КОНФЛИКТЫ ДИРИЖЁРА С ОРКЕСТРОМ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОНФЛИКТЫ ДИРИЖЁРА С ОРКЕСТРОМ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Соболев И.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа дирижёра с оркестром – это сложный, многогранный процесс, который помимо непосредственно акта концертного выступления обычно включает в себя длительную репетиционную подготовку, заключающуюся в изучении программы с оркестрантами, решении текущих организационных вопросов.

Как и в любом другом коллективе, в оркестре зачастую происходят конфликтные ситуации разного рода, уровня и масштаба. Некоторые из них связаны с самим репетиционным процессом и имеют целью разрешение спорных моментов в исполнении и нотном тексте, а также конкретизацию исполнительских указаний. Такие конфликты носят позитивный характер, поскольку положительно влияют на качество, выразительность и точность исполнения текста и воплощения замысла композитора. Другие, связанные с регулярным неисполнением некоторыми участниками творческого процесса своих должностных обязанностей, неподобающее обращение дирижёра с оркестрантами, личной неприязнью одних участников коллектива к другим, имеют негативный характер, поскольку итогом может стать разобщение или даже разрушение коллектива [2]. Самые громкие случаи нередко попадают в средства массовой информации.

Для более полного понимания особенностей конфликтов в крупном творческом коллективе исполнителей важно понимать его специфику. Во-первых, музыканты в большинстве своём являются людьми с высоким уровнем личной культуры и хорошими манерами, что само по себе будет служить препятствием для перехода конфликта в агрессивную фазу, предполагающую общение на повышенных тонах. Во-вторых, нужно иметь ввиду высокий уровень институционализации конфликтов в подобных составах, что означает наличие выработанного механизма ведения и завершения конфликта, а также лиц, отвечающих за разрешение такого рода ситуаций [2].

Так, в оркестре имеется инспектор, библиотекарь, а также концертмейстеры оркестровых групп, которые принимают на себя ответственность за отведённые им сферы деятельности. Дирижёр же выступает в роли главного механизма, обеспечивающего бесперебойное, слаженное и стабильное функционирование оркестра, а потому урегулирование всех возникших, а также недопущение вероятных конфликтов в коллективе является одной из основных его обязанностей. В зависимости от причины возникновения конфликтной ситуации, количества вовлечённых лиц, а также некоторых других внешних и внутренних факторов дирижёр выбирает и способы их разрешения.

Согласно транзактной теории Эрика Берна, человек может вступать в контакт с другими людьми, находясь в одном из трёх эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребёнок [1]. С позиции Родителя дирижёр, обладая всей полнотой власти начальствующего лица может требовать от оркестрантов соблюдения дисциплины, а также наказывать за её несоблюдение [5]. В том случае, когда до сведения каждого музыканта доведены его должностные обязанности, а также вероятные санкции за их невыполнение, вероятность возникновения конфликта на почве кажущейся жёсткости или несправедливости руководителя может быть сведена к минимуму.

Не так всё очевидно с конфликтами, возникающими непосредственно во время творческого репетиционного процесса. В данном случае наиболее благоприятным эго-состоянием для ведения диалога будет Взрослый, так как, во-первых, дирижёр задействует свою рациональную сторону личности, абстрагируясь от эмоций, а во-вторых, вектор, содержащийся в его высказываниях будет направлен к взрослой стороне личности собеседника, что позволит свести конфликтную ситуацию к дискуссионной при ведущей роли взаимного уважения обеих сторон диалога и принять взвешенное, логически обоснованное решение, которое устроит всех [3].

Рассуждая о противоречиях в оркестре, нельзя не упомянуть, что дирижёр также может спровоцировать конфликтную ситуацию. Это может быть вызвано различными факторами: высокими требованиями к оркестру, нарушением временного регламента репетиции, незнанием дирижёром определённых аспектов специфики инструментов, непозволительными высказываниями или отношением к артистам оркестра и другими причинами. Так или иначе, именно от последующих действий дирижёра будет зависеть исход ситуации, а выход из положения ему придётся искать под прицелом десятков пар глаз критически настроенных музыкантов. В случае, когда стоящий за пультом действительно не прав, важно помнить, что принесение извинений оппоненту не является проявлением слабости, а скорее наоборот убеждает собеседника в человечности, готовности признать ошибку и общаться с подчинённым на равных, что высоко ценится в руководителях и может способствовать укреплению авторитета дирижёра в коллективе. Так, например, советский фаготист Попов в своей статье, посвящённой взаимопониманию между дирижёром и оркестрантами упоминает случай, когда К. П. Кондрашин, исполняя в Большом зале консерватории Четвёртый фортепианный концерт Бетховена с солистом В. Клиберном промахнулся в каденции первой части, а после окончания акта лично извинился перед каждым оркестрантом. «Такие вещи навсегда остаются в оркестровой памяти как знак силы и профессионализма самого дирижёра», — заключает Попов [4].

Также отдельно стоит упомянуть о случаях, когда дирижёр устанавливает для оркестрантов требования к исполнению, выходящие за рамки возможностей определённых инструментов. В подобной ситуации можно говорить о превышении руководителем своих должностных полномочий, поскольку именно артист-инструменталист, а не человек за пультом тратит тысячи часов ежегодно ради постижения качеств, свойств и возможностей своего инструмента, не говоря уже о том, что исполнитель подобное замечание может воспринять как знак недоверия или неуважения, что может негативно отразиться на взаимоотношениях в коллективе и, как следствие, на качестве исполнения в оркестре. Также недопустимо забывать о том, что оркестр отреагирует на «волевой посыл» дирижёра и последует ему лишь в том случае, когда он основан на неоспоримой логике [4].

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, конфликты – неотъемлемая составляющая творческого процесса в крупном музыкальном коллективе, необходимая для его диалектического развития. Во-вторых, взаимное уважение и доверие дирижёра и артистов оркестра является прочным залогом слаженной работы всего коллектива. В-третьих, изучение основ педагогики, психологии и конфликтологии является обязательным для дирижёра в любом оркестре, так как в том и только в том случае, когда руководитель заинтересован в создании благоприятной эмоциональной атмосферы и установлении доверительных отношений в коллективе возможно достижение творческого результата высокого уровня совместными усилиями каждого участника оркестра.

Список литературы:

Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии [Текст] / Пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2009.

Козер Л. А. Функции социального конфликта [Текст] // Американская социологическая мысль. – М., 1996.

Перминова Н. А.   Трансактный анализ, как метод психотерапии [Электронный ресурс] // Трансактный анализ для всех. – URL: http://www.transactional-analysis.ru/methods/273-ta-method (дата обращения 01.02.2019)

Попов В. С. Дирижёр и оркестрант: к проблеме взаимопонимания // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. №2 (10). – С.113–123.

Шишова Е. А. Психологические особенности дирижёрской деятельности [Текст]. Челябинск, 2009.

Просмотров работы: 163