Некоторые аспекты общения в юношеском возрасте - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Некоторые аспекты общения в юношеском возрасте

Куц Е.Д. 1, Кварталова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение - это способ взаимоотношений людей между собой, в ходе которого люди обмениваются информацией и взаимодействуют по достижению какой-то цели. Через общение происходит взаимообогащение людей. Общение есть особый вид человеческой деятельности, приносящий не только пользу, но и эмоциональное удовлетворение его участникам. Это сущностная сторона человеческой психики, когда производится обмен не только информацией, но и реакциями, настроением, состоянием, установками и т.д. Общение является внутренней тенденцией развития личности, одной из наиболее значимых побудительных сил ее внутренней активности. Общение лежит в основе обучения и воспитания, почему они по своей природе и носят диалоговый характер [1].

Общение разделяют на уровни и функции, вот как классифицирует их Надежда Анатольевна Мельникова [2] .

Самый примитивный уровень общения – фатический т лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Иногда этот уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»). Следующий уровень общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер. Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Функции общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, критерию самопознания (А.В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А.А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить группы функций.

Психологические функции, которыеобусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова, между различными социальными группами. Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество. [3]

В самой процедуре общения М.Ю. Горбунова выделяет следующие этапы:

Этап 1: Переключение от общения с самим собой или другим партнером на общение с данным человеком.

На этом этапе прерывается, заканчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность, партнер становится важнейшим компонентом окружающей ситуации, начинается изучение партнера. Фаза переключения обычно занимает секунды, однако, неполное прохождение этой фазы существенно затрудняет последующий этап общения.

Этап 2: Установление психологического контакта.

От психологического контакта во многом зависит, каково будет первое слово, кто его произнесет, как оно прозвучит, и какое воздействие окажет на партнера. На данном этапе продолжается изучение партнера, выбирается стиль общения. В ходе установления контакта каждый из участников пытается определить необходимый ему тип ситуации не только для себя, но и для партнера. Из выбора типа ситуации вытекают актуальные роли партнеров. Контакт чаще всего устанавливается с помощью невербальных (неречевых) средств общения, но иногда и словами. Психологический контакт считается установленным, когда у обоих участников сложилась уверенность в том, что партнер включился в процесс общения (например, когда человек замечает, что некоторые микродвижения партнера скоординированы с его собственными).

Этап 3: Обмен речевыми сообщениями.

Основным этапом общения является обмен словесными текстами, в процессе которого партнеры выбирают соответствующий язык и формы общения, складываются конкретные формулировки аргументов. По времени обмен словесными текстами занимает обычно основную часть в процессе общения, но не трудно представить себе и такую ситуацию, в которой основное время уходит на установление контакта. Наиболее распространенная ошибка при общении - это сосредоточение всего внимания на третьем словесном этапе и недооценка важности остальных.

При более пристальном рассмотрении обмен речевыми сообщениями складывается из следующих процедур:

Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации, т.е. отправитель решает, какую значимую идею или проблему следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией.

Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонацию и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Передача. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал (вербально или не вербально) понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.

Этап 4: Разрыв психологического контакта.

Разрыв контакта требует ряд подготовительных действий. Подготовка к разрыву идет на двух уровнях одновременно: на словесном (исчерпывание темы разговора или его прерывание фразой типа: «Извините, я тороплюсь») и на невербальном уровне (поворот туловища, изменение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т. Д.).

Возвращаясь к теме, можно выделить особенности юношеского общения, по мнению А.В. Мудрика. [4]

Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек», «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития – физического, интеллектуального».

Педагог подчеркивает, что в центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. Этот анализ далеко не всегда идет явно, а чаще в диалектически снятом виде при обсуждении тем, на первый взгляд прямо его не предполагающих. И конкретные занятия, в процессе которых идет общение, могут часто служить лишь отправной точкой для анализа, который переходит часто в теоретический план. Доминанте юношеского типа общения соответствует появление нового типа диалога, специфичного для юношеского типа общения – исповедного. Юношескому типу свойственны и все остальные виды диалогов – фатический, информационный, дискуссионный.

Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружеского общения со сверстниками своего и противоположного полов. При этом, Ю. Азаров, отмечает, что дружбу со сверстниками противоположного пола очень трудно, если не невозможно, отличить от любви.

Общение как вид деятельности и фактор формирования и развития личности рассматривается в педагогике и психологии. Какие же формы общения использовали молодые люди 19 века и изменились ли они? Для решения поставленных вопросов, мы можем обратиться к таким классикам, как: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов, которые в литературных произведениях уделяли внимания балам, на которых молодые люди знакомились, общались, влюблялись, находили друзей и подруг. Это было одно из немногочисленных мест, где юноши могли свободно общаться с представительницами противоположного пола, так как образовательные учреждения делились по сословному статусу и были женскими и мужскими.

