки) заданного цвета, формы, размера, лоточки, шнурочки.


Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап:

В. Ребята мы с вами в течение года много занимались, но больше всего вам нравилось слушать сказки. Вот и сегодня мы побываем в очень известной и любимой сказке. Название сказки вы должны отгадать:

Мышка, Кошка, собака Жучка,

А ещё озорная Внучка.

Деду с Бабой помогли,

Что – то с грядки извлекли?

Д. Репка

В. Хотите увидеть своими глазами, как развивались события в сказке,

(Да) тогда нам пора в сказку, произнесём заклинание:

Мы в ладоши хлопнем,

Мы три раза топнем,

Вокруг повернёмся,

За руки возьмёмся,

Дружно скажем: «Ах!»

Поисковый этап:

И окажемся в гостях.

(открывается ковролин с сюжетом из сказки)

Давайте присядем на стульчики и будем наблюдать за сказкой.

Бабка с Дедкой дружно жили,

Вместе репку посадили.

Выросла она большая,

В-о-о-о-т такая!

Высотой – до крыши дома!

Шириной – с пол-огорода!

Репка скоро созревает,

А как вытащить не знают!

Очень круглые бока,

Не хватается рука.

Осенила мысль тут Дедку,

Я за хвостик дерну репку!

Ухватился Дед за репку.

Тянет - потянет… вытянуть не может!

Нет, не вышло ничего!

Нужно бы позвать еще,

На подмогу хоть кого.

Очень вкусной была репка,

Раз в земле сидела крепко.

Бабка! Брось свои блины,

И скорее выходи,

Дернуть репку помоги!

(на ковролин выставляется фигурка «Бабки» и звучит голос с записи)

Практический этап:

Бабка. Перепутала я Дед, когда утро, а когда обед, все дела стоят на месте. Были бы ребята молодцы, если бы Бабке помогли!

В. Ребята наша помощь нужна! Давайте поможем Бабке с Дедом. (Да)

Д/И. «Части суток»

Сутки

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

Дальше, дальше день бежит,

Нам пословица гласит:

-Долог день до вечера,

Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам - вкусный ужин.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она:

Наблюдает - все ли

Улеглись в постели?

закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем - спокойной ночи!

От утра и до утра

Сутки знает детвора.

Н. Григорьева

Бабка. Молодцы, всё объяснили, пойду деду помогать. (звучит голос с записи)

В. Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут… вытянуть не могут! Бабка, внучку стала звать, а она в ответ:

(на ковролин выставляется фигурка «Внучки» и звучит голос с записи)

Внучка. «Не готов у меня обед! Кошка с Жучкой играли, корзины с овощами и фруктами рассыпали, всё смешали. Что в салат, а что в компот, кто поможет, разберёт?

Ребята поможете?

Дети: Да

В. Конечно поможем, проходите, ребята к столам, здесь насыпаны овощи и фрукты, вы должны разложить их по разным корзинам.

Игр. /упр. «Разложи по корзинам».

Внучка: Молодцы быстро справились! (звучит голос с записи)

В. Побежала внучка помогать!

Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут… вытянуть не могут!

Внучка кличет Жучку!

Жучка! Ну-ка помогай!

Зря хвостом тут не виляй!

Лучше уж зубами,

За подол меня хватай!

(на ковролин выставляется фигурка «Жучки» и звучит голос с записи)

Жучка. Я бы помогла, да очень занята. Дед велел животных кормить и сторожить, а я не знаю, кому что давать, кого охранять, кого со двора гнать! Вот если ребята, помогут, расскажут мне всё про животных, я тут же к вам прибегу?

В. Надо Жучке помогать. Давайте объясним Жучке, какие же животные бывают? И чем они питаются?

Д/И. «Дикие и домашние животные».

Предполагаемые ответы детей.

В. Вот Жучка, ребята всё рассказали о животных, можешь идти помогать Деду.

Ухватилась Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут… вытянуть не могут!

Жучка вспомнила, про Кошку:

Ну-ка Кошка, слезь с печи,

Хватит греть свои бока,

Да лизать сметану зря.

Дернуть репку помоги!

(на ковролин выставляется фигурка «Кошки» и звучит голос с записи)

Кошка. Слезла я с печи, только лапы затекли, мне бы размяться, да с ребятами поиграть, а за тем уж помогать.

В. Нам ребята тоже нужно размяться, заодно и Кошке поможем.

«Разминка»

На разминке весело шагаем. (Ходьба на месте.)

