Формирование коллектива первоклассников во внеурочной деятельности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование коллектива первоклассников во внеурочной деятельности

Типушкина А.В. 1, Кварталова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В решении социально - экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным уровнем. В том числе и формирование коллектива.

Разумеется, умение работать в коллективе играет не последнюю роль в становлении личности учащихся.

Очень важно, особенно в младшем школьном возрасте, придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всего коллектива. Первейшая задача учителя сплотить детей в дружный коллектив, включить каждого ученика в систему коллективных отношений

Таким образом, сплочение коллектива подразумевает не только объединение целей и интересов, но работу над собой по приобретению чувств ответственности и зависимости друг от друга. Отличительными признаками сплоченного коллектива являются: - наличие постоянной цели; - наличие в группе руководителя; - разделение и дифференциация ролей; - выработка специфической групповой культуры.

Актуальность работы в том, что, несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал проблема формирования коллектива во внеурочной деятельности все еще остается мало освещенной.

При этом современная педагогическая наука рассматривает именно внеурочную работу как важную составляющую часть при создании коллектива учащихся.

Проблемой формирования коллектива занимались такие педагоги и ученые, как А.В. Сухомлинский, А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкин, В.А Сластенин и другие. Все вышесказанное подтверждает актуальность темы нашего исследования «Формирование коллектива первоклассников во внеурочной деятельности».

В соответствии с темой исследования сформулирован научный аппарат

Проблема: каковы возможности внеурочной деятельности в формировании коллектива обучающихся первого класса.

Объект: процесс формирования коллектива обучающихся первого класса.

Цель: выявление возможностей внеурочной деятельности в формировании коллектива обучающихся первого класса.

Предмет: возможности внеурочной деятельности в формировании коллектива обучающихся первого класса.

Задачи:

Изучить теоретические основы проблемы формирования коллектива в психолого-педагогической литературе.

Раскрыть особенности формирования коллектива обучающихся первого класса.

Выявить возможности внеурочной деятельности в формировании коллектива обучающихся первого класса.

Проанализировать педагогический опыт по теме исследования.

Разработать проект по теме «формирование коллектива первоклассников во внеурочной деятельности»

Методы:

- анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы;

- анализ понятийно-терминологической системы;

- анализ педагогического опыта;

- конкретизация и обобщениt

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования коллектива младших школьников

1.1 Анализ проблемы формирования коллектива в психолого-педагогической литературе

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

Еще Аристотель отметил, что «коль человек- существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - ему нужны слушатели или зрители; сочинил стихи - кому- то посвятил.

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Особенностям формирования школьного коллектива посвящены работы многих исследователей в области психолого-педагогической науки.

Особую роль в этом отношении сыграли взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Так А.С. Макаренко глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива.

Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри школьного коллектива.

Практическая значимость исследования, заключается в дальнейшем использовании его результатов учителями начальных классов в учебно-воспитательной работе.

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей. По Л.С. Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”

А.С. Макаренко считал, что гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности».

Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности многих отечественных педагогов, но положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива:

- общественно ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

- организация органов самоуправления;

- направленность деятельности на общую пользу.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив.

Л.И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

- содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

- организационное единство;

- групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

- психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

- группа номинальная;

- группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);

- группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);

- группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);

- коллектив

В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В школьной практике - это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом с другими классами Разнотипные первичные коллективы взаимосвязаны и образуют ученический коллектив школы.

Каждый из коллективов, входящих в сложную структуру детского коллектива воспитательного учреждения, имеет свои органы самоуправления, которые будучи взаимосвязанными, образуют систему органов детского самоуправления. В школе это парламент, классные группы, советы клубов и добровольных обществ, совет ученической бригады, совет интерната, различные временные органы. От зрелости коллектива зависит разнообразие системы органов самоуправления характер их полномочий.

Особое место занимает главный орган управления детским коллективом образовательного учреждения (парламент школы). Он координирует и направляет деятельность других органов как непосредственно через свои секторы, так и опосредованно через активистов, входящих в тот или иной орган ученического самоуправления.

Совместная целеустремленная деятельность усиливает потребность в общении. В результате между ними возникают многообразные связи и отношения, объединяющие детей как членов одной социально-психологической общности.

Избирательные связи и отношения в первичном коллективе приводят к образованию микрогрупп эмоционально-психологического характера (дружеских и приятельских), каждая из которых включает небольшое количество детей, испытывающих по отношению друг к другу чувства взаимной заинтересованности, симпатии, дружбы.

