На сегодняшний день ребёнку в дошкольной образовательной организации необходимо усваивать элементарные математические представления.
Важной стороной математического развития дошкольника является формирование у него представлений о числе и счете. Счётные умения необходимы ребенку для познания окружающего мира, выполнения продуктивных видов деятельности, труда, успешного обучения в школе.
В средней группе педагог с целью формирования элементарных математических представлений может использовать сюжетно-дидактические игры, которые будут способствовать развитию личности.
Особенность сюжетно-дидактических игр заключается в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т.п.
В соответствии с примерной общеобразовательной программой Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» дети должны получить элементарные математические представления в области количества и счёта.
Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как развивающим, так и обучающим играм. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием были предложены А.А. Смоленцевой. В этих играх может быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, игровые задачи могут решаться непосредственно на основе усвоенных математических представлений и предлагаться ребенку в виде игровых правил.
Таким образом, любая сюжетно-дидактическая игра может быть использована для формирования и закрепления элементарных математических представлений.
Цель: формирование элементарных математических представлений о количестве и счёте у детей 4-5 лет в процессе игровой деятельности.
Задачи:
1. Совершенствовать умения считать до 5, сравнивать две группы предметов, изготавливать предметы и атрибуты для сюжетно-дидактической игры
2. Закреплять умения считать порядковым счетом
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
5.Создать оборудование для реализации сюжетно-дидактической игры «Магазин овощей и фруктов»
Для реализации проекта предполагаются следующие этапы:
Этапы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Подготовительный этап |
1.Анализ психолого-педагогической литературы по формированию элементарных математических представлений о количестве и счете 2.Диагностика уровня знаний детей по формированию элементарных математических представлений о количестве и счете -наблюдение за проявлением знаний по математике в игровой деятельности детей 3. Взаимодействие с родителями -родительское собрание «Формирование элементарных математических представлений»(Приложение 1) |
Январь 2018 г. - долгосрочный этап |
Педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста |
Основной этап |
Совместная образовательная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов Дидактические игры - «Счетная мозаика» (Приложение 2) -«Правильный счет» (Приложение 3) -«Сосчитай и назови» (Приложение 4) Сюжетно-дидактические игры - «Магазин игрушек» (Приложение 5) - «Магазин подарков» (Приложение 6) Проектная деятельность на тему «Магазин овощей и фруктов» (Приложение 7) Организованная образовательная деятельность (ООД) -ООД по лепке «Овощи» (Приложение 8) -ООД по лепке «Фрукты» (Приложение 9) Самостоятельная деятельность детей Настольно – печатная игра «Занимательный счет» (Приложение 10) Игра на ощупь «Угадай, сколько» (Приложение 11) Обогащение предметно-развивающей среды Муляжи овощей и фруктов Денежные средства |
Февраль - Апрель 2018 г. - долгосрочный этап |
Педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста |
Заключительный этап |
сюжетно-дидактическая игра «Магазин овощей и фруктов» (Приложение 12) |
Март 2018 года - краткосрочный этап |
Педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста |
Ожидаемые результаты
- Дети демонстрируют умения считать порядковым счетом до 5, сравнивать две группы предметов.
- Дети в ходе игровой деятельности демонстрируют умения взаимодействовать между собой, но и отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений.
- Создано оборудование в виде муляжей овощей и фруктов.
Приложение 1
Родительское собрание
«Формирование элементарных математических представлений»
На родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года. Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут ориентироваться во времени и пространстве.
Я объясняю родителям необходимость больше времени и внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия пальцами; застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом порядке.
Предлагаем родителям чаще использовать в игре с детьми счётные палочки.
Игры со счётными палочками.
Предлагаю родителям игры на развитие внимания, счета, величины, измерения, геометрических фигур, развитие логического мышления.
Памятка для родителей
«Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, а также геометрические формы (шар, куб)
3. Знать цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов, или убирать один предмет из группы с большим количеством.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
7. Ребенок должен уметь сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
8. Уметь устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания величины.
9. У детей расширяется представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро- день- вечер- ночь, знакомятся со значением слов вчера, сегодня, завтра.
10. Дети знакомятся с пространственными отношениями далеко- близко (дом стоит близко, а березка растет далеко)
Свои знания по математике ребенок должен черпать не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходят родители ребенка.
Приложение 2
Дидактическая ига «Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Материал: счетные палочки.
Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
Приложение 3
Дидактическая игра «Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Материал: мяч.
Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Приложение 4
Дидактическая игра «Сосчитай и назови»
Цель: обучение пересчитыванию количества игрушек и называть итог.
Описание: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер-сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек?» назвать последнее названное им число. Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.
Вариант. Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии).
Приложение 5
Сюжетно-дидактическая игра «Магазин игрушек»
Задачи:
1. Расширять представления детей о работе магазина. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах реальных предметов.
2. Развивать умения оперировать сразу двумя свойствами предметов: выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по 2-м свойствам; называть свойства предметов, не называя сам предмет.
3. Уметь вести продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращенных к реальному партнеру. Приучать детей четко следовать правилам игры, следить за тем, чтобы и партнеры им следовали
Материал: Столы-прилавки, на которых размещены игрушки 4 форм 2-х размеров. 2 столика кассиров, на которых размещены логические блоки Дьенеша: маленькие и большие.
Ход игры:
Ребятки, мы с вами приехали в магазин. Кто в магазине работает? Юля и Саша будут продавцами. Они нам будут продавать игрушки.
Саша вот твой товар. Какие все эти игрушки по величине? Большие или маленькие?
-большие.
-Что Саша будет продавать? Назовите большие игрушки:
-большой мяч, большой колпак…
-А у Юли какие игрушки по величине?
-маленькие.
Юля маленькие игрушки будет продавать.
Назовите маленькие игрушки
-маленький мячик, маленькая елочка…
Дима и Ваня будут кассирами. Они нам чеки будут давать. Обращаю внимание детей на блоки Дьенеша.
-Какие по величине чеки у Вани?
-Большие
-А у Димы?
-маленькие
А мы будем покупать игрушки. Как нас назвать, если мы покупаем. Кто мы? Правильно, мы- покупатели.
Становитесь друг за другом в очередь. К Ване или Диме. Кто куда хочет.
Что надо подать покупателю, чтобы что-то купить?
-деньги.
-а вы вместо денег скажите, какой формы чек вам дать.
-Дайте мне пожалуйста квадрат.
-Спасибо!
А теперь можно игрушку покупать. Надо подойти к большим игрушками или к маленьким.
Куда вы подойдете, если у вас окажется маленький чек?
-К Юле. Потому что она маленькие игрушки продает.
Надо сказать продавцу форму и размер своего чека-фигурки.
-У меня в руках большой квадрат и я скажу: Дайте мне пожалуйста большое, квадратное.
Вот, Саша мне дает большую квадратную коробку. Спасибо!
А теперь, кассиры и продавцы, начинайте работу, вот сколько у вас покупателей.
Дети начинают игру, а воспитатель сопровождает отдельных детей.
Какой чек ты, Даша, хочешь?
-Треугольный.
-Дайте нам треугольник.
Он, Даша большой или маленький?
-Маленький.
-К кому из продавцов ты пойдешь?
-к Юле. Потому что у нее надо маленькие игрушки покупать. Чек маленький и игрушки маленькие.
-дайте нам, пожалуйста, маленькое, треугольное.
Юля дает пирамидку, забирает чек.
-Вот пирамидка: она маленькая и треугольная.
Воспитатель с помощью вопросов, подсказок стимулирует ролевой диалог покупателя и кассира, продавца и покупателя. Воспитатель спрашивает у детей, что они купили. Какого размера их игрушка, какой формы.
Дети играют с игрушками, покупают новые игрушки.
Можно поменять роли детей.
Ребята. Уже вечер, магазин закрывается.
Поэтому же типу можно учить детей одновременно ориентироваться на такие два признака как цвет и форма, величина и цвет.
Приложение 6
Сюжетно-дидактическая игра «Магазин подарков»
Цель: формирование у детей умение играть в сюжетно-дидактическую игру «Магазин подарков».
Задачи:
1. Расширять представления детей о работе магазина. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах реальных предметов.
2. Развивать умения оперировать сразу двумя свойствами предметов: выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по 2-м свойствам; называть свойства предметов, не называя сам предмет.
3. Приучать детей четко следовать правилам игры, следить за тем, чтобы и партнеры им следовали. Стремиться к игре с другими детьми, уметь взаимодействовать с группой численностью в 2—3 и более человека.
Игровой материал: игрушки (мяч, посуда, пазлы, мозаика, мягкая игрушка и т. д.); кукла Маша, предметы-заместители, кукла, кошельки, сумки, надписи «Касса», «Магазин», открытка, шапочка для продавца, столы, стулья по количеству детей, посуда кукольная, кроватка.
