Образовательный проект "Магазин овощей и фруктов" - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Образовательный проект "Магазин овощей и фруктов"

Квасова Е.Е. 1, Хлупина Е.Е. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день ребёнку в дошкольной образовательной организации необходимо усваивать элементарные математические представления.

Важной стороной математического развития дошкольника является формирование у него представлений о числе и счете. Счётные умения необходимы ребенку для познания окружающего мира, выполнения продуктивных видов деятельности, труда, успешного обучения в школе.

В средней группе педагог с целью формирования элементарных математических представлений может использовать сюжетно-дидактические игры, которые будут способствовать развитию личности.

Особенность сюжетно-дидактических игр заключается в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т.п.

В соответствии с примерной общеобразовательной программой Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» дети должны получить элементарные математические представления в области количества и счёта.

Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как развивающим, так и обучающим играм. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием были предложены А.А. Смоленцевой. В этих играх может быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, игровые задачи могут решаться непосредственно на основе усвоенных математических представлений и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

Таким образом, любая сюжетно-дидактическая игра может быть использована для формирования и закрепления элементарных математических представлений.

Цель: формирование элементарных математических представлений о количестве и счёте у детей 4-5 лет в процессе игровой деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать умения считать до 5, сравнивать две группы предметов, изготавливать предметы и атрибуты для сюжетно-дидактической игры

2. Закреплять умения считать порядковым счетом

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

5.Создать оборудование для реализации сюжетно-дидактической игры «Магазин овощей и фруктов»

Для реализации проекта предполагаются следующие этапы:

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Подготовительный этап

1.Анализ психолого-педагогической литературы по формированию элементарных математических представлений о количестве и счете

2.Диагностика уровня знаний детей по формированию элементарных математических представлений о количестве и счете

-наблюдение за проявлением знаний по математике в игровой деятельности детей

3. Взаимодействие с родителями

-родительское собрание «Формирование элементарных математических представлений»(Приложение 1)

Январь 2018 г. - долгосрочный этап

Педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста

Основной этап

Совместная образовательная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов

Дидактические игры

- «Счетная мозаика» (Приложение 2)

-«Правильный счет» (Приложение 3)

-«Сосчитай и назови» (Приложение 4)

Сюжетно-дидактические игры

- «Магазин игрушек» (Приложение 5)

- «Магазин подарков» (Приложение 6)

Проектная деятельность на тему «Магазин овощей и фруктов» (Приложение 7)

Организованная образовательная деятельность (ООД)

-ООД по лепке «Овощи» (Приложение 8)

-ООД по лепке «Фрукты» (Приложение 9)

Самостоятельная деятельность детей

Настольно – печатная игра «Занимательный счет» (Приложение 10)

Игра на ощупь «Угадай, сколько» (Приложение 11)

Обогащение предметно-развивающей среды

Муляжи овощей и фруктов

Денежные средства

Февраль - Апрель 2018 г. - долгосрочный этап

Педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста

Заключительный этап

сюжетно-дидактическая игра «Магазин овощей и фруктов» (Приложение 12)

Март 2018 года - краткосрочный этап

Педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста

Ожидаемые результаты

- Дети демонстрируют умения считать порядковым счетом до 5, сравнивать две группы предметов.

- Дети в ходе игровой деятельности демонстрируют умения взаимодействовать между собой, но и отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений.

- Создано оборудование в виде муляжей овощей и фруктов.

Приложение 1

Родительское собрание

«Формирование элементарных математических представлений»

На родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года. Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут ориентироваться во времени и пространстве.

Я объясняю родителям необходимость больше времени и внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия пальцами; застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом порядке.

Предлагаем родителям чаще использовать в игре с детьми счётные палочки.

Игры со счётными палочками.

Предлагаю родителям игры на развитие внимания, счета, величины, измерения, геометрических фигур, развитие логического мышления.