Эти группы занимают различное положение в коллективе. Есть группы, лидирующие во всех видах деятельности, группы, авторитет которых ситуативен, группы обособившиеся, замкнувшиеся в сфере своих интересов. Задача состоит в том, чтобы вовлечь все эти группы в активную жизнь коллектива, подчинив мотивы их объединения общественно полезным целям.

В структуре коллективных отношений большое значение имеют связи первичных коллективов между собой и посредством общешкольного коллектива с другими коллективами как школ, так и других объединений. Связи с другими коллективами помогают предотвратить замыкание первичных коллективов и групп в узкие интересы только своих членов, приобщают школьников к широким социальным контактам, интересам других коллективов.

В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.)

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.

Это прежде всего - отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективе система распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, тем безошибочное срабатывают отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение цели.

Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:

- по тому, как относятся члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;

- по тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;

- по тому, как принимаются решения органами коллектива;

- по частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.

Безусловно, что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однако если роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточивается только на их организации, то эмоциональная жизнь коллектива обедняется, уменьшается количество контактов, связей между членами коллектива - и коллектив может стать для школьника чисто формальным объединением.

Поэтому необходимо развивать систему личных взаимоотношений в коллективе, их гуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.

Успешное функционирование детского коллектива требует создания возглавляющих его органов. Органы коллектива - это избираемые или уполномоченные лица, которым члены коллектива поручают совместно планировать общественные дела, распределять поручения между членами коллектива, проверять их выполнение, координировать и объединять работу всех первичных коллективов.

Наличие органов коллектива обеспечивает активность позиции каждого члена коллектива как организатора совместной жизни.

Органы коллектива могут создаваться двумя способами: либо избирается совет представителей первичных коллективов, или же органы коллектива избираются из числа лучших представителей коллективов. Преимущества первого способа в том, что в совете представлены уполномоченные каждого первичного коллектива, и это обеспечивает гибкость руководства. Преимущества второго способа в том, что в коллективный орган попадают самые зрелые и умелые ребята. При выборах в разные органы целесообразно сочетать оба способа.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемой формования детского коллектива занимались многие отечественные педагоги, исследовав ее достаточно глубоко, но проблема формования коллектива конкретно во внеурочной деятельности все еще является недостаточной изученной

Глава 1.2. Сущность понятия «коллектив», особенности формирования

коллектива обучающихся первого класса

В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей; второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д. [17, с.234].

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива [3, с.312].

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделил несколько стадий (этапов).

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

Вторая стадия - усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности [13, с.64].

В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое.

Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное.

Классный коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак - совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) - предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.

Вторым признаком коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность - основная для школьников.

Третий признак коллектива - наличие в нем отношений ответственной зависимости - в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя.

Исследователи коллектива (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и другие) показали, что классный коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей.

Процесс функционирования классного коллектива осуществляется неравномерно: для него характерны чередования подъема и относительной стабильности, постоянное усложнение перспективы превращения части их в традиции коллектива.

Классные коллективы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других.

В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается отдельными педагогическими работниками как позитивное явление. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче [6, с.90].

Работа с классным коллективом может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особенности его сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.

Как считал Л.М. Фридман, самое существенное качество классного коллектива, уровень ее социально-психологической зрелости, превращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии формирования классного коллектива

Первый из них - групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера классного коллектива.

Вторым критерием развития классного коллектива является способность группы к самоуправлению (самоуправляемость). К третьему критерию относится подготовленность классного коллектива к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности - ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.

Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показателях формирования классного коллектива: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость - две радости, разделенное горе - полгоря». Волевая коммуникативность - это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экcтремальных ситуациях.

Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются:

Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе;

Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу).

Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом можно назвать не каждую группу, а только соответствующую некоторым критериям. Важнейшими критериями выступают, во-первых, просоциальность коллективной деятельности, заданность ее более широким контекстом социальных отношений, во-вторых, успешность решения группой своих групповых задач, в-третьих, имеющиеся возможности для самоопределения каждой личности, в-третьих, благоприятный, здоровый климат коллектива, сказывающийся на мотивах взаимоотношений детей, на понимании ими друг друга, на способности сочувствовать и сплачиваться в трудную минуту.

