Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска». Принадлежность детей к группе риска имеет разные социальные корни. Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов.
Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.
В связи с этим хорошей поддержкой педагогическому коллективу, работающих с детьми группы риска в данном направлении, может явиться помощь волонтеров. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Волонтеров ждут в детских домах, приютах, в центрах временного содержания трудных подростков города Киселевска.
Сегодня волонтерство является неотъемлемой составляющей воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа. Это реальная бесплатная помощь социально незащищенным слоям населения города, особенно детям и подросткам.
Одним из направлений волонтерского движения уже на протяжении многих лет является организация культурно-досуговой деятельности в детских домах и приюте. Основными формами ее являются праздники, игровые, познавательные и развлекательные культурно-досуговые программы для детей, организованные студентами педагогического колледжа.
Разнообразное содержание сценариев детских мероприятий позволяет включать детей в разнообразные виды деятельности: музыкальную, игровую, театрализованную, танцевальную, спортивную, познавательную и здоровьеформирующую. Это способствует развитию воспитанников, создает условия для самореализации и творческого раскрытия ребенка.
Проведение театрализованных представлений, таких как, «Живая аптека», «Чудеса в шоколаде», «Яблоневый рай», «Пейте чай, друзья, по-русски!» «Фрутомины – это чудо! Фрутомины – это класс!», «Пусть всегда будет солнце!» в шутливой, игровой форме учат детей беречь свое здоровье, соблюдать гигиену, режим дня, оказывать первую помощь. Все это способствует целенаправленному развитию эмоционального мира ребенка, приобщению его к гармоничному, здоровому образу жизни.
Ежегодной традицией студентов педагогического колледжа стало проведение предновогодних акций добра и милосердия. В форме познавательного развлечения проведено праздничное мероприятие «Игрушек новогоднее мерцание» в МКУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие» г. Киселевска. Мероприятие помогает раскрыть значение и важность приближающегося праздника, закладывает основы праздничной культуры, расширяет кругозор учащихся, способствует личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию детей, создает радостное предпраздничное настроение. Познавательное развлечение построено в форме театрализованного представления и предполагает активное включение детей в данный процесс через их участие в певческой и танцевальной деятельности, чтении стихотворений, играх, аттракционах. В ходе мероприятия дети постепенно украшают елку игрушками, предварительно узнав историю новогодних украшений, учатся устанавливать коммуникативные связи, следовать правилам игры.
Продлить ощущение праздника, атмосферы радости и веселья, вызвать положительные эмоции и приподнятое настроение помогло проведение студентами праздника «Прощание с елкой».
Большую заинтересованность и радость детей вызвали такие театрализованные представления, как «В гостях у Осени»», «Давайте поиграем», «Книга сказок», «Праздник мыльных пузырей», «Веселое сладкоборье» и др.. Разнообразие обработанной информации, видов деятельности в развлекательно-игровых мероприятиях помогли создать благоприятную эмоциональную атмосферу праздника, способствовали поднятию жизненного тонуса у детей и студентов и формированию навыков коммуникативного общения, помогли расширить положительный опыт социальной деятельности детей.
Каждый выход к детям непременно сопровождается дарением сувениров, призов и подарков. Особую радость у детей вызывают совместно организованные чаепития, которые, как правило, затягиваются надолго и проходят в очень теплой, добродушной, искренне дружеской атмосфере. Такие посиделки дают много душевного тепла, взаимопроникновения, сердечности и детям и студентам. Весельем и счастьем светятся глаза всех: детей и самих студентов. Ведь добро приятно и радостно не только получать, но и дарить.
Миром радости, шутки, веселья, сказки наполнили будущие педагоги детские сердца, сумев зажечь в них теплый огонек, проявив при этом много выдумки, юмора, инициативы, импровизации, творчества.
Именно здесь появляется возможность реализовать себя, совершенствовать свои не только профессиональные качества в общении с детьми, но и некоторые общечеловеческие качества, в частности, черты характера, приобретающие в педагогической деятельности профессионально важное значение: доброжелательность, терпеливость, внимательность, чуткость и отзывчивость, самообладание, тактичность, выдержка, уверенность в себе, общительность и т.д.
Подарить нуждающимся детям повод для улыбки – значит сделать мир светлее, а детей счастливее. И, если мы можем подарить, хоть капельку добра, улыбок и радости, значит, это не пройдет даром!
Таким образом, организация волонтерской деятельности студентов педагогического колледжа, направленная на проведение досуга детей в детских домах и социальных приютах, помогает создать комфортную для жизни и воспитания детей психолого-педагогическую среду, где главные герои – смех и радость.
Дети нуждаются в тепле, заботе и внимании. Они готовы искренне и беззаботно дарить радость, наслаждаясь каждым моментом. Это многому учит нас, взрослых. Ведь будущему педагогу не должно быть все равно на то, что его окружает и в каком мире он живет.Поэтому необходимо постоянно быть готовым прикладывать усилия, для того чтобы мир вокругстановился лучше.
Библиографический список
1. Котельникова И.М. Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 2. - С. 32.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М. 2005. – с. 130.
3. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
4. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
5. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // http://ktoeslineya.ru/