СТИЛИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СТИЛИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Яровова Ю.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [2]. Это определение, с некоторыми дополнениями, подходит и для описания процесса обучения музыке в условиях индивидуальных занятий. Ведь кроме, собственно, передачи информации (информационно-коммуникативная функция), музыкально-педагогическое общение должно создавать в этом тандеме учитель-ученик ещё и правильный эмоциональный настрой (аффективно-коммуникативная функция). Значительное место в процессе музыкального воспитания занимают эстетические, волевые и творческие проявления педагога –музыканта. Благодаря этим проявлениям юные музыканты учатся также вкладывать в исполняемые ими произведения смысловое, эмоциональное наполнение - всё то, что делает музыку интересной и «живой». Выбрать правильные методы взаимодействия с учениками очень важно, потому что, придя впервые в класс музыки, дети рассчитывают на успех, даже если в музыкальную школу их определили без явного на то желания, а учителю, конечно, хочется, чтобы его труд «приносил свои плоды» в виде самостоятельных музыкантов.

Наиболее продуктивным процесс обучения становится, если учитель и ученик достигают взаимопонимания, заслуживают обоюдного доверия, а иногда становятся близкими друзьями. В таком случае, все, что будет сказано учителем на уроке, будет гарантировано правильно воспринято учеником. Более того, По мнению американского психолога К. Роджерса, эффективное педагогическое общение выполняет еще и психотерапевтическую функцию – облегчения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, обнаружить в себе позитивные качества [4]. Однако, намного чаще приходится слышать об обратном: о проблемах в обучении из-за недопонимания обучающего и обучающегося. В процессе педагогического общения, а особенно в классе музыки, где преподаватель зачастую человек экспрессивный, могут возникать стихийные, непреднамеренные, не осознаваемые педагогом действия. Это могут быть не только слова или жесты, но даже и выражение лица. Однако любые такие непреднамеренные проявления оставляют «след в душе» ребенка, поэтому педагогу лучше их избегать.

Так как же педагогу установить взаимопонимание со всеми учениками в своем классе, при всех их различиях? Как подобрать «ключик к сердцу» каждого ребенка? Для начала следует разобраться, какие педагогические стили и методы чаще всего избирают преподаватели и какие стили преподавания в целом принято различать.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский. Если преподаватель выбрал для себя авторитарный стиль, то в таком случае он единолично определяет деятельность обучающегося, пресекает всякую инициативу. Педагог выбирает музыкальные произведения без учета пожеланий ученика и строго предписывает, как именно эти произведения интерпретировать. В рамках этого стиля преобладают такие методы воздействия, как приказ, указание, инструкция, выговор, наказание, начальственный тон. Учитель-попуститель (иногда его ещё называют либералом) старается не вмешиваться в жизнь своего подопечного и вообще неохотно включается в педагогический процесс. Он не проявляет активности, легко подчиняется. Выбор этого стиля педагогического общения обычно связан со стремлением учителя снять с себя ответственность за результат обучения. Как показывает опыт, «либералы» редко завоёвывают авторитет в глазах своих учеников. В музыке такой стиль преподавания порождает неграмотность. Воспитанные «попустителями», музыканты плохо ориентируются в стилистике различных произведениях, традициях исполнения музыки разных эпох. Оба этих стиля считают непродуктивными, поскольку в ходе их использования обучающиеся не развивают в себе инициативные качества, приобретают психологические травмы, не добиваются ожидаемых успехов.

Наиболее предпочтительным в плане эффективности является демократический стиль педагогического общения. Он сочетает в себе некоторые черты двух уже упомянутых стилей и компенсирует тем самым недостатки каждого. Педагог в этом случае опирается прежде всего на мнение своего подопечного, но анализирует его с опорой на свои знания и опыт, он поощряет инициативы ребёнка и его стремление к самоорганизации. Свои пожелания преподаватель не излагает в форме приказа или назидания, а облекает их в форму просьбы или совета. Нужно помнить, что с помощью выбранных методов музыкального воспитания поддерживается интерес и мотивация к занятиям музыкой.

Реакция ученика на любой из педагогических методов сильно зависит от его темперамента, и для достижения согласия педагогу придется учитывать эти особенности. Например, ребенок-холерик не слишком усидчив и нетерпелив, предлагать ему повторять один и тот же фрагмент по многу раз – значит вызывать его агрессию. Зато такие дети очень явственно проявляют свои эмоции не только на уроке, но и на сцене. Сангвиники отличаются высокой работоспособностью, увлеченностью и вообще они очень артистичны и любят выступать на публике. Самое главное – увлечь такого ребенка. Если это получилось, то можно просить его на уроке повторять один и тот же фрагмент, пока не будет достигнут желаемый результат. Однако, сангвиники часто не доводят начатое до конца, и им свойственно переоценивать свои способности, поэтому часто случаются провалы на сцене и приходится переживать разочарования. Эти недостатки темперамента легко корректировать, если устраивать ребёнку выступления на публике – провалы будут случаться реже, и ребенок будет реальнее оценивать свои силы. Флегматичный темперамент обусловливает спокойствие, терпеливость, рассудительность, стабильность. Для педагога ученик с таким темпераментом – настоящий подарок. Ему свойственно упорство в учении и ровность в общении с учителем, он не боится трудностей и рутинной работы. Однако флегматики часто исполняют музыку хладнокровно, без эмоционального наполнения. Возможно, если предложить ребенку ассоциировать исполняемую музыку с какими-то образами, эту проблему можно решить. Противоположность флегматику в плане эмоциональности – музыкант-меланхолик. Они наиболее чувствительны и музыкальны от природы. А вот обучать такого ребенка сложно в силу его растерянности, застенчивости, ранимости. Жесткие методы воздействия на него оказывают подавляющее влияние настолько сильно, что ребенок уже готов бросить занятия музыкой [1; 3]. На то, как ребенок будет реагировать на методы воздействия, оказываемые на него, влияют также характер и психотип.

В любом случае, учитель, к которому в класс музыки привели ребёнка, принимает на себя огромную ответственность не только за конечный результат обучения, но также и за воспитание этого ученика, за его моральное благополучие и за его комфортное пребывание на уроках. Чтобы всего этого достичь нужно правильно выбрать стиль и методы педагогического общения с каждым конкретным учеником. Ну и конечно, главная задача на начальном этапе обучения – это, всего-навсего, заинтересовать юного музыканта, показать ему все разнообразие мира музыки. А появится желание – будет и результат.

Список литературы:

Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Л. Бочкарев. – М.: Институт психологии РАН, 1997. – 352с.

Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 256с.

Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности [Текст] / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. – М.: Владос, 2001. – 320с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994. – 480с.

Просмотров работы: 95