Чтоб головка не болела,

вправо-влево ей вращаем. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки. (Спинку прогнуть, поочерёдное вращение плечами.)

А теперь конец разминке.

В. Молодцы, хорошо размялись, Кошка побежала помогать. Ухватилась Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут… вытянуть не могут! Позвала Кошка Мышку:

Мышка! Хоть ты и мала,

Это, право, не беда,

Помощь всякая нужна!

Ну-ка Мышка, не зевай,

Репку дернуть помогай!

(на ковролин выставляется фигурка «Мышки» и звучит голос с записи)

Мышка. Мне самой помощь нужна, играла я бабушкиными бусами, перекусила случайно ниточку, бусинки рассыпались. Помогите мне ребята бусинки по цвету и форме разобрать, и на ниточку собрать.

Игровое упражнение «Бабушкины бусы».

В. Давайте сядем за столы и поможем Мышке собрать бусы на шнурок.

У вас в лоточках, есть заготовки бусинок они разного цвета и разной формы, я буду называть форму и цвет бусинки, а вы должны найти эту бусинку и нанизать её на шнурок.

1. Треугольник – красный, большой.

2. Круг - синий, маленький.

3. Квадрат – жёлтый, большой.

4. Круг – зелёный, маленький.

5. Треугольник – оранжевый, большой.

Работу свою закончили, бусы Мышка получила, отправилась на помощь всем.

Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут, вытянули репку!

Все герои: Спасибо вам ребята за помощь.

(на ковролине выставлены фигурки всех персонажей и звучит голос с записи)

В. Вместе репку все тащили,

Только дружбой победили! И мы в сторонке не стояли,

Всем героям помогали,

Трудно было – все устали! А теперь пора нам в группу.

Выходите ко мне, встаньте по - удобней, и давайте произнесём заклинание, что бы вернуться в группу:

Мы в ладоши хлопнем,

Мы три раза топнем,

Вокруг повернёмся,

В группу назад вернёмся. (Закрыть выложенный сюжет сказки. Вот мы и вернулись.

Рефлексивно-оценочный этап:

В.- Ребята, в какой сказке мы побывали в гостях? Кто из героев помогал Деду тащить репку? Кого Дед позвал первым? Чем мы помогли Жучке? Для кого собирали бусы? Что вам понравилось больше всего?

Приложение 9

Конспект игры-сказки «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: "Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр. " - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?

Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».

- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?

Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем В войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла). Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах - названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! - заключает воспитатель.

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с жёлтым, а на третье - с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста, ярко-красный (помидор) и т. д.

Воспитатель предлагает детям распределить плоды иначе, по форме: круглые - на одно блюдо, продолговатые на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу - на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое - несладкие. Вини-Пух радуется - он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать,себе? - говорит воспитательница. - Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

Приложение 10

План-конспект "Овощи и фрукты-герои сказок"

Задачи:

-Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре

-Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге.

- Развивать образное восприятие, чувство цвета.

Материалы и оборудование: гуашь, кисть, бумага.

Методы и приемы:

- сюрпризный момент; - вопросы к детям;-показ выполнения работы;- художественное слово;- самостоятельная и практическая работа ;-рассказ детей о работе друга;- поощрение.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1

Звучит призыв «Внимание!внимание!

Начинаем рисование.

-Воспитатель приглашает детей в изостудию.

-Ребята мы свами сегодня отправимся

В чудесный огород.

-А что растет в этом огороде вы должны будете отгадать.

-Воспитатель загадывает загадки.

-1.Я вырос на грядке

Характер мой гадкий

Куда ни приду,

Всех до слез доведу (лук).

-2.У закутанных девиц

Волос ветер шевелит (кукуруза).

-3.Сто одежек и все без застежек (капуста).

4.За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая

На вкус как сахар сладкая (морковь).

5.Красное море- черные рыбки (арбуз).

6.В огороде вырастаю

А когда я созреваю,

Варят из меня томат

В щи кладут и так едят (помидор).

7.Алый сапог в земле горит.(свекла)
8. Круглый бок, жолтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?(репка)
9. Телятки гладки, привязаны к грядке.(огурцы)

-Скажите о чем были загадки?

-Правильно об овощах.А что можно приготовить из овощей?

-А теперь поиграем в игру: « Угадай, кто я, овощ или фрукт? Ребята посмотрите, что у меня нарисовано на доске? Назовите их?

- Благодаря им, мы сегодня будем рисовать овощи и.посмотрите.

-Воспитатель показывает овощи.
-Воспитатель предлагает отдохнуть.