Предварительная работа: Поручение родителям посетить с детьми продуктовый, книжный магазины, магазин одежды и игрушек. Встреча с работниками магазина. Чтение стихотворений о продавцах, о пекарях. Чтение рассказа Джани Родари «Чем пахнут ремесла?» Лепка овощей, продуктов. Беседа о профессиях продавец, кассир, шофер.
Игровые роли: продавец, кассир, покупатели, шофер.
Ход игры:
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Минутка вхождения в день
-Дети, к нам в группу пришла открытка. Давайте посмотрим от кого она, и что в ней написано. «Здравствуйте ребята, у меня сегодня День Рождения, я вас приглашаю в гости. Приезжайте обязательно, я буду вас ждать. Кукла Маша». Воспитатель: Дети! У куклы Маши сегодня День рождения. Вы хотите пойти к ней в гости? На день рождения принято ходить с подарками, а у нас нет для нее подарка. Что же нам делать? (Предположения детей.) Где же мы сможем его купить?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Правильно! Что мы подарим Маше? А в каком магазине можно купить этот подарок для куклы Маши? Маша так хотела новую игрушку!
Дети: В магазине игрушек.
Воспитатель: Верно! А что продают в магазине игрушек?
Дети: Мяч, посуду, пазлы, машины, куклы, мозаику и т. д. – игрушки.
Воспитатель: Ребята, а что нужно взять с собой в магазин, чтобы купить игрушки?
Дети: Деньги, кошельки.
Воспитатель: Дети, а где у нас будет магазин игрушек? Может быть здесь? (Воспитатель показывает на столы).
Воспитатель: Ребята, кто работает в магазине игрушек?
Дети: Продавец.
Воспитатель: А кто еще работает в магазине?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Что делает продавец?
Дети: Продает игрушки.
Воспитатель: Что делает кассир?
Дети: Берет деньги за покупку, выдает чеки.
Воспитатель: Кто хочет быть продавцом? А кто же будет кассиром? Я буду покупателем. Кто еще хочет быть покупателем?
Если все дети хотят быть «продавцами» или «кассирами», то воспитатель предлагает выбрать роли с помощью считалки.
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Дети совместно с воспитателем устанавливают кассу, раскладывают на «витрину» игрушки, берут кошельки, «деньги», сумки.
-Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине.
Хрюшки и зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата
Все на полочках сидят
с нами поиграть хотят.
Подходите, не спешите
На игрушки посмотрите!
А вот и магазин игрушек!
Воспитатель: Здравствуйте! Покажите мне, пожалуйста, мяч. Сколько он стоит? Я думаю, он понравиться Маше. Я его возьму. Продавец отдает мяч и говорит: «Проходите в кассу».
Воспитатель: Здравствуйте, возьмите, пожалуйста, 50 рублей за мяч. (Кассир берет деньги и подает чек покупателю).
Кассир: Вот ваш чек. Спасибо за покупку! (отдает мяч). До свидания!
Воспитатель: Спасибо! До свиданья!
Воспитатель: Как я рада, теперь у нас есть подарок для куклы Маши! Но Маша живет так далеко, на чем мы можем до нее доехать?
Дети: На поезде.
Дети строятся паровозиком и едут. Звучит «Песенка Паровозика».
Воспитатель: А вот и домик Маши. Приехали!
Кукла Маша (Воспитатель): Здравствуйте! Проходите! (воспитатель держит куклу в руках). Дети: Здравствуй Машенька! Поздравляем тебя с днем рождения! Мы для тебя приготовили подарки. (Воспитатель и дети дарят подарки).
Кукла Маша: Спасибо!
Воспитатель: Маша, давай посмотрим, какие подарки тебе подарили. В магазине игрушек мы купили тебе мяч и пазлы.
Кукла Маша: Проходите за стол.
(Дети пьют с Машей чай).
Воспитатель: Спасибо за угощенье! Ребята, на День Рождение принято водить «Каравай». Вставайте в круг поздравим Машу! (Дети водят хоровод).
Кукла Маша: Спасибо за поздравление.
Воспитатель: Маша очень устала, ей пора спать. (Дети вместе с воспитателем укладывают куклу на кроватку, поют ей колыбельную).
Воспитатель: А нам нужно отправляться домой (Звучит «Песенка Паровозика»).
