«Позвольте увлечь себя, отдайтесь желанию постичь невозможное.
Речь не идет о том, чтобы притворяться, будто мы – дети,
просто детство – единственный момент, когда это состояние мгновенно достижимо. Можно назвать это состояние невинностью,
или, если быть более циничным, наивностью.
Это мир, в котором понятия добра и зла попросту отсутствуют…»
Джеймс Тьерре
Джеймс Тьеррé – внук Чарли Чаплина, акробат, танцовщик, мим, скрипач, актёр и режиссёр. Родился будущий артист в швейцарском городке Лозанне в начале мая 1974 г. Его родители – Виктория Чаплин (дочь великого мима) и Жан-Батист Тьерре (внук известнейшего в Европе драматурга Евгения О'Нила) являются одними из родоначальников «Нового цирка», который воссоединяет на сцене цирковые жанры и театр. В конце 70-х они основали собственный цирк «Le Cirque Invisible», который на самом деле как внешне, так и по содержанию очень отличался от привычного всем классического.
Тьерре с детства окунулся в цирковую жизнь со всеми ее сложностями и радостями. Ему не понаслышке известно о переезжей жизни, смене школ, упорном труде. Четырех лет отроду Джеймс совместно со своей сестрой Аурелией участвовали в постановках родителей и были известны своим чемоданчиком на ножках. «Я родился в цирке, я вырос в цирке, я — циркач» - говорит Тьерре.
Получив начальное образование в домашних условиях, Джеймс Тьерре учился в Гарвардской театральной школе и в Национальной Консерватории драматического искусства в Париже, проходил стажировку в качестве актера. В 1998 году Джеймс Тьерре основывает свой театр под удивительным названием «La Compagnie du hanneton», что в переводе означает «Компания майского жука». Вместе со своей труппой начинает работать над постановками, которые принесли известность Джеймсу Тьерре с его невероятным театром, и однозначно закрепили за мастером титул яркого и редкого представителя нового цирка. Нужно заметить, что родители всячески поддерживала Джеймса. Так мать, Виктория Чаплин, является художником ко всем костюмам, которые неоднократно были отмечены критиками как невероятно удачными для подобных сюрреалистических постановок и являются неотъемлемой частью стиля Тьерре.
Джеймс не любит, когда его пантомиму сравнивают с игрой Чарли Чаплина, которому он приходится внуком и на которого он так удивительно похож внешне. Не вызывают восторга у Тьерре и попытки каких бы то ни было сравнений его драматургии с работами прадеда – лауреата Нобелевской премии по литературе Юджина О’Нила. Своему художественному наследию Джеймс Тьерре благодарен в первую очередь родителям. Именно они, одни из зачинателей и вдохновителей так называемого «Нового цирка», течения, объединившего драму, театр и традиционные цирковые жанры, своими усилиями превратили представления из набора традиционных номеров в своего рода поэтические произведения, рассказанные при помощи акробатики, клоунады, фокусов и всех сподручных видов искусства.
Первой постановкой нового театра во главе с Джеймсом Тьерре стал зрелищный спектакль «Симфония майского жука» (1998). «Я люблю смешивать жанры, – не скрывал своих намерений Тьерре, – организовывать дисбаланс, переплетать самые разнообразные течения. И потом, все что я делаю на сцене, это и есть я, это моя история». Так в конце девяностых родилась на свет первая постановка Тьерре «Симфония майского жука» – фантасмагория о царстве Морфея, безумный коктейль из комедии, драмы, пантомимы, пластики, машинерии, трюков и нереальных одеяний.
Не в последнюю очередь из-за своей экстравагантности и нестандартности подхода постановка очень быстро начала приобретать публичную известность. Актерская труппа, именуемая созвучно названию спектакля «Компания майского жука» (любопытно, что «майский жук» – семейное прозвище Джеймса Тьерре) начала активно ездить в турне, сцены становились все более отточенными, номера все более продуманными, а музыка все более изысканной. Народная любовь, к счастью, пришла раньше, чем официальное признание (в виде наград «Мольера» – важнейшей театральной премии во Франции). Правда, ожидание того стоило – призы посыпались как из рога изобилия: «Лучший дебют», «Лучшая режиссура», «Лучшие костюмы», «Лучшая бюджетная постановка». Стоит отметить забавный факт, что награду за дебют представление получило лишь спустя восемь лет после самого дебюта, но лучше, как говориться, позже…
Удивительные, во многом сюрреалистические спектакли Джеймса Тьерре, создающего неповторимый и причудливый мир из цирка, танца и поэзии, – это путешествие во времени и пространстве. В своем втором представление, навеянном «Жизнью пчел» Мориса Метерлинка, Джеймс визуализировал не то заброшенный театр, не то сказочный замок, или же чердак, заполненный старыми ненужными вещами. Зрителям с неустойчивой психикой настоятельно рекомендуется воспринимать происходящее действо, где артисты дурачатся, танцуют, падают и летают, не более как авторскую галлюцинацию. Не то существует большая доля риска заболеть «синдромом Тьерре», навсегда лишившись возможности размышлять плоско, стереотипно, зашоренно, что неминуемо приведет к смене внутренних приоритетов и переоценке духовно-эстетических ценностей. Тем же, кто утратил остовы скепсиса добро пожаловать в третье кругосветное путешествие с капитаном Джеймсом Тьерре у штурвала – «До свидания, зонтик».
Сюжет спектакля-путешествия «До свидания, зонтик» в самых общих чертах исходит из мифа об Орфее, отправляющимся на поиски своей возлюбленной, Эвридики, которую он, едва найдя и освободив от смерти, вновь обречен был потерять. Так и герой Джеймса Тьерре предается ностальгическому воспоминанию о возлюбленной, которую он постоянно ищет, и неотвратимо теряет в каждом последующем эпизоде. А грозит ей, кажется, не реальная смерть с косой, а некая ирреальная, то необъяснимо-таинственная, то откровенно бурлескная материя (в обличии огромного ствола из множества канатов, способного поглотить в свою утробу). Да и невообразимых существ тут хватает: рыбы, гусеницы, улитки, которые пытаются уничтожить героя. Хотя выглядят они так нарочито театрально, что становится безудержно смешно. Как боль и радость, трагическая безысходность соседствует здесь с нежнейшей иронией.
Конец прогулки по волнам Фантазии можно провести в медитации или, как Джеймс Тьерре в своем моноспектакле «Рауль», в поисках самоидентификации. Феерическая сказка-притча поможет каждому разобраться в себе, погрузившись в историю об отшельнике, который вернувшись в свою лачугу-шатер, обнаруживает, что некто, укравший его личность, там уже живет. Бессловесная, как и большинство представлений Тьерре, картина способна каждому из нас рассказать о человеческой сущности куда больше, чем многочасовые психоаналитические сеансы. Для СМИ галлюциногенный комик трактует подобную ситуацию так: «Я никогда ничего особо не объясняю, слово – это не мой конек. Я воображаю себе ситуацию, а потом ищу метод как ее реализовать. Хотя, в конечном счете, я отдаю себе отчет в том, что стремление во что бы то ни стало следовать определенной сюжетной линии будет только тормозить, рискует заключить спектакль в некий ненужный каркас и сломать. Моя цель скорее заключается в том, чтобы привести зрителя в пространство, где пересекается рассказ и визуальная эмоция».
В целом же передать словами то, что Джеймс Тьерре творит и воплощает на сцене достаточно трудно. Невероятно точно высказался по этому поводу один из критиков: «Такое впечатление, что Льюис Кэрролл пришел в гости к Сальвадору Дали». Добро пожаловать! Талантливый режиссер и ведущий исполнитель спектаклей «Компании майского жука» – Джеймс Тьерре, возродил старый цирк в удивительном синтезе многих искусств, подарил зрителю возможность снова видеть чудеса прямо на сцене, возродил веру в то, что настоящее зрелище и удивительный мир фантазий не нуждается в компьютерных дорисовках.
Список литературы
Графф А. Джеймс Тьерре: фантазии Майского Жука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soloneba.com/james-thierree-the-junebug-fantasy/ (дата обращения: 01.02.2019).
Кто такой Джеймс Тьерре? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/328088/kto-takoy-djeyms-terre (дата обращения: 01.02.2019).
Джеймс Тьерре – новый цирк в театре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anysite.ru/publication/dzhejms-terre (дата обращения: 01.02.2019).