«Овощи»

Как-то вечером на грядке 
Репа, свекла, редька, лук 
Поиграть решили в прятки, 
Но сначала встали в круг. 
Рассчитались четко тут же: 
Раз, два,три, четыре, пять. 
Прячься лучше, прячься глубже, 
Ну а ты иди искать.

Дети слышат принимают приглашение воспитателя.

Дети отгадки находят на столе.

Дети:(геометрические фигуры) квадрат, треугольник, круг, овал).

дети называют из каких геометрических фигур они состоят.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, 
в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.
Останавливаются, крутят водящего.
Разбегаются, приседают, 
водящий их ищет.

2.

-Воспитатель благодарит детей и сообщает, что мы свами сегодня будем рисовать как вы догодались овощи.Снимает салфетку со стола и предлагает рассмотреть где икак лежат овощи.

-Сообщает,что рисовать будем необычным способом, а на мятой бумаге.

-Воспитатель предлагает вместе сней нарисовать рисунок.

1. Карандашом на гладкой сухой бумаге необходимо выполнить набросок выбранного объекта. Надо постараться работать тонкими линиями - паутинками, и если есть такая необходимость в использовании ластика - делать это аккуратно, не испортив фактуру бумаги.

2. Лист с готовым карандашным наброском нужно смять, скомкать изображением внутрь, чтобы не повредить поверхность рисунка и не испачкать.

3. Аккуратно руками расправить смятый лист бумаги на столе.

4. Необходимо заранее определиться с цветовой гаммой будущей работы. Я предлагаю использовать ограниченную палитру. Колорит будущей работы будет теплым,соответственно будут преобладать цвета: зеленый,красный и желтый, голубой.. Начинайте рисовать со светлых тонов, постепенно продвигаясь к более тёмным и насыщенным. Работать лучше по слегка смоченной бумаге, так цвета будут плавно сливаться друг с другом согласно вашей задумке. Намачивать надо тот фрагмент рисунка, который предстоит сделать следующим.

5. По необходимости можно возвращаться к уже выполненным в цвете элементам рисунка для усиления светотени и добавления различных оттенков. Работая с ограниченным количеством цветов, мы концентрируемся на создании объёмного изображения, а не ломаем голову над выбором цвета. 

6. Для того чтобы выделить центр композиции, необходимо выполнить фон в более спокойных холодных тонах.

7. Поочерёдно закрашиваем овощи. Можно использовать 2 техники: рисование по заранее намоченной бумаге, а часть рисунка по сухой. На листьях крокусов я решила выполнить капельки росы.Овощи я решила оживить,тоесть превратить их живую сказку. Для этого необходимо оставить эти места непрокрашенными.

8. Для создания воздушной перспективы необходимо более тщательно проработать цветы на переднем плане. Во время работы не надо забывать о светотени. Во время выполнения работы в цвете, краска интересно стекается в созданные «трещины», создавая красивый кракелюр.

9. Пришло прорисовать глазки нашим овощам.

10.Теперь рисунок необходимо просушить и прогладить с обратной стороны при помощи утюга.

Рисунок готов. Молодцы.

Дети рассматривают и приступают к работе вместе с вомпитателем.

Дети прорисовывают детали рисунка.

3

-Воспитатель и дети вывешивают рисунки на доску «Мы творим» и предлагает рассказать о последовательности выполнения рисунка.Какую нетрадиционную технику мы использовали?

Дети рассказывают принимают оценку воспитателя.

Приложение 11

Конспект проектной деятельности для детей 4-5 лет «Чудо луковое»

Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания лука.

Задачи:

1) Формировать представления детей об особенностях внешнего вида лука.

2) Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.

3) Вызывать интерес к наблюдению за процессом роста лука.

4) Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию лука.

5) Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста лука.

Тип проекта: Исследовательско-творческий

Оборудование: Лук, иллюстрации на которых изображен лук.

Сроки:

Проблема: Во время эпидемии гриппа помощник воспитателя расставила тарелки с нарезанным луком. И у детей возник вопрос: «Почему когда начинается грипп, нужно есть лук?

Что мы про это знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнаем?

Что лук горький, полезен для здоровья, чтоб не болеть, имеет резкий запах, знаем загадку о луке.

Почему лук едят во время эпидемии? Как правильно посадить лук?