Памятка для родителей

«Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, а также геометрические формы (шар, куб)

3. Знать цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

4. Уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

5. Уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов, или убирать один предмет из группы с большим количеством.

6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

7. Ребенок должен уметь сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.

8. Уметь устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания величины.

9. У детей расширяется представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро- день- вечер- ночь, знакомятся со значением слов вчера, сегодня, завтра.

10. Дети знакомятся с пространственными отношениями далеко- близко (дом стоит близко, а березка растет далеко)

Свои знания по математике ребенок должен черпать не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходят родители ребенка.

Приложение 2

Дидактическая ига «Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Материал: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Приложение 3

Дидактическая игра «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Материал: мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Приложение 4

Дидактическая игра «Сосчитай и назови»

Цель: обучение пересчитыванию количества игрушек и называть итог.

Описание: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер-сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек?» назвать последнее названное им число. Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.

Вариант. Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии).

Приложение 5

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин игрушек»

Задачи:

1. Расширять представления детей о работе магазина. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах реальных предметов.

2. Развивать умения оперировать сразу двумя свойствами предметов: выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по 2-м свойствам; называть свойства предметов, не называя сам предмет.

3. Уметь вести продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращенных к реальному партнеру. Приучать детей четко следовать правилам игры, следить за тем, чтобы и партнеры им следовали

Материал: Столы-прилавки, на которых размещены игрушки 4 форм 2-х размеров. 2 столика кассиров, на которых размещены логические блоки Дьенеша: маленькие и большие.

Ход игры:

Ребятки, мы с вами приехали в магазин. Кто в магазине работает? Юля и Саша будут продавцами. Они нам будут продавать игрушки.

Саша вот твой товар. Какие все эти игрушки по величине? Большие или маленькие?

-большие.

-Что Саша будет продавать? Назовите большие игрушки:

-большой мяч, большой колпак…

-А у Юли какие игрушки по величине?

-маленькие.

Юля маленькие игрушки будет продавать.

Назовите маленькие игрушки

-маленький мячик, маленькая елочка…

Дима и Ваня будут кассирами. Они нам чеки будут давать. Обращаю внимание детей на блоки Дьенеша.

-Какие по величине чеки у Вани?

-Большие

-А у Димы?

-маленькие

А мы будем покупать игрушки. Как нас назвать, если мы покупаем. Кто мы? Правильно, мы- покупатели.

Становитесь друг за другом в очередь. К Ване или Диме. Кто куда хочет.

Что надо подать покупателю, чтобы что-то купить?

-деньги.

-а вы вместо денег скажите, какой формы чек вам дать.

-Дайте мне пожалуйста квадрат.

-Спасибо!

А теперь можно игрушку покупать. Надо подойти к большим игрушками или к маленьким.

Куда вы подойдете, если у вас окажется маленький чек?

-К Юле. Потому что она маленькие игрушки продает.

Надо сказать продавцу форму и размер своего чека-фигурки.

-У меня в руках большой квадрат и я скажу: Дайте мне пожалуйста большое, квадратное.

Вот, Саша мне дает большую квадратную коробку. Спасибо!

А теперь, кассиры и продавцы, начинайте работу, вот сколько у вас покупателей.

Дети начинают игру, а воспитатель сопровождает отдельных детей.

Какой чек ты, Даша, хочешь?

-Треугольный.

-Дайте нам треугольник.

Он, Даша большой или маленький?

-Маленький.

-К кому из продавцов ты пойдешь?

-к Юле. Потому что у нее надо маленькие игрушки покупать. Чек маленький и игрушки маленькие.

-дайте нам, пожалуйста, маленькое, треугольное.

Юля дает пирамидку, забирает чек.

-Вот пирамидка: она маленькая и треугольная.

Воспитатель с помощью вопросов, подсказок стимулирует ролевой диалог покупателя и кассира, продавца и покупателя. Воспитатель спрашивает у детей, что они купили. Какого размера их игрушка, какой формы.