В идеале классный коллектив самодеятелен и самоуправляем. Большое значение имеет положительное эмоциональное отношение детей к общественно полезной деятельности в классе. Успешность решения группой своих задач, может определяться моментом зрелости группы, или уровнем группового развития. Уровень группового развития одновременно является характеристикой сформированности межличностных отношений, результатом процесса формирования группы.

Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия [16, с.190].

Коллектив в педагогике - объединение учеников, отличающихся признаками:

1) Общая цель

2) Общая совместная деятельность

3) Соотношение частей

4) Общий выборный руководящий орган

Особенности коллектива: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие.

Классный коллектив - группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью [11, с.47].

Этапы создания коллектива:

1) становление коллектива (стадия первоначального сплочения). От педагога исходят все требования (ставится цель)

2) создание актива (саморегуляция, организация, инициатива от детей)

3) Создание собственного коллектива. Коллектив формирует целостную, нравственную личность.

Пути создания:

1) традиции (их необходимо создавать в группе),

2) перспективные линии (близкая: например, воскресная совместная прогулка; средняя (при наличии актива): подготовка школьного праздника; далекая: цель-успешное окончание школы)

3) параллельное влияние (учитель влияет на учеников не прямо, а через коллектив, через мнения друзей).

Признаком сформированности коллектива: 1) ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 2) ощущение защищенности каждого члена; 3) активность; 6) привычка к сдержанности в эмоциях и словах.

Три модели отношений между личностью и коллективом

1) Личность подчиняется коллективу.

2) гармонизация отношений

3) личность подчиняет коллектив (лидерство).

Таким образом, классный коллектив - это форма общности школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Для коллектива младших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкая способность к организации коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабовыраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп.

Для младших школьников характерна высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять. Учитель для младшего школьника, становится образцом для подражания.

Глава 1.3 Пути формирования коллектива младших школьников

Отличительными признаками стиля детского коллектива А. С. Макаренко считал: во-первых, мажор - постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности (А. С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого); в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию; и наконец, привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, как для детского коллектива, так и для коллектива педагогов. Эти законы варьируют в разного типа воспитательных учреждениях, но все они отражают ту систему требований, которая заложена в основе коллективного сотрудничества.

Как уже было сказано ранее, коллектив формируется постепенно и конечный результат процесса формирования коллектива зависит от факторов, которые влияли на коллектив в ходе его формирования. Основными факторами, которые могут оказаться:

1. Характер ведущей деятельности, ее цель.

Ведущая деятельность – это та деятельность, которая является основной в данной среде, в которой создается и существует коллектив (познавательная, игровая, художественная, спортивная). Однако среду создает не ведущая деятельность сама по себе, а ее характер.

Если в школе (в классе) царит высокоинтеллектуальная атмосфера, если учиться всем интересно, если в ней идет богатая умственная жизнь, если в ней предъявляются высокие требования к знаниям учащихся – это одна ведущая деятельность.

Если дети только отбывают уроки, если им учиться неинтересно, если процветают шпаргалки, списывание, принуждение – это уже другая ведущая деятельность. Хотя и там, и там – учеба. Разная у них цель, которая и определяет характер деятельности.

2. Постоянство (непостоянство): среды, условий, требований, места, состава коллектива, педагогического руководства. Любая среда, если она является постоянной, лучше, чем непостоянная, изменчивая. Непостоянство среды – фактор, разлагающе действующий на коллектив (например, смена учителя, классного руководителя).

3. Свобода (несвобода). Свобода человека (коллектива) заключается в том, что он сам решает, как ему действовать; несвобода же в том, что за него решают другие. Свобода, как и дисциплина, является не условием, а результатом воспитания. К ней нужно стремиться.

4. Внешняя организация необходима в любом коллективе: кто управляет, какие звенья (микрогруппы) выделяются в коллективе, кто за что отвечает и т.д. Главное требование к внешней организации – ее приспособленность к условиям жизни и работы коллектива, ее четкость и гибкость. Коллектив неорганизованный, безалаберный разлагает и своих членов. Но коллектив, в котором организация попирает собой свободу, разлагает не в меньшей степени. Вообще же самая лучшая организация та, которая создается по добровольному решению самого коллектива.

5. Общая психологическая атмосфера, под которой понимается тот дух грубости или вежливости, уважения к человеку или пренебрежения к нему и т.п., который характеризует данную среду. Это тоотношенческое пространство, которое определяет самочувствие школьников и качество их деятельности и в итоге их личностное развитие.

От взаимодействия этих факторов и от уровня их воздействия будет зависеть конечный результат формирования коллектива.