Через беседу, наблюдение, спросить у родителей, бабушек, наглядные иллюстративные материалы, чтение стихов, пословиц, поговорок в которых упоминается лук и через опыт

Конспект трудовой деятельности для детей средней группы труд в природе

Тема: «Посадка лука»

Возраст: Средняя группа

Вид труда: Труд в природе

Задачи: Совершенствовать знания детей об основных потребностях лука(свет, вода, почва).Формировать трудовые умения и навыки. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука в комнатных условиях, узнать о его пользе. Упражнять детей в правильных приемах посадки лука (посадить вниз донцем в лунку, пальцами плотно прижать землю); вызвать интерес к выращиванию лука.

Форма организации трудовой деятельности: Групповая

Методы и приемы: Беседа, объяснение, разъяснение, показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослых, поощрение промежуточных результатов, поощрение удачных способов и действий ребёнка.

Оборудование: Луковицы в мешочке, контейнер с землей для посадки лука, лейки для полива, влажные салфетки, грабельки.

Предварительная работа: Беседа о луке(посадке лука),рассматривание луковки, показ иллюстраций лука, подбор оборудования для трудовой деятельности детей.

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап:

В.- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень увлекательное и занимательное занятие. Но, чтобы узнать, какой темой будет наше сегодняшнее занятие, для начала отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает(лук).

В.- Конечно, ребята, это лук, молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о луке и попробуем с вами его посадить. Ребята, а вы знали, что лук домашний доктор – он исцелит любой недуг? Лук помогает при простудных заболеваниях(Показываю иллюстративные материалы лука). Ребята, а как можно получить лук?(Ответы детей). Правильно, можно лук посадить на грядку. Но у нас на участке нет грядок, поэтому мы будем садить лук в группе. Как же мы можем вырастить лук в группе?(Ответы детей). Конечно, ребята, мы можем лук вырастить на подоконнике.

Поисковый этап:

В.- Ребята возьмите каждый по луковице. (Вытаскиваю из мешочка по одной средней луковицы, подаю детям).Посмотрите на луковицу, ребята и скажите, какого она цвета?(Ответы детей). Какой формы, твердый или мягкий лук? (Ответы детей). Ребята посмотрите на шелуху, это «шуба» про которую говорилось в загадке, помните? А сейчас я разрежу луковицу и дам вам понюхать лук(Разрезаю луковицу пополам, подхожу к каждому ребенку, чтоб тот понюхал). Ребята, а почему у вас появились слезы?(Ответы детей).

В.- Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Лук очень горький, но и полезный, в нем много витаминов. Если лук посадить, то из него вырастут зеленые листики – стрелки. Еще в народе эти стрелки называют перо и добавляют в салат. В нем много витаминов, именно поэтому его едят во время гриппа ежедневно, чтобы вырасти большими, здоровыми, а главное не болеть. А теперь давайте немного разомнемся.

Физминутка«Овощи»

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)

Дети овощи учили: (Прыжки на месте)

Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)

Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши)

Практический этап (указания к руководству процессом труда детей):

В.-Ну что немного размялись, теперь приступим к посадке лука. Давайте пройдем к столу, вставайте все вокруг стола. Итак, сегодня я вам покажу, как надо сажать луковку в землю (Ставлю на стол контейнер наполненный землей, лейку с водой, салфетки и луковки в мешочке). Ребята, а скажите мне, пожалуйста что нужно для роста лука? (Ответы детей). Правильно земля, вода и солнце. Сейчас я вам покажу, как посадить одну луковку, а дальше по очереди будете уже вы пробовать садить. Итак, для начала нужно в земле прорыть лунку грабельками(Показываю детям, как прорыть лунку). Затем ребята, берем маленькую луковку и садим ее в нашу прорытую лунку и плотно прижимаем в землю(Достаю с мешочка луковку, показываю детям как садить ее в лунку). Потом зарываем землей нашу луковку, которую посадили в лунку, но не всю луковку зарываем землей, чтоб головка чуть была видна(Показываю детям, как зарывать землей луковку и оставляю головку луковки не зарытой). Ну и в конце поливаем(Беру лейку и поливаю посаженную луковку).

В.- Теперь ребята, я предлагаю каждому из вас посадить свою луковку.(Наблюдаю за тем, как правильно дети садят луковки, помогаю).

Рефлексивно-оценочный этап:

В.- Ребята, как хорошо у вас получилось посадить свои луковки. А теперь берем салфетки, вытираем руки и ставим наш контейнер с луковками на подоконник(Вытираю вместе с детьми руки влажными салфетками и ставлю на подоконник контейнер). Вы большие молодцы! И вот когда наш лук вырастит, мы будем кушать его зимой, чтоб не заболеть. Ребята, теперь мы будем наблюдать за луком и зарисовывать, как он растет. А теперь скажите мне, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Чем мы занимались? Вам понравилось садить луковки?

