РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА

Щеголькова Ю.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Не поддается сомнению тот факт, что музыкальный слух у исполнителя должен быть развит в весьма высокой степени. Ведь только обладая профессиональным «грамотным» слухом возможно правильное восприятие музыкальной речи, а, следовательно - и создания собственной импровизации, сочинения. В связи с этим педагогу необходимо разобраться, какими характеристиками должен быть наделен слух музыканта-профессионала и каковы современные теоретические основания практики его развития? Музыкальный слух – это не только восприятие музыкальных звуков, высотности; это и слуховой анализ, и способность запоминать музыкальный материал, исполнять произведение, импровизировать.

Всестороннее развитие музыкального слуха осуществляется в систематическом курсе сольфеджио. Ниже будет представлена методика работы над музыкальным диктантом в классе педагогической практики с учащимися средней специальной музыкальной школы-колледжа при Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова.

На занятиях по сольфеджио у учащихся необходимо сформировать навык в ощущении и понимании ладотональных, ступеневых и функциональных связей. Здесь возникает потребность в многочисленных упражнениях в мелодике, интервалике, аккордике (в ладотональной сфере); в развитии «сознательного» слышания и потребности в правильном голосоведении и разрешении различных созвучий. Необходимо организовать работу слухового восприятия этих так называемых элементов музыки посредством воплощения некого музыкального знания или слухового восприятия, отдавая отчет о том, чтобы эти объекты не были осознаны теорией на стадии примитивных представлений о музыкальных структурах. Затем следует отработка этих навыков в области хроматизма, альтерации, но в строгом подчинении совершенно определенной основной или временной тональности. Что касается так называемой письменной формы контроля, а именно диктанта, то основным преимуществом при записи диктанта будут служить хорошо отработанные заранее мелодические и гармонические обороты, ладотональные попевки. Так как любому музыканту необходимо «мыслить слухом» в произведении мотивами.

Работа над музыкальным диктантом, должна исходить из строго продуманного плана с последовательным добавлением различных трудностей. Ведь правильно разработанный курс музыкального диктанта способствует развитию внутреннего слуха, навыка слухового анализа. Каждый урок является так называемой «гимнастикой ума», в котором совершенствуются умения объединять и обобщать сведения, полученные на уроках. В процессе записи диктанта развиваются определенные слуховые реакции на ладотональные смены, характерные мелодические обороты, функциональные связи; также должна происходить выработка понимания формообразующих элементов, метроритмических особенностей.

В курсе диктанта необходимо использовать как специально сочиненные примеры и упражнения, так и отрывки из художественной литературы. При этом следует выбирать музыкальные диктанты, концентрирующие в себе ряд изучаемых явлений: сочетание различных интонаций, аккордов. В систематической работе над музыкальными диктантами целесообразно чередовать различные примеры: так при разборе номера заимствованного из художественной литературы учащиеся определяли, как тот или иной оборот (мелодический, гармонический) используется композитором, каковы особенности музыкального языка. А обращаясь к специально сочиненному диктанту отметить, какой ранее пройденный в курсе сольфеджио или теории материал использовался. В течение всего четырехлетнего обучения в лицее на занятиях в классе сольфеджио необходимо планомерно развивать мелодический, гармонический, ладо-функциональный слух. Для этого при работе используются короткие упражнения (для быстрой записи с двух-трех проигрываний), схемы-последовательности, и музыкально-художественные примеры.

Работа над записью одноголосного диктанта с учащимися начинается с несложных упражнений. При этом к концу 8 класса необходимо ставить цель использования более сложных примеров. Параллельно с одноголосным диктантом проводится подготовительная работа над двухголосием (используются простые диатонические примеры, упражнения, включающие цепочки интервалов и аккордов на одном нотоносце). Следует подчеркнуть, что работа над диктантом осуществляется в постоянной связи с другими формами работы по сольфеджио: анализом на слух, пением интервалов и аккордов и т.п. Затем работа над двухголосием приобретает более самостоятельное значение и проходит в нескольких направлениях, это и: 1) развитие мелодической линии голосов при более развитом верхнем голосе и простом нижнем, затем с усложнением нижнего голоса (важной задачей является восприятие сочетания двух голосов на разных интервальных соотношениях и с разными ритмическими особенностями); 2) постепенное усложнение хроматизации голосов, использование отклонений и модуляций.