На балу чаще всего, можно было познакомиться с хозяевами дома, услышать и рассказать последние новости, показать себя и обсудить самую злободневную тему. Подробнее роль бала мы раскрываем в своем проекте «Бал в русской литературе 19 века». Работая над данной темой, мы отметили, что основной ролью балов было эффективное общение представителей разных поколений. Из этого можно сделать вывод, что общение – неотъемлемая часть жизни общества на всех этапах его развития.

Чтобы коммуникация имела результат, и драгоценное время не было потрачено впустую, следует прибегнуть к методам эффективному общению. Надежда Данькина считает, что эффективное общение, как это ни парадоксально, до сих пор является предметом обсуждения специалистов-психологов всего мира. Люди стараются найти одно общее средство для решения конфликтных ситуаций. Но многие специалисты советуют лишь слушать другого человека – именно это является основой для общения с положительным итогом. Вся информация обладает субъективностью, и нет такой темы, которая имеет лишь одну сторону. Любое мнение может быть верным или ошибочным, в контексте данной темы. Чтобы наладить общение с человеком, иногда достаточно прислушаться к нему, войти в его положение. Если каждый собеседник будет практиковать такое, то достичь позитивного эффекта будет гораздо проще. При этом данная позиция не допускает отказа от собственного мнения. Общение между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком, отцами и детьми имеет свои особенности. Но из каждой ситуации есть выход – достаточно лишь настроить себя на продуктивность общения, соблюдать несколько простых правил и думать о хорошем и результативном итоге.

Таким образом, что общество нуждается в умении бесконфликтно и эффективно общаться. Так как этого можно достичь и воспитать в себе и возможно ли это сделать? Мы провели опрос, по итогам которого можно сказать, что среди студентов первого курса ГПОУ «Киселевский педагогический колледж» лишь 7% среди опрошенных пренебрегают умением общаться, более 80% хотели бы обучиться эффективному общению и обучать детей.

Ниже мы остановимся на нескольких советах, которые помогут освоить это умение. Для начала нужно воспитать в себе привычку помнить о цели общения. Это очень важно для поддержания разговора в трудных и экстренных ситуациях, чтобы замотивировать себя на дальнейшее внимание к собеседнику и сказанным им слова. Так же важно не осуждать своего собеседника. Осуждение мешает трезво воспринимать мысли собеседника и самое главное, что оно больше мешает тому, кто испытывает это чувство, мешая добиться положенной цели. В общении всегда быть вежливым.

Этот пункт важен не только в работе и на производстве, но и в повседневной жизни. Вежливость позволяет вам услышать собеседника и если придерживаться этого правила, то многие внутренние конфликты могут быть решены или не допущены. В процессе общения следует уважать свое и чужое время. Время – самый ценный человеческий ресурс и не стоит тратить его пустыми конфликтами, либо отходом от темы. Не стоит торопиться и обрывать разговор на полуслове, но и затягивать его надолго тоже не стоит. Кроме того, старайтесь общаться с людьми на одном языке. Хорошо, если вы эрудированный человек и знаете много терминов, но это мешает разговору и делает его тяжелым. Встреча с незнакомыми и сложными словами отпугивает людей, но и примитивная речь не располагает к себе.

Таким образом, можно сказать, что эффективное общение можно воспитать в себе посредством уважения себя и собеседника, вежливостью и постановкой цели общения. Это три главных пункта, которые мы хотим выделить и посоветовать тем, кто хочет воспитать в себе это качество. Эффективное и бесконфликтное общение позволит облегчить жизнь, особенно в юношеском возрасте, а так же сэкономить ваше личное время и время вашего собеседника.

Список литературы

Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). [электронный ресурс] / В.С. Безрукова // Режим доступа: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/spiritual-culture/index.htm#206 (дата обращения 29.01.19.)

Мельникова, Н.А. Социальная психология. [электронный ресурс] / Н.А. Мельникова // Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/99604/18/Mel%27nikova_-_Social%27naya_psihologiya.html (дата обращения 27.01.19.)

Горбунова, М.Ю. Социальная психология. [электронный ресурс] / М.Ю Горбунова// Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3535705/ (дата обращения 30.01.2019.)

Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик// Юношеский тип общения. –2006. –С. 178-179.

Эффективное общение: возможно ли оно?: [Электронный ресурс] / https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/lichnost/88-effektivnoe-obshhenie-vozmozhno-li-ono.html (дата обращения 20.01.2019.)

Как правильно строить диалог с клиентом — опыт специалистов техподдержки Ringostat: [Электронный ресурс] / https://vc.ru/flood/38203-kak-pravilno-stroit-dialog-s-klientom-opyt-specialistov-tehpodderzhki-ringostat (дата обращения 27.01.2019.)

Просмотров работы: 86