Эксперимент – наблюдение за ростом лука

Первый день наблюдения

Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.

Вопрос: Что нужно растению для роста?

(Вода, тепло и свет)

Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода  - синий круг, тепло – красный, свет – желтый

 Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для  нее созданы все условия для роста.

Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.

Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый -  наличие света.

Четвертую луковицу ставим  в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.

В первый день эксперимента,  делаем зарисовки лука, и фотографии.

Через семь дней  предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить,

какие изменения произошли с ними:

1 - я луковица

Воды стало меньше.

Появились маленькие корни.

2 – я луковица

Вода стала грязной.

3 – я луковица

На дне банки появились маленькие капельки воды.

4 – я луковица

Нет изменений.

Семнадцатый день наблюдения

1- я луковица

 листики стали выше

 корни стали больше

 воды – меньше

2 – я луковица

 вода грязная

 появился  неприятный запах

 корней нет

 зеленых листьев нет

     3 – я луковица

 появились маленькие листья

 выросли корни

 капельки воды на дне банки

4 – я луковица

 нет никаких изменений

Двадцать седьмой день наблюдения

Через двадцать семь дней видим следующие изменения:

1- я луковица

 хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука

 сильные, длинные корни, они пили много воды

  стрелки у лука выросли крепкие, зеленые и сочные

2 – я луковица

 корешки выросли, но они более слабые

 стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые

3- я луковица

 корни не появились

 ростки не выросли

 луковица стала мягкой и вялой

 вода грязная и пахнет плохо

4- я луковица

 никаких изменений не произошло

Выводы:

Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали плоды, необходимы: свет, тепло и вода.

А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада. Это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холодильнике.

Приложение 13

Дидактическая игра «Пятый лишний»

Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Дидактический материал: Карточки с изображением пяти предметов, четыре из них относятся к одной тематической группе, а пятая к какой-нибудь другой группе.

Ход игры:

Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:

1. Клубника, малина, киви, ежевика, смородина. Лишний киви потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_50570796d253f2a432a80bfe6cff2dde.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_50570796d253f2a432a80bfe6cff2dde.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET
2. Томат, баклажан, перец, картофель, банан. Лишний банан потому, что это фрукт, а остальные – овощи.

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_5f1b2f51b5afe3ffb7eb7c5dccf9ad55.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_5f1b2f51b5afe3ffb7eb7c5dccf9ad55.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET


3. Крыжовник, персик, клюква, смородина, черника. Лишний персик потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_f9357370d17fd49dc82a191aac0738f6.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_f9357370d17fd49dc82a191aac0738f6.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET


4. Киви, яблоко, груша, персик, томат. Лишний томат потому, что это овощ, а остальные – фрукты.

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_bb5c703c4cdc35d390b28d19b0cc76cd.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_bb5c703c4cdc35d390b28d19b0cc76cd.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET


5. Апельсины, яблоки, редис, лимон, банан. Лишний редис потому, что это овощ, а остальные – фрукты.

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_02445b56733c4f3edb0b16b74aed8ec2.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_02445b56733c4f3edb0b16b74aed8ec2.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET


6. Груша, редис, чеснок, огурец, капуста. Лишняя груша потому, что это фрукт, а остальные – овощи.

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_d72349d8d4e4d76139b88a1cb4ba82e4.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_d72349d8d4e4d76139b88a1cb4ba82e4.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET

 

Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.

Дидактический материал: Муляжи фруктов, овощей и ягод.
Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника).
Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.

Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»

Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей.

Дидактический материал: Картинки фруктов и овощей, картинка с огородом и картинка с садом.

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_d42f03ef09f93fa00a36a4ab31719e84.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_d42f03ef09f93fa00a36a4ab31719e84.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_3fc64525dbdd75af7e3a026099da1842.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_3fc64525dbdd75af7e3a026099da1842.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_b1540ccc155e72292d04737616aee1be.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_b1540ccc155e72292d04737616aee1be.jpg.jpg" \* MERGEFORMATINET

Ход игры: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Воспитатель даёт одному ребёнку (группе) картинку с изображением огорода, а другому ребёнку (группе) картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок (группа) у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка с изображением сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Варианты заданий:

- одна группа придумывает загадку об овощах или фруктах, а другая группа должна найти и показать отгадку на картинке;

- рассказать, что можно приготовить из овощей (фруктов).

Просмотров работы: 102