Приложение 7
Конспект проектной деятельности для детей 4-5 лет
«Магазин овощей и фруктов»
Цель: развитие умения считать в пределах 5
Задачи:
- Сформировать у детей умение играть в сюжетно-дидактическую игру «Магазин»
- Упражнять в присчитывании и отсчитывании предметов в пределах 5
- Развивать интерес и уважение к профессии продавец
Тип проекта: творческо-игровой
Оборудования: продукты для продажи, денежные купюры, ценники
Сроки: 1 неделя
Проблема:
Дети во время занятия по математике учились считать и задались вопросом, можем ли мы использовать счет до 5 в жизни?
Что мы знаем |
Что мы хотим узнать |
Как узнать |
Предметы, которые встречаются на пути; Умеем считать до 5; Умеем называть числительные по порядку; Различать предметы по форме и размеру |
можем ли мы использовать счет до 5 в жизни; где пригодится |
Поход детей с родителями в магазин (наблюдение) Беседа с детьми о том, где мы можем использовать счёт Дидактическая игра Занятие по изготовлению купюр Обыгрывание ситуации в магазине |
Ход
Дети вместе с родителями по просьбе воспитателя посещают магазин. Наблюдают за тем, как и где, расположен товар. Какие цены. Как работает продавец, что он делает. А так же им предстоит выяснить, где им встретились число и счёт.
Беседа с детьми «Где мы встречаем счёт»
В.- Ребята, вы выполнили моё задание?
Д.- Да
В.- Где же вам встретились числа?
Д.- Мы увидели числа на ценниках, на денежных купюрах.
В.- Молодцы. А где вам встретился счет?
Д.-Когда продавец считал весь товар и называл общую сумму и покупатели считали деньги или то, сколько продуктов взять.
В.- Правильно, молодцы.
-Скажите мне, в чем состоит работа продавца, что он для этого использует?
Д.-Работа продавца состоит в том, чтобы подсчитывать товары, деньги при получении и выдавать сдачу. Пользуется он кассой, в неё он складывает деньги, ещё у кассы есть такой датчик, который определяет цену товара по штрих-коду.
В.-Правильно, молодцы. Как много всего вы узнали.
В.-Скажите мне, а какие овощи и фрукты вы увидели?
Д.- Мы увидели: яблоки, бананы, киви, апельсины, мандарины, гранат, слива, груша, картошка, перец, лук, чеснок, огурцы, помидоры.
В.-Правильно, молодцы.
В.-А какие ещё магазины вы знаете? Чтобы это выяснить я предлагаю вам отгадать загадки.
Хлеб, кефир, печенье, сахар,
Яйца, овощи и фрукты
В магазине покупайте
Под названием…(продукты)
Ложки, кружки и тарелки,
Сковородки, вилки, блюда
Заходите, выбирайте!
Продается здесь…(посуда)
Вам малы пальто и брюки?
Платье не сидит, как прежде?
Уж давно пора, ребята,
В магазин сходить…(одежда)
Куклы, кубики, матрешки
Для себя и для подружки
Купит Маша в магазине
Под названием…(игрушки)
Здесь всегда для каждой ножки
Предлагаются сапожки.
Магазин тот славится.
Как он называется? (обувь)
В.-Вы верно отгадали все загадки. Ребята, а вы знаете, как назовется магазин, в котором есть все те магазины, которые вы отгадали в загадках?
Д.-Такой магазин называется «Торговый центр».
В.-А как называется магазин, в котором есть много разных отделов с продуктами.
Д.-Его называют «Супермаркет»
В.- Какие вы молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.
Дидактическая игра «Сделай цифру»
Цель: закрепление знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: пластилин, кубики, счетные палочки.
Ход:
Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать “ вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.
Дидактическая игра «Найди портрет числа»
Цель: закрепление умения считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.
Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.
Ход игры
Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.
Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке на тему «Овощи и фрукты»
Возраст (группа) – средняя
Тема – овощи и фрукты
Вид деятельности - лепка
Образовательные области – художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие;
Предварительная работа – беседа о овощах и фруктах; изучение формы овощей и фруктов
Оборудование и материалы – картинки овощей и фруктов, соленое тесто, клеёнки
Задачи:
Закреплять умение различать овощи и фрукты; совершенствовать умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы
Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, речь
Воспитывать дружеские взаимоотношения
ХОД
Мотивационно-ориентировочный этап:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребятки, какое сегодня доброе утро! Дети, посмотрите друг на друга, улыбаемся друг другу, какие мы красивые!
Коммуникативная игра «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп-хлоп)
Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)
Здравствуйте, щечки! (плюх-плюх-плюх)
Здравствуйте, губки! (чмок-чмок-чмок!)
Здравствуйте, зубки! (щелк-щелк-щелк!)