Запись диктанта гармонического склада также начинается с простейших примеров соединения и последования уже изученных оборотов к более сложным. Перед написанием музыкального примера следует используются подготовительные упражнения. Это своего рода небольшие по размеру попевки, использующиеся для того, чтобы акцентировать внимание на какой-либо характерный ход одного из голосов или же ритмический рисунок. Преимущество этих упражнений заключается в том, что они всегда лучше запоминаются, быстрее записываются, и проанализировать, сыграть на инструменте, пропеть их не должно составить труда. Эти небольшие характерные обороты в дальнейшем используются в «полноценных» диктантах или же при слуховом анализе.

Диктант, как одну из форм работы на уроках сольфеджио целесообразно проводится в конце урока, однако он может и открывать урок, но после предварительной «распевки», настройки слуха. Перед исполнением диктанта определяется его характерная задачу: будь то короткий быстрый пример - проверка реакции учащейся или наоборот диктант соответствующий характеру музыки. Не лишним будет вспомнить и о выразительности, отчетливости, разумности исполнения педагогом диктанта. Ведь на уроках любых теоретических дисциплин воспитываются, прежде всего, хороший музыкальный вкус. Вначале диктант проигрывается один-два раза, для представления и оценки целостности услышанного (анализа формы – каденций, кульминации, развития голосов в мелодии, метроритмической стороны). Поочередное исполнение каждой половины диктанта, но в дальнейшем заменяется на полноценное воспроизведение материала.

Внимательное прослушивание диктанта, мысленный охват целого – вот первоначальные действия, способствующие дальнейшей записи. И не смотря на то, что с первого раза учащимся не удается уловить все характерные особенности (характер движения, размер, форму, каденции и т д.), необходимо запомнить эти особенности в общих чертах. После двух-трех проигрываний проводится беседа с учащимися, для выяснения тех особенностей, которые они зафиксировали. Далее объясняется в каком порядке и как следует записывать диктант: это и разделение нотоносца на приблизительное количество тактов, запись в перерывах между проигрыванием, и самое главное запоминание услышанного, что и является основной задачей музыкального диктанта. На практике проводился эксперимент с учащимися в сочинении и записи собственного музыкального примера с предварительно расставленным ритмическим рисунком, сначала с помощью инструмента, в дальнейшем же только опираясь на внутренний слух.

Между перерывами в исполнении номера, педагогу необходимо периодически проверять запись учащихся, при этом обращая внимание на трудности, с которыми они сталкиваются. Подводить учащихся к пониманию того, что используется в данном номере: проанализировать в каком соотношении находятся голоса, в чем заключается особенность метроритма и т.п. По окончании записи диктанта следует провести его разбор по памяти (с учащимися необходимо выделить наиболее трудные и интересные места в тексте диктанта и попросить продемонстрировать вокально). Это стимулирует интерес и особое внимание в процессе работы. В качестве домашнего задания как вариант, используется материал, разобранный на уроке: это заучивание номера наизусть, пение его в транспортировке или же сочининение собственного пример с пройденными в диктанте трудностями.

Таким образом, хотелось бы отметить, что основной задачей педагога является создание насыщенного интересного урока, тем самым стимулирующего желание у учащихся к занятиям по сольфеджио.

Список литературы

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть I. Одноголосие. – М., 1992.

Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. Пособие к систематическому развитию слуха. – М., 1981.

Алеев В. Музыкальные диктанты (одноголосие, двухголосие, трехголосие). – М., 2014.

Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М., 2009.

Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов. – СПб., 2003.

Просмотров работы: 3