Так же стоит отметить, что для каждого класса стоит подбирать приемы работы и пути формирования коллектива отдельно, основываясь на индивидуальных особенностях класса. Так же желательно совмещать несколько путей формирования коллектива для достижения наивысших результатов и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Пути формирования коллектива могут быть следующие:

1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно - массовая деятельность учащихся.

2) Умелое предъявление требований: с первых дней чётко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении требований; учитывать эмоциональный фон.

3) Работа с активом: при подборе учащихся в актив класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических исследований хорошо изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения и организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его заместитель, учком и ответственные.

4) Организация перспектив. А.С. Макаренко сформулировалзакон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперёд, добивается всё новых и новых успехов. Практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость». Средняя перспектива требует больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени. Дальниеперспективы - сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, всё более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

5) Формирование общественного мнения. Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая даётся в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению, в коллективе реализуется принцип А.С.Макаренко «параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе принципа параллельного воздействия — требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. На школьников оказывают воздействие по крайней мере 3 силы - непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на 2-ой стадии развития коллектива.

6) Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, кактрадиции ( А.С. Макаренко). Традиции - это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события. Малые — скромнее по масштабам.

7) Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внутриклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: тематические недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно-полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они – частичка одного большого коллектива. У них воспитывается гордость и ответственность за общее дело.

8) Связь младших и старших школьников. Связь младших и старших школьников осуществляется, главным образом, через шефскую работу, а также участие в общешкольных мероприятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в году проводить день самоуправления.

9) Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность может включать мероприятия (праздники, классные часы и тд), использующие специализированные методики, направленные на формирование коллектива. Так же внеурочная деятельность может включать мероприятия требующие совместной работы учащихся и, как следствие, их активного взаимодействия, что приводит к более необходимости более плотного сотрудничества, и, как следствие формирование и закрепление дружеских взаимоотношений в коллективе

Классный руководитель играет важную роль в формировании коллектива. В зависимости от используемых методов и способов действий классного руководителя зависит становление этого коллектива и каждой отдельной личности.

Правильно выбранные способы действия позволяют удовлетворять потребности коллектива, а значит и потребности отдельной личности. Таким образом, формируется самооценка участников коллектива. А в младшем школьном возрасте это особо важно

ГЛАВА II. Возможности внеурочной деятельности в формировании

коллектива обучающихся первого класса

2.1.Характеристика возможностей внеурочной деятельности в формировании коллектива обучающихся первого класса

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства (Абрамова, 2010). Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живѐт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всѐ, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работа по формированию, а затем развитию детского коллектива (Гликман, 2008). На наш взгляд, внеурочная деятельность наиболее активно способствуют формированию коллектива младших школьников. Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (ФГОС НОО, 2010). Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственные духовно-нравственные ценности, приобретенные ребенком благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни. 25 Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); - художественное творчество; - социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); - трудовая (производственная) деятельность; - спортивно-оздоровительная деятельность; - туристско-краеведческая деятельность. (Григорьев, 2010) Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершѐнные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности (Григорьев, 2010).

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде (Григорьев, 2010).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (Маленкова, 2002).

Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. (ФГОС НОО, 2010).

Рассмотрим основные формы организации внеурочной деятельности.

1. Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Имеет ряд функций: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Особенностью кружковой работы является форма выражения итога, результата. 27 Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

2. Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Результатами деятельности клуба является: наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения (Баранова, 2013).

3. Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Отличительные признаки: специфические образовательные задачи; принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта; ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания). Результатом деятельности секции является проявление у ребенка техники спортивного мастерства.

4. Студия – форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности (театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия). Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.цели деятельности студий: развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности.

5. Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, 28 автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно- исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали). 6. Проект – наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности (Василенко, 2007). Широко распространенной формой внеурочной деятельности является классный час (час классного руководителя). Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, дети всегда активно отвлекаются на игровые формы общения. Выделяют два основных вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе. Классный час выполняет следующие функции:  просветительскую – даѐт возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах;  ориентирующую – способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей;  направляющую – призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.формирующую – формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Еще одним важным моментом в формировании коллектива для педагога является установление традиций класса (День именинника, календарные праздники: праздник Осени, для девочек - 8 Марта, для мальчиков - День Защитника, Новый год, Масленица; экскурсии, викторины, конкурсы). На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принят Обучение и воспитание в соответствии с новыми стандартами носит деятельностный характер, то есть ребенок должен уметь выбирать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Одной из популярных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в обиход И.П. Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Можно выделить виды коллективных творческих дел: - трудовые (например, «Трудовой десант»); - интеллектуальные (например, «Брейн-ринг»); - художественные (например, художественно-эстетическое творчество); - спортивные КТД (например, «Спартакиада»); - экологические (например, забота о живом мире природы) (Иванов, 1990). Ребенок активно участвует в творческой деятельности только при наличии мотивации. Поэтому задачей первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в деле. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Для того, чтобы 31 активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности можно смоделировать ситуацию творческого поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел». Вторым этапом коллективного творческого дела является совместное планирование, поиск способов достижения общей цели.

Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого. Третьим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того, чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми. Четвертый этап – проведение КТД. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла (Иванов, 1990).

При подведении итогов необходимо акцентировать внимание на долю участия каждого в общем деле. Особенно значимо для детей, когда успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми, но родителями и другими значимыми для них людьми. Коллективное творческое дело позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, позволяет проявиться чувству симпатии и интереса. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе такой деятельности, сплачивают детей, 32 помогают лучше узнать друг друга.

В групповой деятельности формируются умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности внутри группы. Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например, в движении, в игре, в знаниях, эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми.

Коллективная внеурочная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию (Сластѐнин, 2006).

Таким образом, важнейшим средством формирования коллектива выступает внеурочная деятельность. Питательная среда для пробуждения творческой природы воспитания – это совместная жизнедеятельность детей и взрослых. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.

Глава 2.3 Анализ опыта работы

В ходе нашего исследования мы проанализировали опыт работы учителей начальных классов с целью выявления методов, форм организации внеурочной деятельности в первом классе, способствующих формированию коллектива обучающихся первого класса.

В последнее время тема содержания образования широко обсуждается в педагогике. Большинство преподавателей считают, что в основе содержания образования должны быть способы мышления и деятельности, также качества, которые позволяют человеку достойно жить и трудиться в обществе и дадут «возможность непрерывного продолжения самообразования, саморазвития, самоопределения». Поэтому, всё чаще главными составляющими содержания образования называют умения коммуникации, нормы и навыки общения в коллективе, универсальные способы мышления и деятельности. В данном случае, умения коммуникации занимают особое место. В процессе обучения важно качественное взаимодействие ученика с учителем и другими учениками

Таким образом, являясь для ученика главным средством освоения содержания образования, умения коммуникации выступают как главный фактор продуктивности образовательных процессов. Особенно важен уровень владения этими умениями каждым учеником в коллективном учебном процессе, поскольку каждый ученик здесь является участником учебного процесса.

Учитель начальных классов МОУ «Сосновская основная общеобразовательная школа» Наталья Александровна Астафьева одной из целей своей педагогической деятельности считает формирование навыков общения у младших школьников, создание детского коллектива и развитие личности каждого ребёнка .

Свои уроки она моделирует в рамках современных образовательных технологий: игровая, информационно-коммуникационная технологии, технологии уровневой дифференциации и творческого развития, проблемное обучение.

По ее мнению, в процессе работы с младшими школьниками важно создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей. Поэтому на уроках она использует педагогические игры, которые отвечают всем требованиям возрастной психологии младшего школьника. В результате использования на уроках специальных игр, игровых приёмов и ситуаций у детей развивается речь, формируется мышление, воспитывается коммуникативность, любовь и привычка к интеллектуальным занятиям. Обучение в игровой форме получается более интересным, занимательным и результативным.

В процессе обучения (как на уроках, так и на внеклассных занятиях) она применяет игры-викторины, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Звёздный час»; спортивные игры: «Весёлые старты», «Сказочная Эстафета», «Зов джунглей»; акции: «Дурным привычкам – нет!», «Дни Здоровья»; внеклассные занятия: «В гостях у Здоровёнка», «Весёлая Масленица»; ролевые игры: «Выручай-ка», «Если друг оказался вдруг…"; игры на сотрудничество; часы общения; классные часы: «Уроки семейной любви», «Я имею права».

Учитель начальных классов школы ГБОУ СОШ № 371 в г. Санкт‑Петербург Анастасия Артуровна Мирвалиева считает, что младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребенка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребенка и уровень сформированности коммуникативной культуры младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной учебно‑воспитательной работы.

