ПАССИВНАЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ХХI ВЕКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПАССИВНАЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ХХI ВЕКА

Едукова Л.В. 1, Лазарева С.Н. 1
1ННГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кинетическая (динамическая) архитектура — это архитектура, главным формообразующим признаком которой является движение в пространстве и времени. К настоящему времени в кинетической архитектуре сформировалось два направления. К первому направлению относятся здания, в которых их отдельные части могут двигаться относительно друг друга. Динамическая изменчивость зданий, их частей или элементов в этом случае возникает под воздействием естественных сил природы (ветра, воды, солнечного света) или при помощи механических систем.

Второе направление, которое называют «пассивная кинетическая архитектура», основано на тезисе, что движение в архитектуре может возникать и без фактического перемещения элементов или частей здания в пространстве под воздействием только идеи движения, заложенной в образе объекта, или в зданиях, форма которых сопоставляется с человеческим движением.

Эта идея не является новой для архитектуры. Форма любого здания одновременно обладает свойствами и статичности, и динамичности, но представленными в разной степени. Для кинетической пассивной архитектуры главным формообразующим признаком является движение, выраженное средствами визуальной динамики. Возникающая иллюзия движения объясняется особенностями зрительного восприятия и психологией человека и достигается с помощью таких композиционных приемов построения форм как ритм, пропорции, асимметрия, активным применением криволинейных поверхностей, скрученных объемов, а также при использовании в проектировании формообразующих принципов природы. На рис.1-3 приведены примеры архитектурных сооружений, обладающих эффектом визуального динамизма.

В кинетической ассоциативной архитектуре свойства и качества архитектуры соединяются со свойствами и качествами скульптуры, живописи, графики, звука, игры света и тени. Помогает реализовывать воплощение новых идей современной пассивной кинетической архитектуры применение ультрасовременных материалов и технических, компьютерных средств, инновационных методов архитектурного моделирования.

Рис. 1 - Культурный центр, Абу-Даби, ОАЭ, 2011, арх. Заха Хадид

Рис. 2 - Опера Harbin, Харбин, Китай, 2015, проект авторства MAD Architects

Рис. 3 - Музей искусств, Денвер, США, 2006, арх. Даниэль Либескинд

Ярким примером современной пассивной кинетической архитектуры, в котором обыгрывается идея движения человеческого тела, является широко известный 190- метровый жилой небоскреб Сантьяго Калатрава, построенный в г. Мальма в Швеции (рис. 5).

Рис. 4 - Turning Torso , скульптура архитектора Сантьяго Калатрава

Рис. 5 - Небоскреб в г . Мальма, Швеция, 2005, арх. Сантьяго Калатрава

Прообразом этого здания стала скульптура самого архитектора Turning Torso (рис. 4) [1], представляющая собой поворачивающуюся фигуру человека, который готовится к метанию диска. 54-этажный небоскреб является одним из первых спиралеобразных небоскребов в мире и до настоящего времени является одной из главных архитектурных достопримечательностей Швеции и всех скандинавских стран.

Ощущение движения при восприятии неподвижного объекта может возникнуть также при использовании такого художественного приема как игра света и тени, которым издревле художники пользовались для изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Наглядным современным примером использования этого приема в архитектуре служит музей современного искусства в Новой Зеландии, посвященный творчеству художника Лен Лая, известного своими кинетическими скульптурами, приводимыми в движение от легкого дуновения ветра[2].

Одной из архитектурных особенностей этого здания является зеркальный фасад, динамично изменяющий свой внешний вид в зависимости от времени суток. В качестве отделочного материала для фасада здания послужили листы отполированной нержавеющей стали, которые сформированы в виде волн и напоминают театральный занавес. За счет игры светотени на волнообразной поверхности этого фасада у человека визуально возникает ощущение того, что здание вибрирует (Рис.6)

Рис. 6 - Музей LenLye, Нью-Плимут, Новая Зеландия, 2015, арх.Эндрю Паттерсон

Интересно отметить, что появились первые здания, в архитектурном решении которых воплощена идея обратного кинетического эффекта. В этом случае визуальный динамический эффект при восприятии объекта возникает благодаря перемещению самих зрителей вдоль здания.

В качестве примера можно привести фасад автомобильной парковки госпиталя Eskenazi (рис 7). Основной задачей, поставленной перед архитекторами, была задача по оживлению фасада парковки за счет превращения его в интерактивное панно, которое реагировало бы на проходящих мимо зрителей и украшало город. Иллюзия подвижности фасада создается с помощью семи тысяч изогнутых под углом металлических панелей и игре света и цвета[3].

Рис. 7 - Госпиталь Eskenazi, Индианаполис, США, 2014, арх. Роб Лей

Внешний вид фасада меняется в зависимости от скорости перемещения и удаленности зрителей от фасада и от угла обзора. Чем быстрее происходит движение относительно паркинга, например, на автомобиле, тем быстрее изменяется его цвет. Несмотря на то, что цветовая гамма панелей простая (с одной стороны они золотисто-желтого, с другой - синего цвета), благодаря углам наклона поверхностей и световой рефлексии, при движении зрителей с разной скоростью вдоль стены создается иллюзия достаточно разнообразных цветовых оттенков от желтого до угольного.

Данный фасад производит на зрителей довольно сильное художественное впечатление. При этом решаются и чисто утилитарные задачи: маскируется неприглядное внутреннее пространство парковки и обеспечивается вентиляция помещения.

В заключение можно сказать, что в настоящее время направление пассивной кинетической архитектуры активно развивается, и что у этого направления имеются большие возможности для повышения художественно-эстетических качеств архитектурных объектов. Кроме того, кинетические идеи воплощаются в реальность более экономичными способами по сравнению со способами активной формы кинетической архитектуры. Все это свидетельствует о том, что у направления пассивной кинетической архитектуры большое будущее.

Литература:

1. [Электронный ресурс] // archidialog.com URL: https://eliinbar.files.wordpress.com (дата обращения: 15.11.18)

2. Музей Лен Лая [Электронный ресурс] // berlogos.ru: интернет-журнал о дизайне и архитектуре URL: http://www.berlogos.ru/work/muzey-len-laya/ (дата обращения: 10.12.2018)

3. Eskenasy hospital – кинетическая архитектура наоборот [Электронный ресурс] // architime.ru: информационно-образовательный ресурс, 2007-2018 URL: http://www.architime.ru/specarch/rob_ley/eskenazi_hospital.htm#1.jpg (дата обращения: 17.12.2018)

Просмотров работы: 33