Здравствуй, мой носик! (бип-бип-бип!)
Здравствуйте, гости! Всем привет!
Воспитатель: Молодцы! А теперь сели на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Повтори».
- Назовите овощи и фрукты какие вы знаете.
- Овощи – Помидор, огурец, лук, морковь, капуста, картошка, баклажан, кабачок и т. д.
- Фрукты - яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан и т. д.
Поисковый этап:
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать. Если вы их отгадаете, то узнаете, что же мы с вами сегодня будем делать.
1. Само с кулачек,
Круглый бочек.
Тронешь пальцем гладко,
А откусишь - сладко, (яблоко)
2. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят, (помидор)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадки (вывешиваю картинки).
- Что изображено на первой картинке? Назовите одним словом. (фрукт)
А что на второй? (Овощ)
24
- Где растут овощи? (На грядке в огороде)
- Где растут фрукты? (На дереве в саду)
- Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)
- Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)
- А где мы можем взять овощи и фрукты помимо огорода и сада? (купить в магазине)
Практический этап:
Воспитатель: Ребята сейчас я предлагаю вам попробовать самим сделать овощи и фрукты с помощью соленого теста, но перед тем, как мы приступим к работе, давайте подготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот: (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
В.- Вот теперь наши руки готовы к работе. Сейчас мы с вами будем лепить яблоко. Скажите, а какого оно цвета? (Зеленое)
-Правильно, возьмите зеленое соленое тесто и разомните его, чтобы он стал, мягким и вам было легко лепить.
-А какой формы должно быть яблоко? (круглое, как мячик)
-Правильно, теперь скатываем круглое, как мячик яблоко. Берем тесто между ладошками и легкими круговыми движениями делаем мячик. (Показываю)
(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)
В.- Молодцы ребята, какие замечательные яблочки у вас получились. А сейчас я предлагаю вам сделать помидор.
- Какого цвета помидор? (красный)
-А какой он формы? (круглой)
-Ребята, возьмите красное соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими круговыми движениями делаем мячик. (Показываю)
(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)
Рефлексивно-оценочный этап:
В.- Молодцы ребята, какие хорошие у вас получились яблоки и помидоры.
- Вам понравилось занятие?
-О чем мы с вами говорили сегодня?
Приложение 8
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке на тему «Овощи»
Возраст (группа) – средняя
Тема – овощи
Вид деятельности - лепка
Образовательные области – художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие;
Предварительная работа – беседа о овощах; изучение формы овощей
Оборудование и материалы – картинки овощей, соленое тесто, клеёнки
Задачи:
Закреплять умение различать овощи; учить лепить предметы овальной и круглой формы;
Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, речь, внимание и мышление.
Воспитывать дружеские взаимоотношения
ХОД
Мотивационно-ориентировочный этап:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся
Воспитатель: Ребята сегодня я вам на занятие принесла овощи, а что бы узнать какие- вам нужно отгадать загадки.
Без окон, без дверей,
Полна горница людей, (огурец)
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло. (свекла)
Показываю картинки овощей
Поисковый этап:
Воспитатель: Молодцы, дети, вы отгадали все загадки.
1. А как можно одним словом это назвать
2. Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать
салат, сок)
Практический этап:
В.- Сегодня вы должны научиться лепить красивые и полезные овощи. А лепить мы их будем из соленого теста.
Тесто уже готово. Сейчас мы с вами поиграем и разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
В.- вот теперь наши пальчики готовы к работе. Сначала мы слепим с вами свеклу.
-Какого она цвета? (фиолетовая)
-А какой он формы? (круглая)
-Ребята, возьмите фиолетовое соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими круговыми движениями делаем мячик. Затем нам нужно пальчиками вытянуть один конец свеклы и сделать хвостик.
(Показываю)
(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)
В.- Молодцы ребята, какие замечательные груши у вас получились. А сейчас я предлагаю вам сделать огурец.
-Какого он цвета? (зеленый)
-А какой он формы? (овальный)
-Ребята, возьмите зеленое соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими движениями скатываем в колбаску.
(Показываю)
(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)
Рефлексивно-оценочный этап:
В.- Молодцы ребята, какие хорошие у вас получились огурцы и свекла.
- Вам понравилось занятие?
-О чем мы с вами говорили сегодня?