А.А.Мирвалиева для формирования навыков общения использует специальные коммуникативные тренинги, описанные А. С. Прутченковым, которые применяет на уроке в групповой деятельности и работе в парах, во внеклассной работе.

При проведении коммуникативных тренингов А. А. Мирвалиева вводит в активный словарный запас детей достаточное количество этических форм; ориентирует учащихся на бесконфликтное позитивное общение; стимулирует интерес учеников к коммуникативной деятельности; обращает внимание учащихся на важность общения в жизни человека, на различные аспекты коммуникативной деятельности; вовлекает в процесс общения мало контактных, замкнутых детей; формирует желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности.

Коммуникативные тренинги помогают эффективно формировать навыки общения у младших школьников, что помогает ребенку успешно социализироваться в обществе, то есть выстроить дружеские отношения между девочками и мальчиками.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 в г. Тюмень Дарья Ивановна Бурцева считает, что навыки общения формируются непосредственно в игровой деятельности. Дети играют сами в самые различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить уровень культуры общение младших школьников то есть, взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения.

Д. И. Бурцевой была составлена программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимся. Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом интереса младших школьников.

Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами культуры поведения в школе, общению, внешнему виду, отношению к учебе, труду, этике.

Формирование культуры общения (доброты, честности, доверия, вежливости) основывается на необходимости следовать нравственным правилам.

Одна из игр на сплочение коллектива – «Опасные рифы». Для этой игры все участники разделяются на «рифы» и «корабли». Вторым ведущий завязывает глаза, так что они могут ориентироваться в пространстве только под руководством «рифов», которые все видят. Задача рифов – не допустить столкновение кораблей с ними.

Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов по формированию у младших школьников навыков общения в процессе образования показал, что навыки общения формируются как на уроках, так и на внеклассных занятиях при помощи различных подходов

Глава 2.3 Проект по теме «формирование коллектива первоклассников школьников во внеурочной деятельности

Цель: Подбор методик по диагностики классного коллектива, разработка классных часов, направленных на сплочение коллектива младших школьников в рамках воспитательной программы « Наш класс – дружная семья».

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию коллектива младших школьников.

Подобрать комплекс методик по диагностике коллектива класса.

Воспитывать чувство коллективизма по средствам воспитательной программы.

Привлечь родителей к организации мероприятий и классных часов в рамках воспитательной программы, направленных на формирование и диагностику отношений в коллективе.

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Отношения между школьниками I-II классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения. К III-IV классам у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и соответственно происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания.

Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок являются ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступает, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которого учащиеся демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки, в основном, зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель - наиболее референтный для этого возраста взрослый.

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Чем глубже поймёт учитель классный коллектив, тем легче ему учить и воспитать их. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять в только коллективе и через коллектив.

При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведение в обществе, основы воспитания отношения к обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее развитие общества.

В школьном коллективе ребёнок знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. Здесь он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.

Из этого следует, что именно от учителя начальных классов зависит каким будет классный коллектив. Очень важно с самого начала обучения воспитывать в детях чувство коллективизма, ведь в последующих классах учитель диагностирует коллектив с помощью диагностик и, в зависимости от результатов, составляет для себя план работы. В него включается проведение разнообразные методик, игр, классных часов, направленные на корректировку.

Выбор методики зависит от цели, которую ставит перед собой педагог, а, соответственно, у каждой диагностики, игры, присутствует эта самая цель и направленность.

Данный комплекс методик, диагностик и игр может быть полезен как для диагностики возникших проблем в коллективе, так и, в зависимости от результатов, корректировка отношений в коллективе младших школьников, ведь только в целостном и дружном коллективе ребенок может чувствовать себя психологически комфортно, а, соответственно, познавательная активность, решение образовательных, развивающих и воспитательных задач будет более успешным.

Заключение

В ходе исследования проблемы формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности, мы убедились в ее актуальности и значимости рассматриваемых вопросов для учителя начальных классов, занимающегося развитием межличностных отношений. Коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается младшим школьником в семье, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами – профессионалами. Ребѐнок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно, а членом других и, прежде всего, классного коллектива он становится в силу определенных условий. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами установлено, что коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позиции подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально-ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, социальная справедливость и др. Мы считаем, что созданию и развитию детского коллектива способствует непременное развитие и наращивание определенных признаков, которые предполагают соблюдение следующих педагогических условий:

1. Наличие у коллектива единой общественно значимой цели, традиций, собственной истории развития.

2. Насыщение жизни коллектива различными видами общественно значимой деятельности.

3. Установление в детском коллективе отношений общественной зависимости, «взаимной ответственности и взаимного подчинения».

4. Реализация в коллективе идеи свободы личности, ее раскованности и, в то же время, защищенности каждого члена коллектива.

5. Наличие единой для всех членов коллектива системы требований.

6. Учет психологических особенностей класса и отдельных его членов.

7. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива младших школьников на основе сотрудничества. Кроме того, педагогу-воспитателю, озабоченному правильным развитием ученического коллектива, необходимо обратить внимание на работу по предупреждению и преодолению негативных явлений в коллективе: «групповой эгоизм», «звѐздная болезнь», нивелирование личности в угоду общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров (формальных и неформальных) и др.

Наше исследование не претендует на окончательное решение заявленной проблемы: мы рассмотрели лишь один из главных ее аспектов. В дальнейшем мы продолжим начатую работу в своей практической деятельности.

Список литературы

1. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 2000. – 302 с.

2. Опыт воспитания классного коллектива [Электронный ресурс]: Отличный сайт. – Режим доступа: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/bukova-marina-vladimirovna-opyt-vospitaniya-klassnogo-kollektiva. – 11.05.2018.

3.Возрастные Посвящения [Электронный ресурс]: Сияние рода. – Режим доступа: http://www.rasvetkubani.su/simvol-very/5-vozrastnye posvyashcheniya.html. – 4.04.2018.

4. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Школьные технологии, 2008. – 176 с.

5. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя «Начальная школа» [Текст] / Н. И. – Москва: Вако – 2004. – 160 с.

6. Классному руководителю о воспитательной системе класса [Текст] / Под ред. Е. Н. Степанова. – Москва: Педагогический поиск, 2003. - 240 с.

7. Макаренко, А. С. Педагогический опыт [Текст] / А. С. Макаренко. – Москва: Новая школа, 2000. - С. 67-69.

8. Лизинский, В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 2 [Текст] / В. М. Лизинский. - Москва: Педагогический поиск, 2002. - 160 с.

9. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой [Текст] / А. Н. Лутошкин. – Москва: Просвещение, 1986. – 259 с.

10. Народные художественные традиции и формирование личности [Электронный ресурс]: Сultinfo. – Режим доступа: http://cultinfo.ru/arts/folk/demo/books/tr&sovr/rogdest.htm. – 4.04.2018.

11. Немов, Р. С. Книга для учителей о психологии ученического коллектива [Текст] / Р. С. Немов. – Москва: Педагогика, 1988. – 244 с.

12. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории [Текст] / Л. И. Новикова. – Москва: Просвещение, 2000. – 386 с.

13.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.

14.Организация работы по формированию коллектива младших школьников [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/11/04/organizatsiya-raboty-po. – 6.03.2018

15.Приёмы сплочения классного коллектива [Электронный ресурс]: Учебно-методический кабинет. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/pri-my-splochenija-klasnogo-kolektiva.html. - 6.04.2018

16.Психология малой группы [Электронный ресурс]: Студопедия. – Режим доступа: http://studopedia.org/3-753.html. – 1.04.2018

17. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – 256 с.

18.Самые интересные традиции и обряды русского народа [Электронный ресурс]: Портал психологии и мистики. – Режим доступа: http://mistikasecret.com/samye-interesnye-traditsii-i-obryady-russkogo-naroda/. – 4.04.2018

19. Сергеева, В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я [Текст]. / В. П. Сергеева. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

20.Статья "Роль традиций в сплочении классного коллектива" [Электронный ресурс]: Рed-kopilka. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/statya_quotrol_tradiciy_v_splochenii_klassnogo_kollektivaquot-18493.htm. - 6.04.2018

21.Статья "Сплочение детского коллектива (из опыта работы)" [Электронный ресурс]: УчПортфолио.ru. – Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/articles/read/1138. - 10.05.2018

22. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 2000. -53 c.

23.Традиции класса как основа формирования коллектива [Электронный ресурс]: Хостинг документов. – Режим доступа: https://doc4web.ru/pedagogika/tradicii-klassa-kak-osnova-formirovaniya-kollektiva.html. - 10.05.2018

24.Традиции русского народа [Электронный ресурс]: Виртуальный музей. – Режим доступа: http://goldmuseum.ru/narody-rossii/russkie/tradicii-rus/. – 4.04.2018

Просмотров работы: 635