Дети играют с игрушками, покупают новые игрушки.

Можно поменять роли детей.

Ребята. Уже вечер, магазин закрывается.

Поэтому же типу можно учить детей одновременно ориентироваться на такие два признака как цвет и форма, величина и цвет.

Приложение 6

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин подарков»

Цель: формирование у детей умение играть в сюжетно-дидактическую игру «Магазин подарков».

Задачи:

1. Расширять представления детей о работе магазина. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах реальных предметов.

2. Развивать умения оперировать сразу двумя свойствами предметов: выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по 2-м свойствам; называть свойства предметов, не называя сам предмет.

3. Приучать детей четко следовать правилам игры, следить за тем, чтобы и партнеры им следовали. Стремиться к игре с другими детьми, уметь взаимодействовать с группой численностью в 2—3 и более человека.

Игровой материал: игрушки (мяч, посуда, пазлы, мозаика, мягкая игрушка и т. д.); кукла Маша, предметы-заместители, кукла, кошельки, сумки, надписи «Касса», «Магазин», открытка, шапочка для продавца, столы, стулья по количеству детей, посуда кукольная, кроватка.

Предварительная работа: Поручение родителям посетить с детьми продуктовый, книжный магазины, магазин одежды и игрушек. Встреча с работниками магазина. Чтение стихотворений о продавцах, о пекарях. Чтение рассказа Джани Родари «Чем пахнут ремесла?» Лепка овощей, продуктов. Беседа о профессиях продавец, кассир, шофер.

Игровые роли: продавец, кассир, покупатели, шофер.

Ход игры:

-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Минутка вхождения в день

-Дети, к нам в группу пришла открытка. Давайте посмотрим от кого она, и что в ней написано. «Здравствуйте ребята, у меня сегодня День Рождения, я вас приглашаю в гости. Приезжайте обязательно, я буду вас ждать. Кукла Маша». Воспитатель: Дети! У куклы Маши сегодня День рождения. Вы хотите пойти к ней в гости? На день рождения принято ходить с подарками, а у нас нет для нее подарка. Что же нам делать? (Предположения детей.) Где же мы сможем его купить?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Правильно! Что мы подарим Маше? А в каком магазине можно купить этот подарок для куклы Маши? Маша так хотела новую игрушку!

Дети: В магазине игрушек.

Воспитатель: Верно! А что продают в магазине игрушек?

Дети: Мяч, посуду, пазлы, машины, куклы, мозаику и т. д. – игрушки.

Воспитатель: Ребята, а что нужно взять с собой в магазин, чтобы купить игрушки?

Дети: Деньги, кошельки.

Воспитатель: Дети, а где у нас будет магазин игрушек? Может быть здесь? (Воспитатель показывает на столы).

Воспитатель: Ребята, кто работает в магазине игрушек?

Дети: Продавец.

Воспитатель: А кто еще работает в магазине?

Дети: Кассир.

Воспитатель: Что делает продавец?

Дети: Продает игрушки.

Воспитатель: Что делает кассир?

Дети: Берет деньги за покупку, выдает чеки.

Воспитатель: Кто хочет быть продавцом? А кто же будет кассиром? Я буду покупателем. Кто еще хочет быть покупателем?

Если все дети хотят быть «продавцами» или «кассирами», то воспитатель предлагает выбрать роли с помощью считалки.

Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели,

А тебе водить велели.

Дети совместно с воспитателем устанавливают кассу, раскладывают на «витрину» игрушки, берут кошельки, «деньги», сумки.

-Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине.

Хрюшки и зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата

Все на полочках сидят

с нами поиграть хотят.

Подходите, не спешите

На игрушки посмотрите!

А вот и магазин игрушек!

Воспитатель: Здравствуйте! Покажите мне, пожалуйста, мяч. Сколько он стоит? Я думаю, он понравиться Маше. Я его возьму. Продавец отдает мяч и говорит: «Проходите в кассу».

Воспитатель: Здравствуйте, возьмите, пожалуйста, 50 рублей за мяч. (Кассир берет деньги и подает чек покупателю).

Кассир: Вот ваш чек. Спасибо за покупку! (отдает мяч). До свидания!

Воспитатель: Спасибо! До свиданья!

Воспитатель: Как я рада, теперь у нас есть подарок для куклы Маши! Но Маша живет так далеко, на чем мы можем до нее доехать?

Дети: На поезде.

Дети строятся паровозиком и едут. Звучит «Песенка Паровозика».

Воспитатель: А вот и домик Маши. Приехали!

Кукла Маша (Воспитатель): Здравствуйте! Проходите! (воспитатель держит куклу в руках). Дети: Здравствуй Машенька! Поздравляем тебя с днем рождения! Мы для тебя приготовили подарки. (Воспитатель и дети дарят подарки).

Кукла Маша: Спасибо!

Воспитатель: Маша, давай посмотрим, какие подарки тебе подарили. В магазине игрушек мы купили тебе мяч и пазлы.

Кукла Маша: Проходите за стол.

(Дети пьют с Машей чай).

Воспитатель: Спасибо за угощенье! Ребята, на День Рождение принято водить «Каравай». Вставайте в круг поздравим Машу! (Дети водят хоровод).

Кукла Маша: Спасибо за поздравление.

Воспитатель: Маша очень устала, ей пора спать. (Дети вместе с воспитателем укладывают куклу на кроватку, поют ей колыбельную).

Воспитатель: А нам нужно отправляться домой (Звучит «Песенка Паровозика»).

Приложение 7

Конспект проектной деятельности для детей 4-5 лет

«Магазин овощей и фруктов»

Цель: развитие умения считать в пределах 5

Задачи:

- Сформировать у детей умение играть в сюжетно-дидактическую игру «Магазин»

- Упражнять в присчитывании и отсчитывании предметов в пределах 5

- Развивать интерес и уважение к профессии продавец

Тип проекта: творческо-игровой

Оборудования: продукты для продажи, денежные купюры, ценники

Сроки: 1 неделя

Проблема:

Дети во время занятия по математике учились считать и задались вопросом, можем ли мы использовать счет до 5 в жизни?

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Как узнать

Предметы, которые встречаются на пути;

Умеем считать до 5;

Умеем называть числительные по порядку;

Различать предметы по форме и размеру

можем ли мы использовать счет до 5 в жизни;

где пригодится

Поход детей с родителями в магазин (наблюдение)

Беседа с детьми о том, где мы можем использовать счёт

Дидактическая игра

Занятие по изготовлению купюр

Обыгрывание ситуации в магазине

Ход

Дети вместе с родителями по просьбе воспитателя посещают магазин. Наблюдают за тем, как и где, расположен товар. Какие цены. Как работает продавец, что он делает. А так же им предстоит выяснить, где им встретились число и счёт.

Беседа с детьми «Где мы встречаем счёт»

В.- Ребята, вы выполнили моё задание?

Д.- Да

В.- Где же вам встретились числа?

Д.- Мы увидели числа на ценниках, на денежных купюрах.

В.- Молодцы. А где вам встретился счет?

Д.-Когда продавец считал весь товар и называл общую сумму и покупатели считали деньги или то, сколько продуктов взять.

В.- Правильно, молодцы.

-Скажите мне, в чем состоит работа продавца, что он для этого использует?

Д.-Работа продавца состоит в том, чтобы подсчитывать товары, деньги при получении и выдавать сдачу. Пользуется он кассой, в неё он складывает деньги, ещё у кассы есть такой датчик, который определяет цену товара по штрих-коду.

В.-Правильно, молодцы. Как много всего вы узнали.

В.-Скажите мне, а какие овощи и фрукты вы увидели?

Д.- Мы увидели: яблоки, бананы, киви, апельсины, мандарины, гранат, слива, груша, картошка, перец, лук, чеснок, огурцы, помидоры.

В.-Правильно, молодцы.

В.-А какие ещё магазины вы знаете? Чтобы это выяснить я предлагаю вам отгадать загадки.

Хлеб, кефир, печенье, сахар,

Яйца, овощи и фрукты

В магазине покупайте

Под названием…(продукты)

Ложки, кружки и тарелки,

Сковородки, вилки, блюда

Заходите, выбирайте!

Продается здесь…(посуда)

Вам малы пальто и брюки?

Платье не сидит, как прежде?

Уж давно пора, ребята,

В магазин сходить…(одежда)

Куклы, кубики, матрешки

Для себя и для подружки

Купит Маша в магазине

Под названием…(игрушки)

Здесь всегда для каждой ножки

Предлагаются сапожки.

Магазин тот славится.

Как он называется? (обувь)

В.-Вы верно отгадали все загадки. Ребята, а вы знаете, как назовется магазин, в котором есть все те магазины, которые вы отгадали в загадках?

Д.-Такой магазин называется «Торговый центр».

В.-А как называется магазин, в котором есть много разных отделов с продуктами.

Д.-Его называют «Супермаркет»

В.- Какие вы молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

Дидактическая игра «Сделай цифру»

Цель: закрепление знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: пластилин, кубики, счетные палочки.

Ход:

Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать “ вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

Дидактическая игра «Найди портрет числа»

Цель: закрепление умения считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.

Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.

Ход игры

Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.

Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке на тему «Овощи и фрукты»

Возраст (группа) – средняя

Тема – овощи и фрукты

Вид деятельности - лепка

Образовательные области – художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие;

Предварительная работа – беседа о овощах и фруктах; изучение формы овощей и фруктов

Оборудование и материалы – картинки овощей и фруктов, соленое тесто, клеёнки

Задачи:

Закреплять умение различать овощи и фрукты; совершенствовать умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы

Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, речь

Воспитывать дружеские взаимоотношения

ХОД

Мотивационно-ориентировочный этап:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребятки, какое сегодня доброе утро! Дети, посмотрите друг на друга, улыбаемся друг другу, какие мы красивые!

Коммуникативная игра «Здравствуйте, ладошки!»

Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп-хлоп)

Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)

Здравствуйте, щечки! (плюх-плюх-плюх)

Здравствуйте, губки! (чмок-чмок-чмок!)

Здравствуйте, зубки! (щелк-щелк-щелк!)

Здравствуй, мой носик! (бип-бип-бип!)

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Воспитатель: Молодцы! А теперь сели на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Повтори».

- Назовите овощи и фрукты какие вы знаете.

- Овощи – Помидор, огурец, лук, морковь, капуста, картошка, баклажан, кабачок и т. д.

- Фрукты - яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан и т. д.

Поисковый этап:

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать. Если вы их отгадаете, то узнаете, что же мы с вами сегодня будем делать.

1. Само с кулачек,

Круглый бочек.

Тронешь пальцем гладко,

А откусишь - сладко, (яблоко)

2. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят, (помидор)

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадки (вывешиваю картинки).

- Что изображено на первой картинке? Назовите одним словом. (фрукт)

А что на второй? (Овощ)

24

- Где растут овощи? (На грядке в огороде)

- Где растут фрукты? (На дереве в саду)

- Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)

- Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)

- А где мы можем взять овощи и фрукты помимо огорода и сада? (купить в магазине)

Практический этап:

Воспитатель: Ребята сейчас я предлагаю вам попробовать самим сделать овощи и фрукты с помощью соленого теста, но перед тем, как мы приступим к работе, давайте подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот: (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.  (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

В.- Вот теперь наши руки готовы к работе. Сейчас мы с вами будем лепить яблоко. Скажите, а какого оно цвета? (Зеленое)

-Правильно, возьмите зеленое соленое тесто и разомните его, чтобы он стал, мягким и вам было легко лепить.

-А какой формы должно быть яблоко? (круглое, как мячик)

-Правильно, теперь скатываем круглое, как мячик яблоко. Берем тесто между ладошками и легкими круговыми движениями делаем мячик. (Показываю)

(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)

В.- Молодцы ребята, какие замечательные яблочки у вас получились. А сейчас я предлагаю вам сделать помидор.

- Какого цвета помидор? (красный)

-А какой он формы? (круглой)

-Ребята, возьмите красное соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими круговыми движениями делаем мячик. (Показываю)

(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)

Рефлексивно-оценочный этап:

В.- Молодцы ребята, какие хорошие у вас получились яблоки и помидоры.

- Вам понравилось занятие?

-О чем мы с вами говорили сегодня?

Приложение 8

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке на тему «Овощи»

Возраст (группа) – средняя

Тема – овощи

Вид деятельности - лепка

Образовательные области – художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие;

Предварительная работа – беседа о овощах; изучение формы овощей

Оборудование и материалы – картинки овощей, соленое тесто, клеёнки

Задачи:

Закреплять умение различать овощи; учить лепить предметы овальной и круглой формы;

Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, речь, внимание и мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения

ХОД

Мотивационно-ориентировочный этап:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Дружно за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся

Воспитатель: Ребята сегодня я вам на занятие принесла овощи, а что бы узнать какие- вам нужно отгадать загадки.

Без окон, без дверей,

Полна горница людей, (огурец)

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло. (свекла)

Показываю картинки овощей

Поисковый этап:

Воспитатель: Молодцы, дети, вы отгадали все загадки.

1. А как можно одним словом это назвать

2. Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать

салат, сок)

Практический этап:

В.- Сегодня вы должны научиться лепить красивые и полезные овощи. А лепить мы их будем из соленого теста.

Тесто уже готово. Сейчас мы с вами поиграем и разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, (мнут капусту)

Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

В.- вот теперь наши пальчики готовы к работе. Сначала мы слепим с вами свеклу.

-Какого она цвета? (фиолетовая)

-А какой он формы? (круглая)

-Ребята, возьмите фиолетовое соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими круговыми движениями делаем мячик. Затем нам нужно пальчиками вытянуть один конец свеклы и сделать хвостик.

(Показываю)

(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)

В.- Молодцы ребята, какие замечательные груши у вас получились. А сейчас я предлагаю вам сделать огурец.

-Какого он цвета? (зеленый)

-А какой он формы? (овальный)

-Ребята, возьмите зеленое соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими движениями скатываем в колбаску.

(Показываю)

(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)

Рефлексивно-оценочный этап:

В.- Молодцы ребята, какие хорошие у вас получились огурцы и свекла.

- Вам понравилось занятие?

-О чем мы с вами говорили сегодня?

Приложение 9

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке на тему «фрукты»

Возраст (группа) – средняя

Тема – Фрукты

Вид деятельности - лепка

Образовательные области – художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие;

Предварительная работа – беседа о фруктах; изучение формы фруктов

Оборудование и материалы – картинки фрукты, соленое тесто, клеёнки

Задачи:

Закреплять умение различать фрукты; совершенствовать умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы

Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, речь

Воспитывать дружеские взаимоотношения

ХОД

Мотивационно-ориентировочный этап:

Раздаётся стук в дверь, воспитатель открывает и ей вручают корзину.

В.-Смотрите, ребята, какой подарок нам принесли! Ну-ка посмотрим что там.

Достаёт яблоко.

Что это? Какого цвета?

Потрогай яблоко Маша, Ваня, Дарина

Что вы почувствовали? (гладкое, круглое).

А это что? (апельсин)

Смотрите какой круглый, а цвет у него оранжевый.

А это что? Банан. Какого он цвета?

А это Кислинка-лимон. Желтый и кислый, но очень полезный. В нем много витамина С.

Поисковый этап:

В.-Смотрите, я сейчас спрячу фрукты под салфеткой, а вы попробуйте, не глядя достать тот фрукт, который назову.

Пробуют Соня, Карина, Вероника.

- Где растут фрукты? (На дереве в саду)

- Как можно использовать фрукты? (Варить компот, делать салат, сок)

- Что нужно сделать с фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)

- А где мы можем взять фрукты помимо огорода и сада? (купить в магазине)

- А вы знаете, ребята, что фрукты и овощи поставляют в наш организм витамины? Именно от латинского слова «жизнь» образовалось название привычных для нас витаминов. Витамины нужны всем.

Практический этап:

В.- Сегодня вы должны научиться лепить красивые и полезные фрукты. А лепить мы их будем из соленого теста.

Тесто уже готово. Сейчас мы с вами поиграем и разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика ФРУКТЫ

Как у нашей Зины (Делают ладони «корзинкой».)

Фрукты в корзине:

Яблоки и груши, (Загибают пальцы, начиная с мизинца.)

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы –

До чего красивы!

С веток ягоды снимаю (Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица.

И в лукошко собираю. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы

Ягод – полное лукошко! (собраны в щепотку) «снимаем ягоды».

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем ещё малинки.

В.- вот теперь наши пальчики готовы к работе. Сначала мы слепим с вами грушу.

-Какого она цвета? (желтая)

-А какой он формы? (круглый низ и немного вытянутый верх)

-Ребята, возьмите желтое соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими круговыми движениями делаем мячик. Затем нам нужно пальчиками вытянуть один конец груши.

(Показываю)

(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)

В.- Молодцы ребята, какие замечательные груши у вас получились. А сейчас я предлагаю вам сделать банан.

-Какого он цвета? (желтый)

-А какой он формы? (овальный)

-Ребята, возьмите желтое соленое тесто, разомните его. Берем тесто между ладошками и легкими движениями скатываем в колбаску. Затем нам нужно пальчиками вытянуть немного концы банана, на одном он будет чуть больше, чем на другом.

(Показываю)

(Самостоятельно выполняют работу, помогает по ходу работы)

Рефлексивно-оценочный этап:

В.- Молодцы ребята, какие хорошие у вас получились груши и бананы.

- Вам понравилось занятие?

-О чем мы с вами говорили сегодня?

Приложение 10

Настольно – печатная игра «Овощи»

Цель: Закрепить знания о различных овощах.

Ход игры: дети складывают картинки из частей и говорят как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

Приложение 11

Игра на ощупь «Угадай, сколько»

Цель: формирование умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, за тем более похожие, коробка.

Ход игры. Воспитатель помещает овощи и фрукты в коробку и просит наблюдать, что ребенок будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют желающие дети.

Правила: В коробку заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом назвать предмет всем остальным.

Приложение 12

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин овощей и фруктов»

Задачи:

Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Предварительная работа.

1. Знакомство с обобщающим понятием «магазин», рассматривание картинок по теме;

Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, деньги

ХОД

- Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.

- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

- А теперь послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. "Весёлый магазин"

В. – Дети, о чём говорится в стихотворении?

Д. – О магазине.

В. – Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?

Д. – Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.

В. – Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть магазин, он называется – «Овощи- фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок, за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?

Д. – Свекла. Это овощ. Свекла растёт на грядке.

В. – Достаю грушу. Что это?

Д. – Это груша. Это фрукт.

В. – Молодцы! Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок – здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и становятся в очередь).

В. – Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?

Д. – Яблоко

В. – А какое яблоко – зелёное или красное?

Д. – Зелёное, пожалуйста.

В. – Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.

Д. – Спасибо!

(Игра продолжается).

Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов.

Просмотров работы: 35