Приложение 9
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке на тему «фрукты»
Возраст (группа) – средняя
Тема – Фрукты
Вид деятельности - лепка
Образовательные области – художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие;
Предварительная работа – беседа о фруктах; изучение формы фруктов
Оборудование и материалы – картинки фрукты, соленое тесто, клеёнки
Задачи:
Закреплять умение различать фрукты; совершенствовать умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы
Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, речь
Воспитывать дружеские взаимоотношения
ХОД
Мотивационно-ориентировочный этап:
Раздаётся стук в дверь, воспитатель открывает и ей вручают корзину.
В.-Смотрите, ребята, какой подарок нам принесли! Ну-ка посмотрим что там.
Достаёт яблоко.
Что это? Какого цвета?
Потрогай яблоко Маша, Ваня, Дарина
Что вы почувствовали? (гладкое, круглое).
А это что? (апельсин)
Смотрите какой круглый, а цвет у него оранжевый.
А это что? Банан. Какого он цвета?
А это Кислинка-лимон. Желтый и кислый, но очень полезный. В нем много витамина С.
Поисковый этап:
В.-Смотрите, я сейчас спрячу фрукты под салфеткой, а вы попробуйте, не глядя достать тот фрукт, который назову.
Пробуют Соня, Карина, Вероника.
- Где растут фрукты? (На дереве в саду)
- Как можно использовать фрукты? (Варить компот, делать салат, сок)
- Что нужно сделать с фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)
- А где мы можем взять фрукты помимо огорода и сада? (купить в магазине)
- А вы знаете, ребята, что фрукты и овощи поставляют в наш организм витамины? Именно от латинского слова «жизнь» образовалось название привычных для нас витаминов. Витамины нужны всем.
Практический этап:
В.- Сегодня вы должны научиться лепить красивые и полезные фрукты. А лепить мы их будем из соленого теста.
Тесто уже готово. Сейчас мы с вами поиграем и разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика ФРУКТЫ
Как у нашей Зины (Делают ладони «корзинкой».)
Фрукты в корзине:
Яблоки и груши, (Загибают пальцы, начиная с мизинца.)
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
До чего красивы!
С веток ягоды снимаю (Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица.
И в лукошко собираю. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы
Ягод – полное лукошко! (собраны в щепотку) «снимаем ягоды».
Я попробую немножко.
Я поем ещё чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем ещё малинки.
В.- вот теперь наши пальчики готовы к работе. Сначала мы слепим с вами грушу.
-Какого она цвета? (желтая)
-А какой он формы? (круглый низ и немного вытянутый верх)
-Ребята, возьмите желтое соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими круговыми движениями делаем мячик. Затем нам нужно пальчиками вытянуть один конец груши.
(Показываю)
(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)
В.- Молодцы ребята, какие замечательные груши у вас получились. А сейчас я предлагаю вам сделать банан.
-Какого он цвета? (желтый)
-А какой он формы? (овальный)
-Ребята, возьмите желтое соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими движениями скатываем в колбаску. Затем нам нужно пальчиками вытянуть немного концы банана, на одном он будет чуть больше, чем на другом.
(Показываю)
(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)
Рефлексивно-оценочный этап:
В.- Молодцы ребята, какие хорошие у вас получились груши и бананы.
- Вам понравилось занятие?
-О чем мы с вами говорили сегодня?
Приложение 10
Настольно – печатная игра «Овощи»
Цель: Закрепить знания о различных овощах.
Ход игры: дети складывают картинки из частей и говорят как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.
Приложение 11
Игра на ощупь «Угадай, сколько»
Цель: формирование умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, за тем более похожие, коробка.
Ход игры. Воспитатель помещает овощи и фрукты в коробку и просит наблюдать, что ребенок будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют желающие дети.
Правила: В коробку заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом назвать предмет всем остальным.
Приложение 12
Сюжетно-дидактическая игра «Магазин овощей и фруктов»
Задачи:
Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа.
1. Знакомство с обобщающим понятием «магазин», рассматривание картинок по теме;
Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, деньги
ХОД
- Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.
- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
- А теперь послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. "Весёлый магазин"
В. – Дети, о чём говорится в стихотворении?
Д. – О магазине.
В. – Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?
Д. – Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.
В. – Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть магазин, он называется – «Овощи- фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок, за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?
Д. – Свекла. Это овощ. Свекла растёт на грядке.
В. – Достаю грушу. Что это?
Д. – Это груша. Это фрукт.
В. – Молодцы! Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок – здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и становятся в очередь).
В. – Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?
Д. – Яблоко
В. – А какое яблоко – зелёное или красное?
Д. – Зелёное, пожалуйста.
В. – Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.
Д. – Спасибо!
(Игра продолжается).
Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов.